Шелученко Татьяна
Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста»
Приоритетное направление своей педагогической деятельности я определила в теме «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста». Вы спросите, почему именно математика? Все очень просто! Еще в школе этот предмет всегда был для меня интересен. И сейчас работая с дошкольниками, данной теме решила уделить особое внимание.
Публикация «Занимательная математика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Математика по праву занимает важное место в системе дошкольного образования. Это объясняется тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
Формирование элементарных математических представлений осуществляю в естественном, самом привлекательном для дошкольника виде деятельности – в игре.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении. Например, необычность постановки вопроса: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Работу над этой темой я начала с детьми с 2020 года и продолжаю до сих пор. Проводя непосредственную образовательную деятельность (ФЭМП) я заметила, что не все дети ясно и чётко отвечают на вопросы, сомневаются в своих ответах, внимание и память слабо развиты.
Планирование деятельности осуществляю в соответствии с целью:
развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством занимательного материала.
Для достижения поставленной цели я выделила ряд задач, которые представлены на слайде:
• Эмоционально вовлекать ребенка в познавательную деятельность;
• Стимулировать любознательность ребенка, используя занимательные пособия и материалы, которые вызывают интерес и удивление;
• Передавать инициативы от взрослого ребенку, самостоятельно находить способы их реализации;
• Поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство.
Для достижения цели и задачи:
1. Изучила специальную литературу по теме.
2. Провела диагностику по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой.
3. Систематизировала картотеку дидактических игр по формированию элементарных математических представлений :
• Игры с цифрами и числами – обучение детей счёту в прямом и обратном порядке.
• Игры путешествие во времени – служат для знакомства детей с днями недели, временами года.
• Игры на ориентирование в пространстве – учат ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять своё место по заданному условию.
• Игры с геометрическими фигурами – закрепление знаний о форме геометрических фигур, узнавать их в окружающих предметах.
• Игры на логическое мышление – учат строить логические цепочки, мыслить самостоятельно, делать какие-то выводы.
Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей.
В деятельности с дошкольниками для меня дидактическая игра является:
• Игровым методом;
• Формой обучения;
• Самостоятельно игровой деятельностью;
• Средством всестороннего воспитания детей.
5. Обогатила развивающую предметно-развивающую среду группы, оформив математический уголок.
6. Привлекла родителей к изготовлению дидактических игр.
Актуальность педагогического опыта.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных проблем современности.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения – дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.
2. Виды занимательного математического материала, его характеристика (Данилова В. В. «Обучение математике в детском саду»)
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей.
В своей работе я использую:
- развивающие (дидактические) игры и упражнения.
Игры и упражнения я применяю в определённой системе. Постепенно игры усложняю как по содержанию, так и по способам взаимодействия со средством. Все игры и упражнения имеют проблемно-практический характер.
Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
- математические игры и задачи
Игра есть средство познания ребёнком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий. В своей работе я применяю следующие этапы при ознакомлении с новой игрой.
1 этап – это внесение новой игры в группу. Цель этого этапа – знакомство с новой игрой, с ее особенностями и правилами.
2 этап – это игра. Цель этого этапа – развивать логическое мышление, представление о множестве, умение выделять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходство и различия объектов, познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов, развивать пространственные отношения, познавательные процессы, мыслительные операции.
3 этап – это самостоятельная игра детей с развивающим материалом. Цель этого этапа – развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к конструированию и моделированию.
- Математические сказки.
Народные и авторские сказки, которые дети от многократного чтения знают уже наизусть, - это бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой.
Например: сказка «Теремок» - поможет запомнить не только количественный и порядковый счёт (первой пришла к теремку мышка, второй лягушка и т. д., но и основы арифметики. Дети легко усваивают, как увеличивается количество на единицу. Прискакал зайка, и стало их трое. Прибежала лисица, и стало их четверо.
Сказки «Колобок» и «Репка» хороши для освоения порядка счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался колобку третьим? В репке можно и о размере поговорить. Кто самый маленький? Мышка. Кто самый большой? Дед. Кто стоит пред кошкой? А кто за бабкой?
Сказка «Три медведя» - это математическая супер сказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький, соотнести медведей с соответствующими стульями, тарелками.
В «Красной шапочке» поговорить о понятиях «длинный», «короткий». Особенно если нарисовать или выложить из кубиков дорожки и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или игрушечная машинка.
Формы и методы представления занимательного материала :
• Совместная игра воспитателя с ребенком;
• Самостоятельная деятельность детей;
• Математические праздники и развлечения;
• Образовательная деятельность;
• Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок;
• Чтение математических сказок.
•
Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе
Для того чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, я организую педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. В групповой комнате мной организовано специально оборудованное место, где концентрируются все игры и пособия – «центр занимательной математики».
Центр- это не только возможность обеспечения детей материалами для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними, но и атмосфера в коллективе. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребёнок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счёт поддержки взрослыми его творческих начинаний.
Работа с родителями
Активно и ежедневно сотрудничаю с родителями. В тесной взаимосвязи с родителями стараюсь улучшить пребывание детей в детском саду. Прислушиваюсь к их советам, выстраивая линию поведения с конкретным ребенком. Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс применяю различные формы работы – это индивидуальные беседы, анкетирование, консультации, родительские собрания, рекомендации в родительском уголке.
Для более успешного развития математических способностей у детей, привлекаю родителей, используя разнообразные формы работы с ними:
- Консультация о подборе игр по формированию логического мышления;
- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;
-Совместные игры – занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);
- Праздники, совместные досуги, участие родителей в конкурсах, выставках;
- Совместный выбор и приобретение дидактических и развивающих игр;
- Подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
Работа с коллегами
В целях эффективности моего педагогического опыта для коллег я подготовила памятки и рекомендации по теме: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольника». Так же по данной теме провела педагогический совет и открытые мероприятия.
Работа с социумом
Для успешной реализации своей деятельности моя работа тесно связана с социумом, куда входят: образовательные учреждения, поселковые библиотеки, ДК. Данная работа способствует разностороннему развитию воспитанников и делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Результативность развития воспитанников, вывод
Для определения эффективности своей работы я провожу педагогическую диагностику формирования элементарных математических представлений посредством занимательного материала у детей дошкольного возраста. Основная цель которой — выявить возможности игры, как средства формирования усвоенного материала в образовательной деятельности формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
.
В результате проделанной работы по развитию математических способностей у детей видна положительная динамика, отмечается повышение уровня развития ребёнка, о чем свидетельствуют мониторинговые исследования, которые определили следующие результаты:
низкий
средний
высокий
в 2020 дети показали следующие результаты:
из 30 общего количества детей
высокий уровень развития показали 4 воспитанника, что составило 16 % средний уровень развития показали 20 воспитанников, что составило 60 % низкий уровень развития показали 6 воспитанников, что составило 24 %
- в 2021 году дети показали следующие результаты:
из 30 общего количества детей
высокий уровень развития – 80 %
средний уровень – 20 %
Я пришла к такому выводу, что большая часть дошкольников имеет высокий уровень развития элементарных математических представлений.
Результативность педагогической деятельности
Результативность работы с детьми занимательной математикой налицо : дети любят играть с головоломками, счетными палочками. Если ребята испытывают трудности при решении задач, то веселые задачи и задачи-шутки помогают им в этом и дети решают их быстро и с увлечением. Цифры они быстрее запомнили, заучив веселые стихи, считалки, загадки.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме, в форме игры, использование математических технологий усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.