Козлова Екатерина
Практико-ориентировочный проект «Понимайка» для детей 3–4 лет
Проект разработан в 2020 году и предназначен для детей 3-4 лет с проблемами в эмоционально- волевой сфере и вытекающими отсюда трудностями общения со сверстниками.
Цель проекта : повышение уверенности дошкольников в себе, снижение уровня тревожности, агрессивности, коррекция поведения.
Задачи:
Формирование умения смотреть собеседнику в глаза, обращаться к нему по имени, делать комплементы;
Выработка умения слушать собеседника, не перебивая;
Выработка умения выражать свои мысли и чувства;
Формирование позитивного отношения к своему «я», к сверстникам;
Публикация «Практико-ориентировочный проект „Понимайка“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
Обучения приемам расслабления, снятия мышечного напряжения;
Создание возможностей для самовыражения;
Психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания тревожных, застенчивых детей.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня групповой сплоченности, изменения во взаимоотношениях между участниками;
Расширение возможностей искренних проявлений собственных чувств (в т. ч. и негативных) в конструктивной форме;
Формирование симпатии между участниками;
Повышение коммуникативных навыков, положительная динамика в проявлениях сотрудничества, психологической гибкости.
Содержание проекта :
Проект рассчитан на 10 занятий – по 1 занятию в неделю. Продолжительность игрового сеанса: 25 – 30 мин. Возраст детей : дети 3-4 лет.
Используемые методы:
Рассказ воспитателя;
Дискуссии, обсуждение, анализ;
Прослушивание сказок, просмотр мультфильмов;
Релаксация, снятие мышечного напряжения;
Рисование по заданной теме;
Использование упражнений и игр по заданной теме;
Рефлексия, закрепление занятий по заданной теме.
Проект подобран таким образом, что каждый из них рассматривает один из принципов толерантности:
• Принятие собственной индивидуальности;
• Налаживание диалога;
• Внимательное отношение к окружающим;
• Умение уважать иное мнение;
• Принятие «других» людей.
Тематический план по проекту «Понимайка»
№ Тема занятия Цель Содержание
1. «Давай познакомимся
- создание благоприятной атмосферы;
- развитие навыков позитивного социального поведения.
1. Приветствие. Принятие правил группы.
2. Упражнение «Давай поздороваемся»
3. Упражнение «Я очень хороший»
4. Игра «паровозик»
5. Упражнение «Самый-самый»
6. Релаксация «Доброе животное»
7. Рефлексия.
8. Прощание.
2. «Если что, я с тобой!»
- создание благоприятной атмосферы;
- Повышение уверенности в себе;
- обучение приемам расслабления;
- Снятие мышечного напряжения;
- сплочение коллектива.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Если что, я с тобой!»
3. Упражнение с мячом «Ты мне нравишься».
4. Упражнение «Почеши спинку»
5. Упражнение «Да, нет».
6. Релаксация «Волшебный сон».
7. Рефлексия.
8. Прощание.
3. «Датчик настроения»
- осознание своего эмоционального состояния;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- развитие навыков позитивного поведения4
- сплочение коллектива.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Цвет настроения».
3. Упражнение «Датчик настроения».
4. Упражнение «Превращения»
5. Упражнение «Классификация эмоций»
6. Релаксации «Дивный сад».
7. Рефлексия.
8. Прощание.
4. «Я могу»
- развитие навыков позитивного социального поведения;
- обучение приемам расслабления;
- сплочения коллектива.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Комплемент».
3. Упражнение с мячом «Я могу».
4. Упражнение «Сиамские близнецы».
5. Игра «Умники и умницы».
6. Релаксация «Полет бабочки».
7. Рефлексия.
8. Прощание.
5. «Браво»
- формирование активности;
- формирование уверенности в себе;
- Развитие произвольности движений, внимания;
- Мотивирование к осознанию
1. Приветствие.
2. Упражнение «Датчик настроения».
3. Игра «В магазине зеркал».
4. Разминка «Тропинка, кочка, копна».
5. Упражнение «Браво».
6. Упражнение «Пожелание соседу».
7. Рефлексия.
8. Прощание.
6. «Я – уверенный»
- преодоление застенчивости;
- снятие барьеров в общении;
- формирование навыков эффективного взаимодействия.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Цвет настроения»
3. Игра «Найди свою половинку».
4. Игра «Рычи, лев, рычи. Стучи, поезд, стучи».
5. Игра «липучки»
6. Игра «Ветер дует»
7. Медитация «Посылай и воспринимай уверенность».
8. Рефлексия.
9. Прощание.
7. «За что меня любит мама»
- повышение самооценки;
- развитие хороших взаимоотношений между детьми;
- снятие мышечного напряжения
1. Приветствие.
2. Игра «Зайчики и слоники».
3. Упражнение «За что меня любит мама».
4. Игра «Змея, змея, я ползу, ползу»
5. Релаксация «Избавление от тревог».
6. Рефлексия.
7. Прощание.
8. «Я хозяин своих эмоций»
- мотивирование на осознание своего эмоционального состояния;
- развитие навыков саморегуляции;
Снятие мышечного напряжения.
1. Приветствие.
2. Упражнение «датчик настроения».
3. Упражнение «Лимон»
4. Релаксация «Мороженое»
5. Разминка «Паровозик»
6. Упражнение «Воздушный шар»
7. Упражнение «Корабль и ветер»
8. Рефлексия занятия.
9. Прощание.
9. «Незаконченный рисунок»
- развитие уверенности в себе;
- формирование навыков эффективного взаимодействия;
Развитие внимания, воображения;
1. Приветствие.
2. Игра «Сказочная шкатулка»
3. Игра «рыба, птица, зверь»
4. Упражнение «Антарктида»
5. Упражнение «Незаконченный рисунок»
6. Медитация «полет»
7. Рефлексия.
8. Прощание.
10. «Таинственный незнакомец»
- повышение уверенности в себе;
- формирование навыков эффективного взаимодействия;
- подведение итогов.
1. Приветствие.
2. Упражнение «Сегодня замечательный день»
3. Упражнение «Если что, я с тобой!»
4. Упражнение «Таинственный незнакомец».
5. Упражнение «Да, нет «
6. Упражнение «Пожелание»
7. Рефлексия.
8. Прощание.