МААМ-картинки

Практика работы с родителями в подготовительной к школе группе

Светлана Морозова
Практика работы с родителями в подготовительной к школе группе

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется личность ребенка, в то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. Одной из главных задач стоящей перед воспитателем, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что включение родителей в совместный с педагогами процесс воспитания ребенка - это самое эффективное средство правильного развития малыша. Взаимодействие детского сада и семьи следует рассматривать как двусторонний процесс: «Детский сад- семья» процесс направленный на оптимизацию влияния семьи и ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи; «Семья- детский сад»- процесс, характеризующийся включением родителей в воспитательно-образовательную работу детского сада. Семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка, здесь формируется нравственный опыт маленького человека. Сотрудничество с семьями воспитанников, привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволяет объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществляет взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открывается жизнь ребенка в детском саду, а педагоги ДОУ стремятся вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий. Наше дошкольное учреждение располагает профессиональными знаниями, чтобы помочь семье воспитывать и развивать ребенка, поддерживать и укреплять родственные связи, приобщать к общечеловеческим ценностям. Традиционная форма взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Вся система работы в ДОУ направлена на приятие семьи, как первого и самого главного действующего лица воспитании и образовании дошкольников.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные виды социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада; обучение конкретным приемам и методам оздоровлении, закаливания, развития ребенка в разных видах деятельности.

Задачи:

- формирование психолого-педагогических знаний родителей;

- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;

Оказание помощи семьям дошкольников в развитии, воспитании и обучении детей;

- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта;

- увеличение помощи семье;

- усиление ответственности семьи за воспитание подрастающего поколения;

Принципы:

- единый подход к процессу воспитания ребенка;

- открытость дошкольного учреждения;

-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

- уважение и доброжелательность друг к другу;

- дифференцированный подход к каждой семье;

- равная ответственность родителей и педагогов;

- взаимопомощь;

- доверительное отношение;

- систематичность;

- сплоченость.

Система взаимодействия с родителями – это :

- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализ участия родительской общественности в жизни ДОУ;

- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

- участие в составление планов: спортивных и культурно массовые мероприятий, работы родительского комитета;

- целенаправленная работа, пропагандирующая общественное дошкольное воспитание в его разных формах;

- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах - практикумах, консультациях и открытых занятиях, для этого существуют разные направления: наглядно-информационные, досуговые, организация дня открытых дверей.

Наглядно-информационное направление включает в себя организацию в группах родительских уголков, папок-передвижек, фотовыставок. Наглядно-информационное направление призвано в доступной форме донести до родителей всю информацию о жизнедеятельности детей в саду, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.

Одной из важнейших задач своей работы я считаю вовлечение родителей в жизнь детского сада. Чтобы решить эту задачу необходимо изучить интересы и потребности семьи, информировать родителей о том, что происходит в группе и в детском саду, заниматься психолого-педагогическим просвещением, вовлекать семью в совместную деятельность. Для этого мною проводится анкетирование родителей, с целью выяснения запросов к воспитанию, выявления интереса и индивидуальных особенностей детей. Поэтому основную роль при любой форме организации взаимодействия с родителями уделяю социологическим опросам, анкетированию, тестированию.

Эта работа была проведена по следующим темам:

-«Здоровый образ жизни в семье»

- «Благополучие вашего ребенка в группе»

-«Что такое патриотическое воспитание»

Необходимо познакомить родителей между собой, сплоить их в коллектив, имеющий общие цели. Для этого я организовала и провела «Встречи за круглым столом".

Я осуществляю работу по взаимодействию с семьями дошкольников через разнообразные формы.

Из практики работы ДОУ выявила два вида совместной работы :

- совместные мероприятия педагогов и родителей : родительские собрания, консультации, беседы, вечера для родителей, тематические выставки, родительский комитет;

- совместные мероприятия педагогов, родителей и детей : дни открытых дверей, праздники, семейные конкурсы, мастер-классы, участие в акциях и проектах, соревнования, благоустройство и озеленение территории ДОУ.

Применяю в своей работы традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, суть которых - обогатить их педагогические знания. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно информационные. К коллективным формам относятся родительские собрания, круглые столы.

В своей работе придерживаюсь принципа, что родительское собрание - этот способ взаимодействия воспитателя и родителя по какой-либо актуальной проблеме. Так же я считаю, что любое собрание должно быть необычным, нетрадиционным, оно должно проходить, как праздник, как игра. Необходимо сформировать коллектив родителей, потому что с группой работать проще и эффективнее. К каждому собранию я, как педагог, серьезно готовлюсь. Стараюсь выстроить встречу так, чтобы из лектора стать партнером родителей. Повестку собрания стараюсь разнообразить с учетом пожеланий родителей. Тему формирую проблемно; например:

- готов ли ваш ребенок к школе;

- особенности развития ребенка;

- здоровой образ жизни в семье;

- как играть с ребенком;

- как поощрять успехи дошкольника.

Выстроив доброжелательное отношение между родителями, я добиваюсь, усиления воспитательного процесса, нахожу поддержку своим педагогическим начинаниям и творчеству, что в конечном счете позитивно сказывается на развитии детей. Один из способов создания хорошего микроклимата - посадить родителей в круг; таким образом, все становятся на равные позиции, и возникает именно диалог между воспитателем и родителем, поэтому я практикую в своей работе такую форму как - круглый стол. Одним из основных направлений моей работы является систематическая консультативно-просветительская работа среди родителей по передаче знаний, формированию соответствующих представлений и практических умений у родителей в области развития ребенка. Для того, чтобы родители услышали педагога, я научилась устанавливать с ними контакт. Поэтому, ориентируюсь на интересы и запросы родителей.

Моя работа по взаимодействию с родителями строится в определённой последовательности, которая состоит из трех этапов: информационно-аналитического, практического и оценочного. Тематические консультации предлагаются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Главное назначение консультаций - родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. Мною предлагаются консультации на разнообразные, актуальные темы, касающиеся воспитания и обучения моих воспитанников:

- «Как вести здоровый образ жизни»

- «Умет ли ваш ребенок преодолевать трудности»

- «Как использовать дорожки закаливания в семье»

- «Какая библиотека нужна первокласснику»

- «Летняя детская одежда и головной убор»

- «Роль семейных традиций в формировании личности ребенка»

- «Консультации по ОБЖ»

Одной из форм вовлечения родителей в образовательный процесс являются «Дни открытых дверей». Родители имеют возможность принимать участие в образовательном процессе. Происходит знакомство родителей с жизнью детского сада, «включение» родителей в общую деятельность детей и педагогов, участие в играх, организованно-образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ. Данная форма работы способствует единению, партнерству детей, родителей и воспитателя.

Актуальной формой работы с родителями стала рубрика "Гость сегодня".

Раз в месяц я организую встречу с одним из родителей. К нам в группу приходит гость и рассказывает детям о своей профессии. И не только рассказывает, а в игровой форме обыгрывает с детьми различные ситуации. Дети с большим вниманием слушают и задают интересующие их вопросы. Целью этих встреч является формирование у детей реалистических представлений о труде взрослых людей, вовлечение родителей в работу по ознакомлению детей с разнообразными профессиями, воспитание у детей отзывчивости, уважение к труду взрослых. Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, полицейского, - тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Наша задача не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. В течении года дети окунались в интереснейший мир профессионального мастерства, таких профессий как врач педиатр, полицейский, железнодорожник, кондитер, продавец и многие другие. Ознакомление и закрепление знаний и умений воспитанников способствует общению родителей с детьми, сближает и сплочает наш дружный коллектив.

Также часто провожу утреннюю зарядку вместе с родителями. Ведь совместные занятия с родителями - это прекрасная возможность провести время весело и с пользой для здоровья. Вместе мы улучшаем координацию движений, развиваем гибкость и силу, укрепляем здоровье, а также учимся работать командой и поддерживать друг друга.

Ежегодно в детском саду проводятся тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов на уровне ДОУ и района:

- «Дары осени»

- «Светлая Пасха»

- «В мастерской у Деда Мороза»

-«Мы помним Победу»

-«Осень золотая».

Предлагаю родителям наглядные материалы, памятки, буклеты, папки-передвижки. Мною оформлен информационный уголок для родителей, информация в котором постоянно обновляется.

Наглядная агитация обладает большими возможностями освещения педагогического процесса. Моя задача - привлечь родителей к сотрудничеству, подвести к пониманию педагогических принципов. Для решения данной задачи мною используются новые подходы к оформлению наглядной информации, актуальность и оригинальность подачи материала привлекают родителей и позволяют повысить их педагогическую культуру. Активно применяю Интернет-ресурсы для общения с родителями. После проведения мероприятий в саду и вне его выкладываю на сайте детского сада фотографии, чтобы те родители, которых с нами не было, увидели своих детей, осваивающих что-то новое. Организовала свою группу в социальной сети, где обмениваюсь с родителями информацией, предложениями, даю рекомендации по различным аспектам. Создан сайт детского сада, который я рекомендую посещать родителям. Основным мотивом посещения сайта должно стать получение информации о жизни детского сада. Моя задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогики и психологии не только в личном общении, но и через интернет-связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.

Заключение

Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержание их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса. Став активными участниками семейно-групповых проектов, родители получают возможность приобрести новый опыт совместного родительского поведения. Как показала многолетняя практика, всем родителям необходимы педагогические знания, связанные с развитием ребенка. Современные родители достаточно грамотны. Тем не менее, важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Хочу отметить, что оказание реальной помощи становится возможным при условии комплексного подхода проведения работы по педагогическому просвещению родителей, оттого, на сколько воспитателеобразовательные услуги ориентированы на интересы семьи, во многом зависит эффективность педагогической работы.

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что родители, являются активными участниками образовательного процесса, всех проектов, реализуемых в детском саду и группе. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания наших детей.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группеСюжетно-ролевая игра как культурная практика. Проект сюжетно-ролевой игры «Школа» в подготовительной к школе группе Уважаемые коллеги! В минувшем учебном году в нашем детском саду проходил конкурс проектов на тему "Сюжетная игра как культурная практика".

Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной группе в осенний период Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной группе в осенний период. Воспитатель: Гришина Елена Николаевна. Сентябрь.

Перспективный план работы с родителями на учебный год в подготовительной группе СЕНТЯБРЬ 1. Консультация «Мой психологический портрет» 2. Оформление выставки осенних букетов 3. Привлечь родителей к участию в благотворительной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практика работы с родителями в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 9 августа 2024 в 19:45
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практика работы с родителями в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД