Татьяна Курмаз
Практико-ориентированный проект «Детский сад в кругу семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Курмаз Татьяна Васильевна, воспитатель
Темник Анастасия Игоревна, воспитатель
МДОУ «ТАВРИЧЕСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»
ТАВРИЧЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА, ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРАКТИКО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ
«ДЕТСКИЙ САД В КРУГУ СЕМЬИ».
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения. Положительный результат, может быть, достигнут только при сотрудничестве семьи и детского сада на всем протяжении дошкольного детства ребенка.
Публикация «Практико-ориентированный проект „Детский сад в кругу семьи“» размещена в разделах
Родители, выступая социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Для того чтобы повысить уровень психолого-педагогических знаний семей дошкольному учреждению необходимо поддерживать и развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают институты детства, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими являются:
• семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
• детский сад (в первую очередь воспитатели);
• общество (сверстники, друзья).
Семья является важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта. Ребенок в семье учится общению, учится социальному ориентированию. Анализируя образовательную практику, мы пришли к выводу, что часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника.
Поэтому у нас возникла идея включить семью в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника, для повышения психолого-педагогических знаний родителей и активного сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй.
Работа по вовлечению родителей в единое образовательное пространство в ДОУ осуществляется по следующим направлениям:
• изучение семьи, запросов родителей, особенности детей;
• организация тематических занятий, консультаций с психологом по запросам родителей;
• реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.
• Работа в семейном клубе «Карапуз», «Всезнайка»;
• реализация практико-ориентированного проекта по социализации детей дошкольного возраста «Детский сад в кругу семьи».
Одним из эффективных методов взаимодействия ДОУ и семьи является реализация практико-ориентированного проекта, который разработан с учетом актуальных потребностей семей и способствующий формированию активной жизненной позиции участников воспитательно-образовательного процесса. Мы разработали практико-ориентированный проект социализации детей дошкольного возраста «Детский сад в кругу семьи», целью которого является вовлечение семьи в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника.
Данный проект, продолжительностью 1 год, включает в себя несколько этапов – информационный, технологический, организационный, практический и результативный. Проект был разработан с учетом всех видов деятельности в ДОУ: занятия, беседы, игры, творчество, праздники и развлечения, чтение художественной литературы и т. д.
В его основе лежит особое доброжелательное отношение к близким людям, к сверстникам, к природе, к месту, где родился и живёт, к воспитанию достойного гражданина своей страны, а это является основой социальных понятий воспитания дошкольника.
Цель проекта : Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника.
Задачи проекта :
1. Создание условий для работы дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогических знаний родителей путем реализации образовательной области «Социализация».
2. Формирование семейной принадлежности к мировому сообществу.
3. Приобщение к общепринятым правилам и взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
4. Развитие игровой деятельности детей.
Предполагаемые результаты проекта :
• повышение уровня психолого-педагогических знаний у всех родителей группы по вопросам социализации ребенка-дошкольника.
• совершенствование работы с детьми и родителями по данной проблеме;
• проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
• все семьи группы вовлечены в единое образовательное пространство для успешной социализации ребенка-дошкольника.
Эффективность работы в данном направлении мы определили по следующим критериям:
1. В ходе работы с родителями мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
2. Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
3. Также с детьми в ходе работы была проведена методика «Два дома». Данная методика предложена И. Вандвик, П. Экблад в 1994 году и предназначена для диагностики сферы общения ребенка. Цель исследования: определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы. Результаты диагностики показали, что уровень социализации повысился. Изолированность детей можно объяснить: приходом новых детей, младшие по возрасту дети, чем основная часть детей, незавершенная адаптация ребенка, слабо развитая речь. По окончании реализации проекта результаты диагностики повысились. Отсутствие изолированных детей объясняется тем, что дети подросли, закончился адаптационный период.
ВЫВОДЫ: В ходе проведенной работы с родителями и детьми мы добились следующих результатов:
• повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы;
• повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей в вопросах детско-родительских отношений;
• расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
• родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров, изменились вопросы родителей, сложились уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Практико-ориентированный проект по социализации ребенка-дошкольника «Детский сад в кругу семьи» будет успешно реализован в соответствии с принципом интеграции образовательных областей, с учетом возрастных возможностей и особенностей воспитанников, 100% привлечением всех семей нашего детского сада, и предложен для использования во всех ДОУ района.