Ольга Смирнова
Практико-ориентированный проект в подготовительной группе «Подвижные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: практико-ориентированный.
Второй этап реализации долгосрочного проекта «Использование биоэнергопластики в коррекционной работе с детьми с ОНР под названием «Подвижные ладошки».
Сроки реализации первой части проекта: 1 ноября 2018 г. – 31 января 2019 г.
Актуальность: Развитие речи детей в значительной мере зависит от потребности в пользовании языка. В дошкольный период происходит становление и формирование речи ребенка. В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Поэтому одной из актуальных задач является повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений.
Публикация «Практико-ориентированный проект в подготовительной группе „Подвижные ладошки“» размещена в разделах
Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению. Однако вследствие ежедневного выполнения артикуляционной гимнастики в течение прошлого года у детей значительно снизился интерес к занятиям. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.
«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический объект; энергия - сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика - связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).
Сам термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергоплатсики. Таким образом, «биоэнергопластика» – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления, подготовит руку ребенка к письму. Одновременное выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Поэтому необходимо привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, языка и губ, научить управлять этими движениями.
Участники проекта: учитель-логопед, воспитатели, воспитанники подготовительной группы.
Цель проекта: Коррекция звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста и подготовка руки ребенка к письму, с помощью метода биоэнергопластики, здоровьесберегающей технологии.
Задачи реализации первой части проекта:
Создание условий для проведения занятий (комплекс артикуляционных упражнений с элементами биоэнергопластики – создание картотеки для разных групп нарушенных звуков – свистящих, шипящих, сонорных; картотека специально разработанных сказок, перчатки для детей и др.)
Адаптирование упражнений биоэнергопластики к двигательным особенностям детей с речевыми нарушениями.
Формы и методы совместной деятельности с детьми: Использование информационных коммуникативных технологий «Игры для ТИГРЫ», «МЕРСИБО», фотосъемка.
Ожидаемый результат: Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой повышает мотивационную готовность к занятиям, поддерживает эмоциональный настрой ребенка и педагога, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, что улучшает постановку и автоматизацию звуков.
Перспективный план реализации первого этапа проекта
Организационный: с 1.11.18 – 10.11.18
Повторное обследование строения и подвижности органов артикуляции, диагностика звукопроизношения и мелкой моторики.
Сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.
Создание проблемной ситуации, мотивация детей.
В ходе коррекционно-развивающих занятий по подготовке к школе ребята рассуждали «Что нужно делать, чтобы хорошо учиться в школе на 5, что нужно, чтобы красиво писать и говорить, быстро отвечать на вопросы?»
Дети предложили некоторые варианты решения: выполнение упражнений для язычка - (артикуляционной гимнастики, играть в настольные и подвижные игры, рисовать, строить из конструктора, произносить правильно все звуки.
Главная цель: «Лучше звуки произносятся, когда и руки помогают язычку, показывают движения язычка».
Планирование деятельности: с 11.11.18 – 25.01.19
Познакомить детей с динамическими упражнения биоэнергопластики и научить выполнять ряд динамических упражнений:
Цель выполнения динамических упражнений: формирование умения плавного переключения с одного артикуляторного движения на другое, воспитание точности, целенаправленности, плавности движений артикуляционных органов, развитие координации движений кистей и пальцев рук, развитие памяти, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, межполушарной взаимосвязи, формирование умения действовать по словесным инструкциям.
На данном этапе дети поэтапно каждый день знакомились с движениями обеих рук при выполнении следующих артикуляционных упражнений, сначала индивидуально у логопеда перед зеркалом, а потом в группе с воспитателями: «Пятачок», «Кролик», «Чистим зубки», «Киска сердится - кошка спит», «Катушка», «Качели», «Блинчики», «Расчёска», «Гармошка», «Лошадка», «Индюк», «Маляр».
Упражнения выполнялись с использованием картинного материала, при выполнении упражнений читались стихи.
Заключительный этап: с 28.01.19 – 31.01.19. Подведение итогов. Оценить результативность проделанной работы. Подготовка картотеки.
Итоги второй части проекта:
В процессе реализации проекта дети были очень увлечены различными видами деятельности по теме. Проводимая работа объединяла детей, создавала доброжелательную атмосферу в коллективе.
Дети стали качественней выполнять артикуляционную гимнастику языка с использованием новых движений рук, а также быстро запомнили и овладели динамическими упражнениями по биоэнергопластике. Педагогами была изготовлена картотека статистических упражнений по биоэнергопластике с фотографиями детей.
Список использованной литературы:
1. Бушлякова Р. Г. «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой». – СПб. : Издательство «Детство – Пресс»., 2011.
2. БуденнаяТ. В. Логопедическая гимнастика. - СПб. ,2009.
3. Крупенчук О. И. Научите меня говорить правильно. - М., 2011.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. ,1997.
Выполнение динамической артикуляционной гимнастики с биоэнергпластикой
на индивидуальных занятиях у логопеда
Закрепление упражнений динамической артикуляционной гимнастики
с биоэнергпластикой в группе во время коррекционного часа
Изготовление фотокартотеки динамической артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластикой