Тюменцева Ирина Михайловна
Практикум для родителей «Эффективные методы развития речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель-логопед Тюменцева И. М.
Практикум для родителей
«Эффективные методы развития речи детей 3-4 лет»
Для социальной адаптации в обществе и дальнейших успехов в школьном обучении важную роль играет развитие речи у детей 3-4 лет, которое отличается характерными особенностями. Есть определённые нормы данного показателя, на которые должны ориентироваться родители. Если они выясняют, что есть отклонения и риск отставания от сверстников, необходимо догонять упущенное. Есть множество методик, которые позволят это сделать. Итак, чем же отличается речь трёх-четырёхлетнего ребенка?
Публикация «Практикум для родителей „Эффективные методы развития речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Характерные особенности
Выделяют характерные особенности развития речи детей 3-4 лет, которые являются нормой для большинства из них. Родители должны о них знать, чтобы вовремя заметить, наблюдаются ли они у их чада. К ним относятся:
• в 4 года — около 2 000 слов в активном лексиконе, норма речевого развития детей 3 лет — 1 500 слов;
• попытки говорить чётко, правильно, даже красиво, подражая взрослым, но получается чаще всего коряво и смешно;
• речевое развитие ребёнка 3 лет отличается ещё невнятностью, но при этом заметно совершенствуется;
• ребёнок внимательно прислушивается ко всем окружающим звукам и новым для него словам, пытаясь их воспроизводить;
• создание собственных словоформ;
• попытки сочинять стихи и рифмовать слова;
• ребёнок с удовольствием произносит вслед за взрослым слоги;
• и всё-таки речевое развитие детей 3-4 лет остаё тся слабым: они не могут составить логичный, понятный рассказ, состоящий из связных предложений, допускают грамматические и речевые ошибки, неточно употребляют падежные окончания и предлоги;
• нередки проблемы с произношением, так как физиологически речевой аппарат в этом возрасте развит ещё недостаточно, чтобы справляться с такими сложными звуками, как сонорные (р, л, свистящие, шипящие (с, ш);
• формируется фонематический слух и восприятие, путают звуки;
• переставляют слоги в словах.
Недочёты из данного списка — особенности речевого развития детей 3-4 лет, которые не требуют коррекции. Что же в идеале считается нормой для данного показателя?
Любопытный факт. Как утверждают специалисты, в норме дети этого возраста должны большую часть суток говорить. Молчит он только во сне.
Нормы речевого развития детей 3-4 лет
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 3-4 лет, на которые должны ориентироваться родители, заинтересованные в успешности своего чада в будущем. Вот что должен уметь делать малыш в данном возрасте:
• проговаривать собственные имя, отчество и фамилию;
• называть имена близких родственников и друзей;
• воспринимать образы и описывать увиденную ситуацию;
• говорить простыми предложениями, постепенно переходя на более сложные;
• распределять в своей речи предметы по группам :игрушки (пирамидка, мяч, мишка, кукла, машинка, посуда (сковорода, стакан, тарелка, чашка, одежда (платье, куртка, юбка, штаны, футболка) и т. д. ;
• находить признаки предмета: окно прозрачное, стол деревянный, яблоко вкусное;
• называть действия: дядя ест, кошка умывается, мальчик кричит;
• точно повторять услышанное;
• пересказывать мультфильм, сказку;
• в процессе речи разговаривать громко и тихо.
Специалисты называют именно такие нормы развития речи детей 3-4 лет, по которым очень просто проверить навыки и умения своего крохи. Нет ничего страшного, если он немного коряво построит предложение или неправильно назовёт признак и действие предмета. Это очень несущественные, незначительные ошибки, легко исправляемые посредством регулярных занятий. Существуют гораздо более серьёзные отклонения в речи, которые очень важно вовремя выявить и попытаться исправить.
Имейте в виду! Мальчики по своему развитию речи в большинстве случаев отстают от противоположного пола, согласно статистике, примерно на четыре месяца.
Методики развития
Существуют разные методики развития речи детей 3-4 лет, которые родителям будет нетрудно освоить самостоятельно. Если занятия не дадут результатов в течение 3-4 месяцев, стоит обратиться за помощью к специалистам.
1. Постоянно расширяйте сферу общения своего малыша. Знакомьте его с новыми людьми самых разных возрастных групп.
2. Постепенно увеличивайте его словарный запас. Учите с ним новое слово и закрепляйте его в лексиконе на протяжении нескольких дней.
3. Обращайте внимание на то, как он проговаривает шипящие и свистящие звуки, твёрдые и мягкие. Исправляйте его, если он произносит их неправильно.
4. Говорите с ним по-разному: тихо и громко, быстро и медленно.
5. Читая сказку, уделяйте внимание голосу, интонации, тембру, выразительности.
6. При любых успехах и достижениях не забывайте хвалить и поощрять малыша.
7. Рассказывайте на прогулке обо всём, что видите.
8. Постоянно спрашивайте о пройденном дне, услышанной истории, просмотренном мультике.
9. Ежедневно читайте детям скороговорки, стихи, загадки.
10. Не забывайте упражнения, игры, методики для развития мелкой моторики, которые напрямую связаны с речью. Предлагайте ребёнку работать с мелкими деталями (пазлы, конструктор, песок, глина, пластилин и другими игрушками для развития мелкой моторики). Научите его завязывать шнурки.
11. Играйте с ребенком в словесные игры «Кто говорит?», «Что где лежит?», «Это съедобное или нет?», «Чем отличаются предметы?», «Опиши предмет» и т. д.
Что обеспечивает наиболее эффективное развитие речи детей 3-4 лет? Игры, конечно же. Самое лёгкое и интересное обучение обеспечено, если вы с ребёнком сделаете азбуку-раскраску. Конечно же, её и купить не проблема. Однако, не забывайте, что дети очень любят делать поделки самостоятельно.
Игра «Кто говорит?» интересна многим детям. Мама называет звук животного нужной интонацией, а ребёнок угадывает. Потом вы должны поменяться ролями. Таким образом у малыша будет развиваться речь.
Игра «Где лежит» развивает у малыша не только речь, но и внимание. Поставьте что-то на стол, под стул, возле холодильника, рядом с диваном. Теперь задавайте вопросы. Например: где стоит чашка, куда делся мишка, где лежит мячик? Таких вопросов может быть много. Ребёнок заодно научится ориентироваться в пространстве.
«Съедобное или нет?» Когда готовите ужин и не можете уделить внимание ребёнку, задавайте ему вопросы. Например, взяли кастрюлю в руки, спросите: «Это съедобное?». Дальше: «А жареное мясо?», «А сырая курица?» и т. д.
«Отличие предметов». Покажите малышу ботинки и тапочки. Спросите, чем похожи они, а в чём их отличие. Это могут быть и такие сравнения: шуба с курточкой, стакан с чашкой, стул с табуреткой и т. д.
Игра «Опиши предмет» поможет ребёнку развивать внимание и память. Покажите на кровать. Пусть малыш опишет её по вашим вопросам. Что это? Для чего предназначено? Какого цвета? Такие вопросы задавайте малышу про любой предмет или продукт.
Вышеперечисленные игры помогают ребёнку развивать правильную речь и нужное произношение звуков. Если будете ежедневно общаться с малышом в игровой форме, в скором времени он начнёт разговаривать правильно и понятно.
О способностях и социализации маленькой личности может многое рассказать речевое развитие ребёнка 3-4 лет, которое должно соответствовать определённым нормам. При наличии отклонений родители должны предпринять ряд мер, чтобы восполнить пробелы. Сделать это возможно как самостоятельно, так и привлекая специалистов со стороны. Главное — не останавливаться и не отчаиваться. Те, кто нацелен на результат, обязательно достигнут его.