Олеся Викторовна Елисеева (Брыксина)
Положение о логопедической службе школы
▼ Скачать + Заказать документы
Положение о логопедической службе ГБОУ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о логопедической службе ГБОУ Школа №… (далее Положение) определяет порядок организации деятельности педагогов в работе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопунктов дошкольного и школьного отделения. Итогом логопедического воздействия должно быть формирование речевых компетенций обучающихся.
Публикация «Положение о логопедической службе школы» размещена в разделах
- Положение конкурса. Образцы положений
- Работа логопеда. Логопедия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. №124-ФЗ;
- Трудовым Кодексом РФ от 30.02.2001. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 г. №90-ФЗ)
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.03.2010 г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»)
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре). Приказ вступил в силу с 25.02.2015 № 36204
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»)
- Письмом Минобрнауки России и профсоюза работников народного образования и науки России от 26 октября 2004 года № АФ-94\96 «Рекомендации об условиях оплаты труда работников образовательных учреждений.»
- Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.12.2000 г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
-Письмом Минобрнауки от 07.06.2013 г. № ИР-535\17 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
-Инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 02.07.1998 г. №89\34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий»
- Приказом Департамента образования г. Москвы от 09 декабря 2013 г. №823 Ведомственный перечень государственных услуг (работ, оказываемых (выполняемых) государственными организациями. Находящимися в ведении Департамента образования города Москвы.
- Закон г. Москвы от 28.04.2013 №16 «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве»
- Приказ Департамента здравоохранения города Москвы № 297 от 01.04.2013 г. «О совершенствовании порядка выдачи медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы медицинских заключений о состоянии здоровья и рекомендаций по организации образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья».
1.3. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности логопедической службы ГБОУ Школа №1078
Цель работы логопедической службы – оказание квалифицированной помощи обучающимся, имеющим нарушения речевого развития (первичного характера) через создание целостной системы обеспечивающей оптимальные педагогические условия для предупреждения и коррекции нарушений устной и письменной речи у воспитанников дошкольного отделения. А также речевые нарушения, осложняющие учебно-познавательную деятельность учащихся 1-4 классов. Способствовать развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
1.4. Основные задачи логопедической службы :
-выявление нарушений устной и письменной речи обучающихся;
-коррекция нарушений устной речи: формирование и развитие фонетико-фонематического восприятия, формирование правильного звукопроизношения, расширение объема словарного запаса, усвоения грамматических средств языка для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; развитие способности к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
- своевременное предупреждение дисграфии и дислексии, обусловленные общим недоразвитием речи (ОНР, своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной нарушениями речи;
-содействие полноценному интеллектуальному и личностному развитию детей;
- разъяснение и распространение специальных знаний по логопедии (коррекционной педагогике) среди педагогов, родителей (законных представителей) воспитанников;
1.5. Положение о логопедической службе принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в составе новой редакции Положения и утверждаются директором ГБОУ Школа №1078.
1.6. Важнейшим условием эффективности работы логопедической службы является правильное понимание логопедом и педагогическими работниками сущности их взаимное дополнение позиций логопеда и педагога в подходах к ребенку, в решении основных задач учебно-воспитательного процесса.
1.7. Логопедическая служба осуществляет свою деятельности в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению речевых нарушений.
1.8. Логопедическое обследование воспитанников, зачисленных в общеобразовательное учреждение, проводится без согласия родителей (законных представителей)
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2.1. Логопедическая помощь обучающимся проводится на базе дошкольного и школьного отделения.
2.2. Логопедическая помощь детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организуется по результатам обследования городской психолого-медико-педагогической комиссией по г. Москве. Обучение воспитанников с ТНР рекомендовано ЦПМПК по адаптированной основной общеобразовательной программе АООП.
2.3. Логопункты комплектуются на основании заключений Психолого-педагогического консилиума (ППк) школы. В первую очередь на логопедические занятия в логопункты дошкольного отделения зачисляются воспитанники подготовительных и старших групп (если дети соответствующего возраста, нарушение речи которых будут препятствовать успешному усвоению программного материала по русскому языку и чтению в начальной школе. Комплектование логопунктов проходит два раза в год (сентябрь и февраль, на основании заключений ППк школы.
В логопункт школьного отделения зачисляются обучающиеся начальных классов с нарушениями чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи, имеющие заключения ЦПМПК ДОгМ. На логопедические занятия зачисляются воспитанники (обучающиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной речи на родном русском языке (фонетико-фонематическое недоразвитие; фонематическое надоразвитие; недостатки произношения – фонетический дефект; дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалиия).
2.4. Индивидуальные коррекционные занятия осуществляются на основании обследования речи детей которое проводит учитель-логопед ГБОУ Школа №1078 с 1 по 20 сентября и с 10 по 30 мая. На каждого воспитанника, зачисленного на логопедические занятия учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.5. Отчисление воспитанников (учащихся) с логопунктов производится в конце учебного года или по мере устранения (полного) у них нарушений в развитии устной и письменной речи на основании коллегиального заключения ППк школы.
2.6. Количество обучающихся с ТНР на ставу заработной платы в год 15 человек, количество воспитанников с ФФНР – 25 человек, количество обучающихся с нарушением чтения и письма – 25 человек.
2.7. Наполняемость подгруппы на школьном логопункте. Определяется на основании инструктивно-методического Письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой.
- с общим недоразвитием речи (ОНР) и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 3-4 чел. ;
- с не резко выраженным общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 4-5 чел. ;
- с фонетико-фонематическим (ФФН) или фонематическим недоразвитием (ФН) речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными им – 5-6 чел. ;
- с недостатками произношения – 6-7 чел.
2.8. Непосредственно образовательная деятельность (далее НОД) воспитанников с ТНР проводится в индивидуальной, так и в подгрупповой форме.
Основной формой организации логопедической работы являются индивидуальные занятия. коррекция звукопроизношения у воспитанников осуществляется индивидуально или в подгруппах. в подгруппы зачисляются дети с однородной структурой речевого дефекта. предельная наполняемость подгрупп устанавливается в зависимости от характера нарушений в развитии устной речи воспитанников.
2.9. Логопедические занятия в дошкольном отделении могут проводится в первой половине дня с 8.00 – 13.00 и во второй половине с 15.00-19.00 с учетом режима работы общеобразовательного учреждения. Занятия учащихся начальной школы с учителем-логопедом проходят во второй половине дня.
2.10. Обучающихся, которые посещают дошкольные структурные подразделения, воспитатели направляют на логопедические занятия с любого режимного момента в соответствии с расписанием логопедических занятий. Воспитатели не вправе задерживать ребенка или не пускать его на занятия к учителю-логопеду по причине медленного выполнения им задания или любой другой причине. С прогулки воспитанник прийти на занятия к логопеду помогает помощник воспитателя, в соответствии с графиком индивидуальных занятий.
2.11. Периодичность и продолжительность подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий определяется тяжестью и структурой речевого недоразвития. Продолжительность занятий с детьми: ФФНР – 1 год, ОНР – 2-3 года, дети, у которых есть заключение ЦПМПК – в соответствии с заключением.
2.12. НОД в индивидуальной форме или подгрупповой проводится не менее 2 раз в неделю.
2.13. На индивидуальные занятия могут зачисляться воспитанники со сложными речевыми дефектами и дети с нарушением поведения (СДВГ) в связи с повышенной утомляемостью.
2.14. Продолжительность НОД в подгрупповой форме зависит о возрастной группы и в соответствии с СанПиН2.4.1.3049-13, составляет от 15-30 минут. С обязательной динамической паузой в середине занятия. Продолжительность индивидуального занятия – 15-20 минут.
2.15. Между подгрупповыми занятиями допускаются перерывы в 10-15 минут. Между индивидуальными занятиями – 5 минут. Время перерывов между групповыми и индивидуальными занятиями учитель-логопед использует для сопровождения воспитанников. Ведения индивидуальных тетрадей и подготовки кабинета для проведения следующего занятия.
2.16. За пропуски занятий (более одного месяца) без уважительной причины учитель-логопед имеет право отчислить и на освободившееся место зачислить другого ребенка.
2.17. В установленные дни каникул в школьном отделении учитель-логопед проводит занятия только в индивидуальной форме.
2.18. В случае отсутствия обучающегося (воспитанника) по болезни учитель-логопед данное время может использовать для проведения занятия с другим ребенком. Соблюдая санитарно-гигиенические требования к еженедельной загруженности обучающихся (воспитанников) разного возраста. Или в следующих методических целях:
- посещение уроков\НОД;
- посещение логопедических занятий у другого учителя-логопеда в своем общеобразовательном учреждении;
- разработку рекомендаций для учителей, родителей, обучающихся;
- оформление промежуточной или итоговой документации;
Подготовку дидактических и электронных материалов, наглядных пособий.
2.19. День и время проведения индивидуального занятия может быть изменено учителем-логопедом в зависимости от психофизического и соматического состояния обучающихся.
2.20. В случаях необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются ППк школы для обследования врачами-специалистами (неврологом, психиатром, отоларингологом, офтальмологом, ортодонтом и др.) или на городскую психолого-медико-педагогическую комиссию ДО г. Москвы (ЦПМПК)
2.21. Ответственность за обязательное посещение воспитанников логопедических занятий несут родители (законные представители, учитель-логопед.
3. ДОКУМЕНТАЦИЯ
Основная документация учителя-логопеда :
3.1. Основная документация учителя-логопеда :
- Список воспитанников, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи.
- Речевая карта на каждого воспитанника, зачисленного на занятия с логопедом.
- График работы учителя-логопеда.
- Табель учета посещаемости логопедических занятий.
- Годовой план работы учителя-логопеда на учебный год.
- Журнала обследования устной и письменной речи учащихся.
- Индивидуальный маршрут развития \для детей с ОВЗ.
- Тетради индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения (рекомендации родителям)
-Журнал консультаций установленного образца.
- Аналитическая справка о работе за год.
4. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:
4.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи учащихся; сбор и анализ анамнестических данных психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий; подготовка необходимой документации для участия в работе школьного психолого-педагогического консилиума.
4.2. Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов. Профилактику. Коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения родителей и классного руководителя.
4.3. Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей:
- по выявлению детей группы риска (стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей могут отрицательно сказаться на их речевом развитии).
- по предупреждению и преодолению вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным дефектом;
- по охране нервно-психического здоровья детей;
- по адаптации детей к школе;
- по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах, в семье.
Профилактическая работа логопеда осуществляется в форме выступлений на родительских собраниях. Методических объединениях учителей, консультаций по коррекции речи учащихся, индивидуальных и подгрупповых занятий с учащимися. Учитель-логопед при выявлении детей группы риска опирается на данные диагностики психолога и врачей, организует коррекционно-логопедическое воздействие с учетом этих данных в форме индивидуальных, подгрупповых и групповых логопедических занятий. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ученика к моменту выпуска и доводятся до сведения родителей и классного руководителя.
4.4. Пропаганда логопедических знаний – повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, и мероприятиях по повышению успеваемости учащихся, имеющих нарушения речи.
Осуществляется через педагогические советы, методические объединения, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары, открытые занятия.
4.5. Методическая работа направлена на следующее:
- повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у учащихся;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, разработку рабочих программ коррекционного обучения; изучение передового опыта и обобщение своего опыта; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.
Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, педагогических конференций, методических объединений учителей логопедов, проводит открытые логопедические занятия, посещает уроки русского языка, чтения и развития речи, выступает на родительских собраниях.
4.6. Консультативная работа – консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения.
Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, открытых занятий, семинаров.
5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Учитель-логопед обязан :
- рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности;
- нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;
- ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом;
- вести необходимую документацию предусмотренную настоящим Положением;
- способствовать формированию общей культуры личности. Социализации.
- обеспечивать уровень подготовки учащихся\воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта.
- строго соблюдать принципы педагогической деонтологии;
- выполнять распоряжения администрации школы и председателя ППк школы.
-выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в период образовательного процесса.
-осуществлять систематическую связь с заместителем директора по УР и классными руководителями учащихся, имеющих речевые нарушения, посещает уроки с целью выработки правильного речевого режима в классе.
Учитель-логопед имеет право :
- на защиту профессиональной чести и достоинства;
- определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий образовательного учреждения;
- формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;
- знакомиться с документаций учреждения;
- повышать квалификацию;
- аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
- для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ.