Галина Васильевна Клементьева
Практикум для родителей «Обучение детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Подготовка к практикуму :
1.1. Анкетирование родителей по теме практикума "Звуко-буквенный анализ слов".
1.2. Знакомство родителей со специальной литературой.
1.3. Домашние задания в индивидуальных тетрадях, связанные со звуко-буквенным анализом.
1.4. Подготовка выставки литературы, материалов и пособий по теме. (Традиция "Игра напрокат").
2. План практикума :
2.1. Актуальность и значимость темы. Результаты анкетирования.
2.2. Практикум для родителей :
- Что такое звук?
Публикация «Практикум для родителей „Обучение детей с общим недоразвитием речи звуко-буквенному анализу“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2013
- Схема знакомства с гласными звуками.
- Последовательность знакомства с согласными звуками.
- Звуко-буквенный анализ слога.
- Звуко-буквенный анализ односложных слов и слов из 2-х - 3-х слогов.
3. Совместно с родителями разработка рекомендаций по работе с детьми.
4. Выставка литературы, материалов и пособий по теме. "Игра напрокат".
Уважаемые родители! Тема консультации сегодня - звуко-буквенный анализ слов. Эту тему я выбрала не случайно. Для этого, по меньшей мере, есть три причины.
Во-первых, у нас с вами не так много времени, дети посещают подготовительную группу. И если за оставшийся период времени они не научатся правильно произносить звуки в активной речи, слушать и слышать их, выделять в словах, то в школе они столкнутся с серьезными трудностями при изучении родного языка.
В исследованиях, проведенных в лаборатории дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются не усваивающими или слабо усваивающими по родному языку, так как у них оказываются недостаточно сформированы практические обобщения о звуковом составе слова.
Дети должны сознательно овладеть звуко-буквенным анализом, чтобы иметь возможность грамотно писать и читать. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит к специфическим, стойким нарушениям письма и чтения. А именно:
-пропуски при письме гласных (мшина, Мша);
-в середине слова (фукты, мооко, коова, ковать);
-не различают звуки (c -ш: сапка, тошта /кошка/? ( в-ф: федро, Ведор).
-поскольку у детей нарушена лексико-грамматическая сторона речи, они переставляют слоги (баратея-батарея, фукты);
-слитно пишут предлоги;
-пропускают слоги и целую часть слова;
-добавляют целые слоги и пишут раздельно целое слово.
При чтении:
-побуквенно угадывающее чтение;
- непонимание прочитанного;
- замена букв, слогов.
Чтобы этих ошибок избежать, нужно серьезно отнестись к решению этой коррекционной задачи.
Вторая причина. В настоящий период времени мы приступили к звуко-буквенному анализу слогов и слов. В процессе работы дети столкнулись с большими трудностями.
Звуковой анализ и синтез слогов и слов - один из самых трудных и значимых этапов коррекционной работы с детьми. Детям с нормально развитым фонематическим восприятием сложно на слух определить наличие или отсутствие какого-то звука в слове, сосчитать количество звуков и определить их последовательность в слоге или слове.
А если учесть, что для наших детей характерна отвлекаемость, понижена наблюдательность к языковый явлениям, плохое запоминание речевого материала, снижен объем внимания и работоспособности, недостаточно развито фонематическое восприятие, нарушена лексико-грамматическая сторона речи, то нам с вами с двойным усердием нужно работать над решением этой задачи.
Но степень затруднения у всех детей различна. Детей нашей группы можно условно подразделить на три подгруппы:
1-я подгруппа- это дети, которые недостаточно различают звуки и затрудняются в анализе только нарушаемых в произношении звуков, остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно.
2-я: это дети, которые недостаточно различают большое количество звуков из нескольких фонематических групп, при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этом случае звуковой анализ нарушается более грубо.
3-я группа- это дети, которые "не слышат" звуков в слове, не различают отношений между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность, что влечет за собой появление большого количества ошибок. К сожалению, таких детей в группе большинство и без специальной коррекционной работы по звуко-буквенному анализу у детей будет множество проблем в школьный период.
4-я причина - перед тем как готовить очередную консультацию, я провела анкетирование, затем ознакомилась с ответами на вопросы анкет. А также проанализировала выполнение домашних заданий, связанных со звуко-буквенным анализом, побеседовала с вами во время индивидуальных консультаций и пришла к выводу, что многие родители имеют с смутное представление о звуковом составе слова. И затрудняются в оказании помощи ребенку. И еще, мы с вами должны работать вместе по единой системе.
Что мы сейчас с вами и сделаем. Перейдем к практическому освоению этой коррекционной задачи.
II часть.
Начнем сначала. Дадим определение звуку. Что такое звук? Кто может сказать?
Звук - это самая маленькая единица устной речи.
Более профессионально – звук - это кратчайшая звуковая единица, произносимая за одно артикуляционное движение.
Сам по себе звук что-то обозначает? Нет. Тем не менее, многие из них имеют прямое отношение к значению. Они помогают различать слова.
Возьмем слово дом, замерим первый звук : лом, ком, сом, том и т. д.
Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Поэтому важно научить ребенка вслушиваться в свою и обращенную к нему речь (слушать и слышать других).
Знакомство с речевыми звуками начинается с гласных звуков, так как они легко произносятся всеми детьми и четко прослушиваются в ударных позициях. Схема знакомства с гласными такова:
Первоначально выделяем ударный гласный в начале слова.
Взрослый произносит слово утрировано, выделяя звук /А/ (Аня, аист). Затем произносится вместе с ребенком, с опорой на зрительный образ. Какой звук поется дольше других?- звук /А/.
Выделенный звук произносится взрослым, а затем ребенком громко, тихо.
- Звук /А/ называется гласным. Гласные звуки будем обозначать красным сигнальчиком.
Затем гласный звук /А/ выделяем из ряда звуков. Можно дать такое задание:
-Хлопните в ладоши, если услышите звук /А/ : АУ - Т, С- КА - 0.
Далее гласный звук /А/ выделяют из слогов: АП, УТ, OK, AM. КА, КО, ТЫ, ТА ит. д. Задание: Поднимите сигнал, если услышите звук /А/.
Выделить в словах с опорой на картинки:
- Давайте посмотрим, что здесь нарисовано? (Перечисляют, выделяя каждый звук).
Назови картинки, которые начинаются со звука /А/. Придумать слова, которые начинаются со звука /А/.
-Далее знакомим с буквой А:
-Произносим звук /А/. Что произнесли? /Звук/.
-А вот буква А. Что такое буква?
- На что похожа буква А? Рассмотреть, обвести контур, раскрасить, выложить с помощью палочек, прорисовать в воздухе.
-Соотносить звук с буквой. Для этого можно использовать картинки с данного звука.
После того, как дети познакомятся с двумя гласными звуками можно давать следующие задания:
-Произнести два гласных звука /АУ/. Сколько звуков я произнесла? /Два/. Какой первый звук? /А/- кладем красный сигнал.
Какой второй звук? /У/- кладем второй красный сигнал.
- Сколько сигналов положили? Почему?
Следующий этап усвоения гласных - это выделение гласных звуков в односложных словах (суп, сад, мак, лак, сон, сок, танк).
Все также звук выделяем голосом и завершаем этап усвоения гласных звуков- выделением гласных звуков из конца слова.
Знакомство с согласными происходит в следующей последовательности.
Сначала выделяем согласный из конца слова. Показываю картинку. Дети ловят звук, развивается мелкая моторика рук.
-Какой звук слышится в конце слова? (Мак, лак, лук, рак, танк, волк и т. д.).
-Звук /К/можно петь? (Нет, это согласный звук). ,
-Он может быть твердым и может быть мягким. Послушайте:/К/,/К/.
-Я скажу твердый звук, а ты мягкий. Дети отбирают картинки с твердыми и мягкими звуками.
-Звук /К/ глухой, приложите ладонь к горлу и произнесите звук /К/.
Далее согласные звуки выделяем из начала слова с течением согласных в словах (крыша, кровать, кресло, крот, круг, кружка, крест и т. д. При подборе слов можно воспользоваться толковым словарем.
-Какой звук слышится в начале слова?
Затем учимся выделять согласный перед гласным (кот, карандаш, кисточки, каток, кубик, каска и т. д.)
И заканчивается этап выделения согласного звука в середине слова (варежки, бабушка, зеркало).
Если ребенок хорошо выделяет звуки, можно дать и с двумя согласными звуками в таких словах, как кукурузу, кукла.
При выделении звука обязательно даем его характеристику: звук согласный, твердый или мягкий; глухой или звонкий.
ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : Расскажите о последовательности ознакомления дётей гласными и согласными звуками.
Для наглядного определения последовательности звуков в слове мы используем символ слова - рыбку. Если звук в начале слова, кладем сигнал на голову рыбке, если в конце слова - на хвост, если звук в середине слова - на живот. В домашних условиях можно использовать домики или просто вот такую линейку (показ).
Вы назовете слова на любой пройденный согласный звук, а ребенок должен определить место звука в слове. Хорошо бы иметь картинки. Попросите ребенка дать характеристику звуку, если потребуется/ сделайте это совместно.
ПЕРЕХОДИМ К СЛОГУ.
- Слог-это часть слова, в котором два или больше звуков. В слоге обязательно должен быть гласный звук. Анализируем слоги так :
-Произносим сначала закрытый слог (из пройденных звуков). Например: АК- сколько звуков я сказала? (Два). -Какой первый звук? А (Гласный). Какой сигнал положим? (Красный).
-Какой второй звук?/К/. Какой это звук - согласный, твердый. Какой сигнал положим? (Синий).
А теперь давайте подберем букву.
-Какой у нас звук первый? /А/ Какую букву положим? (А,
-А второй какой звук? /К/ Какую букву положим? (К(. Попробуем прочитать. Запишем в тетрадь. (Письмо- это перевод звуков в буквы, а чтение- это умение переводить письменные знаки в звуки).
После того, как дети научились анализировать слоги, переходим к анализу односложных слов типа - кот.
Это делаем так:
Показываем картинку.
-Кто это? (Кот).
-Что вы произнесли? (Слово).
Будем обозначать слово зеленой полоской.
-Сколько гласных в слове кот? (Один).
-Значит один слог. Кладем желтую полоску.
-Какой первый звук в слове кот? (К).
-Второй звук(0).
-Третий (Т)
Выкладываем сигнальчиками:
-Первый звук /К/ Какую букву положим? (К).
-ЗВУК/0/. Какую букву положим?.
Читаем слова и записываем сначала по образцу, затем самостоятельно.
Следующий этап в работе – составление схем слова с двумя согласными в начале (стол, стул).
"Потом разбираем слова из 2-х слогов, из 3-х. Подбираем слова к схеме.
В заключение у меня есть несколько рекомендаций;
1. Чтобы решить все коррекционные задачи, предусмотренные программой мы должны работать в тесном контакте.
2. Не загружайте детей длительными и скучными занятиями дома, а максимально используйте для решения все тех же коррекционных задач бытовую деятельность.
Часто я наблюдаю такую картину. После индивидуальных занятий слышу в раздевалке: Все, к бабушке сегодня не пойдешь, гулять не будешь, телевизор смотреть не разрешу. Будешь заниматься. И я сразу вспоминаю фильм «Джентльмены удачи». Помните:
Воспитатель говорит заведующему детским садом: - Евгений Иванович, дети отказываются есть кашу!
Евгений Иванович отвечает:
-А мы и не будем ее есть, так как собираемся лететь в космос.
Замечательный пример.
Вот и вы, предложите ребенку, например, когда вы на кухне, назвать все предметы, которые начинаются со звука /К/ и посчитать их.
3. Чаще хвалите своих детей. Никогда не сравнивайте успехи своего ребенка с успехами другого.
Закончить консультацию хочу такими словами:
Не вини себя за то, что ты не смог сделать для своего ребенка, а вини себя за то, что ты смог бы сделать, но не сделал.