Ольга Исаченко
Практика работы в службе ранней помощи
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной.
В Иланском районе доля рождения здоровых новорожденных, согласно статистике районной больницы, в последние годы снизилась до 35%. В дошкольных учреждениях растет число детей, имеющих речевые нарушения, задержку психического развития.
Публикация «Практика работы в службе ранней помощи» размещена в разделах
Своевременная помощь специалистов и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка. Но организовывать коррекционные занятия только в стенах образовательного учреждения недостаточно, необходимо, что бы сопровождение ребенка было организовано и дома. Но имеется большое количество родителей не компетентны в вопросах развития, воспитания детей, в том числе детей с особенностями в развитии.
С этой целью и было организовано одно из направлений работы «Службы ранней помощи», созданной на базе нашего ДОУ. Главное назначение деятельности Службы – максимально раннее выявление ограничений в здоровье ребенка и разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимизацию факторов риска для здоровья детей, а также всестороннее консультирование родителей по вопросам воспитания и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования. Обязательным условием является раннее включение родителей ребенка с отклонениями в развитии в коррекционно-развивающий процесс.
Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии, на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, позволили нам достичь заметных результатов. Причем, чем раньше была организована помощь ребенку и семье, тем она более эффективна.
Запись на консультацию происходит по телефону или на сайте учреждения, где родитель заполняет заявку по форме. Согласно запросу родителя, определяется ведущий специалист и назначается первичный прием. С первичного приема начинается работа с семьей (Приложение) :
• Знакомство с семьей. Сбор и анализ информации об условиях жизни семьи и ребенка, анализ медицинской документации.
• Оценка развития ребенка, выявление ограничений жизнедеятельности ребенка, определение ресурсных возможностей, определение взаимодействия и отношений ребенка с родителями и другими лицами, непосредственно ухаживающими за ребенком.
По результатам первичного приема проводится междисциплинарный консилиум, определяется необходимость предоставления услуг ранней помощи.
По заключению консилиума для ребёнка определяется типовой маршрут, составляется индивидуальная программа, организуются сопровождение родителей: первичное консультирование родителей по формированию и развитию социально-бытовых навыков ребенка; по развитию подвижности и двигательной активности, коммуникации, речи, общения, познавательной активности; и в дальнейшем - по каждому этапу коррекционных занятий (психологическое консультирование родителей (других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц, в области социального и эмоционального развития ребенка, его взаимодействия с родителями, формирования привязанности; совместная активность специалиста с ребенком и семьей с целью содействия развитию коммуникации, речи и общения, познавательной активности, формирования социально-бытовых навыков, подвижности, социального и эмоционального развития, улучшения взаимодействия ребёнка с родителями (другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами) в привычной благоприятной среде, а также улучшения отношений в семье в целом).
На основе анализа динамики изменений в состоянии ребенка и семьи, произошедших в результате работы, команда специалистов Службы вносит коррективы, определяющие формы, методы и сроки работы с ребенком и семьей.
Одной из продуктивных форм работы с родителями являются семинары-практикумы, которые проводятся 1-2 раза в квартал. Большим спросом у родителей пользуются долговременные консультации с проведением совместных подгрупповых занятий с детьми, на базе службы в течение одного часа раз в неделю. Всего в 2019-2020 г. данная услуга была оказана 25 семьям, из них 14 имеющие детей с ограниченными возможностями здоровья и риском возникновения нарушений в развитии.
В этом году проведено 18 краткосрочных консультаций. По итогам работы – большинство консультаций оказано родителям по вопросам, речевого развития и социализации ребенка. Родители получали не только ответы на свои вопросы, но и благодаря направляющей помощи педагогов, корректировали свои взаимоотношения с ребенком в домашней обстановке, получали новые знания, формировали навыки конструктивного общения, умения организовать развивающую среду в домашних условиях. В подтверждение этому родители отправляли видеозаписи упражнений, игр дома с последующим обсуждением результатов со специалистами.
По мнению родителей, работа в данном направлении имеет положительные результаты, поэтому востребована. Для большинства получателей услуги, это возможность выйти за пределы семьи со своими проблемами, обсудить их со специалистами, другими родителями, выбрать нужную траекторию развития для своего ребенка и наладить взаимоотношения с другими членами семьи.