Приложение МААМ

Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста

Шелученко Татьяна
Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»

Приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». Вы спросите, почему именно математика? Все очень просто! Еще в школе этот предмет всегда был для меня интересен. И сейчас работая с дошкольниками, данной теме решила уделить особое внимание.

Публикация «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.

Формирование элементарных математических представлений осуществляю в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Работу над этой темой я начала с детьми с 2020 года и продолжаю до сих пор. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.

Планирование деятельности осуществляю в соответствии с целью:

развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала.

Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач, которые представлены на слайде:

• Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность;

• Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;

• Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;

• Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.

Для достижения цели и задачи:

1. Изучила специальную литературу по теме.

2. Провела диагностику по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.

3. Систематизировала картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений :

• Игры с цифрами и числами – обучение детей счёту в прямом и обратном порядке.

• Игры путешествие во времени – служат для знакомства детей с днями недели, временами года.

• Игры на ориентирование в пространстве – учат ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию.

• Игры с геометрическими фигурами – закрепление знаний о форме геометрических фигур, узнавать их в окружающих предметах.

• Игры на логическое мышление – учат строить логические цепочки, мыслить самостоятельно, делать какие-то выводы.

Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.

В деятельности с дошкольниками для меня дидактическая игра является:

• Игровым методом;

• Формой обучения;

• Самостоятельно игровой деятельностью;

Средством всестороннего воспитания детей.

5. Обогатила развивающую предметно-развивающую среду группы, оформив математический уголок.

6. Привлекла родителей к изготовлению дидактических игр.

Актуальность педагогического опыта.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.

Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

2. Виды занимательного математического материала, его характеристика (Данилова В. В. «Обучение математике в детском саду»)

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.

В своей работе я использую:

- развивающие (дидактические) игры и упражнения.

Игры и упражнения я применяю в определённой системе. Постепенно игры усложняю как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.

Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

- математические игры и задачи

Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. В своей работе я применяю следующие этапы при ознакомлении с новой игрой.

1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.

2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.

3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.

- Математические сказки.

Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.

Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.

Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?

Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести медведей с соответствующими стульями, тарелками.

В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.

Формы и методы представления занимательного материала :

• Совместная игра воспитателя с ребенком;

• Самостоятельная деятельность детей;

Математические праздники и развлечения;

• Образовательная деятельность;

• Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;

• Чтение математических сказок.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе

Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. В групповой комнате мной организовано специально оборудованное место, где концентрируются все игры и пособия – «центр занимательной математики».

Центр- это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Работа с родителями

Активно и ежедневно сотрудничаю с родителями. В тесной взаимосвязи с родителями стараюсь улучшить пребывание детей в детском саду. Прислушиваюсь к их советам, выстраивая линию поведения с конкретным ребенком. Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс применяю различные формы работы – это индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, родительские собрания, рекомендации в родительском уголке.

Для более успешного развития математических способностей у детей, привлекаю родителей, используя разнообразные формы работы с ними:

- Консультация о подборе игр по формированию логического мышления;

- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

-Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

- Праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках;

- Совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;

- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;

Работа с коллегами

В целях эффективности моего педагогического опыта для коллег я подготовила памятки и рекомендации по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольника». Так же по данной теме провела педагогический совет и открытые мероприятия.

Работа с социумом

Для успешной реализации своей деятельности моя работа тесно связана с социумом, куда входят: образовательные учреждения, поселковые библиотеки, ДК. Данная работа способствует разностороннему развитию воспитанников и делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.

Результативность развития воспитанников, вывод

Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством занимательного материала у детей дошкольного возраста. Основная цель которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

.

В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:

низкий

средний

высокий

в 2020 дети показали следующие результаты:

из 30 общего количества детей

высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16 % средний уровень развития показали 20 воспитанников, что составило 60 % низкий уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 24 %

- в 2021 году дети показали следующие результаты:

из 30 общего количества детей

высокий уровень развития – 80 %

средний уровень – 20 %

Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.

Результативность педагогической деятельности

Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Бизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возрастаБизиборд как средство разностороннего развития детей дошкольного возраста Каждый современный родитель стремиться развить малыша, дав ему самое лучшее. Один из современных гаджетов – бизиборд. Нельзя не отдать.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Интерактивная игра по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Занимательная математика» Разработала: Меркулова.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2021 в 17:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Шелученко Татьяна (УИ 2353991) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД