Ирина Штефан
Программа семейного клуба
▼ Скачать + Заказать документы
План работы семейного клуба
«МЫ ВМЕСТЕ»
Пояснительная записка
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном учреждении одной из основных задач детского сада является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. В настоящее время проблема взаимодействия с семьёй обозначена федеральными государственными требованиями.
Публикация «Программа семейного клуба» размещена в разделах
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей. Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь дошкольный возраст - это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей дошкольного возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые пришли в ДОУ и волнуются за своих детей? К сожалению, в традиционной работе с родителями используются недостаточно эффективные методы.
На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по просвещению и обучению семей. Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости создания инновационной программы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и родителей.
Реализация данной программы осуществляется в рамках родительского клуба «Мы вместе» на базе БДОУ «Любинский детский сад № 1».
Программа родительского клуба «Мы вместе» направлена на обогащение психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами, развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её содержание отвечает требованиям обновления дошкольной образовательной стратегии, в рамках которой, специалисты ДОУ создают оптимальные условия для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем самым ориентируя их на повышение активности их участия в воспитательно-образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна и практическая значимость программы родительского клуба выражается в том, что её реализация способствует созданию единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и семье; развитию психолого-педагогической компетентности родителей, повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных форм взаимодействия; родители являются активными участниками реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ, которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Программа родительского клуба дает возможность перестроить недостаточно эффективные методы взаимодействия и сотрудничества, а также психолого-педагогического просвещения современной семьи и предать ей инновационное направление, необходимое для удовлетворения запросов нового современного родителя.
Целью программы является создание инновационной системы сотрудничества и взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий в процессе воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических знаний.
Задачи:
1. Повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их привлечение к участию в теоретических и практических занятиях/мероприятиях.
2. Поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье.
3. Расширять воспитательный потенциал семьи средствами совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания детей.
4. Привлекать родителей к активному участию в образовательно-воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.
Организация работы семейного клуба :
1. Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ.
2. Работа Клуба организуется с учетом возраста детей.
3. Заседания Клуба проводятся не реже двух раз в год и по необходимости.
4. Решения клуба для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.
5. Руководители клуба :
• Составляет план работы семейного клуба.
• Оформляет материалы заседаний (срок хранения три года).
• Организует деятельность семейного клуба.
• Информирует членов клуба о предстоящих мероприятиях.
Срок деятельности семейного клуба не ограничен.
Права и обязанности сторон
1. Деятельность семейного клуба осуществляется на добровольной основе.
2. ДОУ предоставляет помещение для заседания семейного клуба.
3. Участники клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями, активно участвовать в мероприятиях, организуемых как для членов клуба, так и ими самими.
4. Свободно выражать и отстаивать собственную точку зрения.
5. Участвовать в разработке программы деятельности клуба.
6. Обмениваться личным опытом по решению тех или иных проблем семьи.
Реализация программы родительского клуба «Мы вместе» рассчитана на 1 год (время пребывания детей в старшей группе, место реализации БДОУ «Любинский детский сад № 1»).
Участники реализации программы :
Руководители клуба, специалисты ДОУ, родители, дети.
Формирование группы родителей в клубе происходит на добровольной основе. Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Программа включает в себя пять заседаний. Родительские встречи проходят 1 раз в 1-2 месяца. Разнообразие форм позволит познакомить родителей со способами взаимодействия в коллективе единомышленников. А педагогам проанализировать те формы работы, которые наиболее понравились родителям, принесли эффективность. Длительность заседания не превышает 30-40 минут (редко 1 час, что значительно экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания программы.
Документация клуба :
1. Перспективный план работы семейного клуба.
2. Конспекты заседаний семейного клуба.
3. Журнал регистрации посещений заседаний семейного клуба.
4. Фотоотчёт о проведенном заседании семейного клуба.
5. Итоговое представление результатов работы за год.
Ожидаемые результаты программы
1. Установление тесного контакта и взаимопонимания с семьёй, направленность родителей на активное взаимодействие.
2. Достижение достаточного уровня информированности родителей о процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.
4. Повышение степени включённости родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность реализации содержания программы определяется с помощью рефлексии каждого мероприятия, листов отзывов, опросов, анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы можно говорить по результатам численности посещения и активности родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по реализации программы, мониторинга воспитательно-образовательного процесса, освоение детьми общеобразовательной программы на конец учебного года.
Месяц Содержание и цель работы Ответственный
Сентябрь Организационное заседание.
Цель: Познакомить с возрастными особенностями развития детей 5-6 лет. Обсудить темы заседаний семейного клуба на новый учебный год.
Форма работы: родительское собрание
Октябрь «Омское Прииртышье – мой родной край»
Цель: Познакомить родителей с парциальной программой «Маленький житель Омского Прииртышья». Представить родителям рабочие тетради, пояснить значение изучения данной программы для общего развития детей.
Показать дидактические игры. Побуждать родителей участвовать в совместном образовательном процессе, посредствам бесед с детьми дома.
Форма работы: консультация с презентацией
Родители
Январь «Экспериментируем с детьми»
Цель: Обогащение родительских представлений о значении экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Знакомство родителей с особенностями экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
1. Консультация:«Экспериментальная деятельность детей дома. Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса к экспериментированию?»
2. Проведение опытов педагогом с детьми.
3. Показ родителями элементарных опытов для детей.
Форма работы: консультация, мастер-классы.
Май «Особенности гендерного воспитания дошкольников»
Цель: Привлечение родителей к вопросу и проблеме гендерного воспитания дошкольников.
1. Консультация: «Особенности гендерного воспитания дошкольников»
Представление визитной карточки клуба на фестивале семейных клубов в ДОУ.
Цель: Подведение итогов работы клуба.
Привлечение родителей к участию в мероприятиях, проходимых в ДОУ.