Лиляна Ленаровна Хасьянова
Практика наставничества над молодым педагогом
▼ Скачать
2023 год в России был провозглашён как год наставника и педагога президентом В. В. Путиным, а одним из четырех основных направлений развития системы образования в соответствии с Национальным проектом «Образование» на 2019-2024 годы является подготовка и повышение квалификации педагогических кадров, способных решать поставленные задачи, используя современные формы и методы. Важная роль в решении этой задачи отводится наставничеству. В нашем детском саду ведется активная работа по «вхождению» молодого педагога в профессию с помощью специальных форм и методом работы, которые описываются в данной практике.
Публикация «Практика наставничества над молодым педагогом» размещена в разделах
Место реализации практики наставничества
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» села Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой области
Актуальность практики
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.
Молодые кадры приходят в детский сад неохотно. С чем это связано?
Со многими факторами: это и высокая утомляемость педагогов на работе в связи с сильно увеличившимся количеством детей в группах, и низкое материальное поощрение за работу, и большая ответственность за жизнь и здоровье детей, и увеличение требований к объему работ и заполнению документации у воспитателей ДОУ.
Причин много, а вот решение проблемы найти крайне сложно.
К большому сожалению, педагогический состав многих дошкольных учреждений стремительно «стареет».
Отсутствие молодых педагогов с их оптимизмом, новыми знаниями, навыками является отрицательным фактором в системе дошкольного образования. А если молодые воспитатели и придут в ДОУ, то нагрузка, ложащаяся на плечи с первых дней, часто пугает молодых коллег, и объем работ кажется им невыполнимым.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Если молодые воспитатели не получают поддержки от коллег и администрации, чувствуют себя «брошенными на произвол судьбы».
Наш детский сад работает в комплексном подходе к преодолению возможных трудностей адаптации молодого воспитателя к трудовой деятельности в новом коллективе, открытом диалоге с наставляемым по всем профессиональным вопросам, передаче практического опыта через организацию работы в позиции «вместе», «рядом», формировании мотивации у молодого воспитателя к дальнейшему самообразованию, раскрытию своей индивидуальности через собственный пример и позитивное, честное и бережное отношение к профессии.
Цель практики
Оказание помощи начинающему специалисту по созданию в МБДОУ условий его профессионального становления с применением эффективных методов и форм повышения компетентности и профессионального мастерства.
Задачи практики
1. Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить его веру в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Проведение анализа результативности работы молодого воспитателя во всех направлениях воспитательной и образовательной деятельности.
Средства и способы реализации практики
Наша система работы с молодым педагогом включает формы и методы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышение его профессиональной компетентности:
•Изучение теоретического основания и содержания программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой; М. А. Васильевой;
• Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.
• Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
• Ознакомление начинающих педагогов с организацией предметно - развивающей среды в группах.
• Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других МБДОУ.
• Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для начинающих педагогов.
• Консультации для начинающих педагогов по работе с родителями и по самообразованию.
• Посещение начинающими педагогами открытых мероприятий разных уровней.
• Анализ результатов работы и подведение итогов работы за год (обобщение опыта).
• Обучение на курсах повышения квалификации, участие в семинарах и конференциях.
Показатели результативности практики
1. Начинающий педагог приобрел возможность личностного и профессионального роста.
2. Улучшилось качество образовательного процесса в МБДОУ.
3. Ускорился процесс профессионального становления начинающего специалиста.
4. У педагогов повысился уровень знаний в освоении современными образовательными программами, инновационными технологиями.
5. Сформирована современно развивающая предметно-пространственная среда.
Данные результативности практики
Моя наставляемая стали участником Ассоциации молодых педагогов Липецкого района, приняла участие во Всероссийском финальном форуме «Воспитаем здорового ребенка», интерактивного марафона «Знатоки леса», во Всероссийском вебинаре марафона педагогических практик «Формирование развивающей среды детского сада», в заседании районного методического обьединения воспитателей Липецкого муниципального района «Организация работы по развитию речи через использование различных форм и методов детской деятельности», во Всероссийском уроке «Эколята-молодые защитники природы», в серии семинаров «Важные вопросы обеспечения детской безопасности в дошкольных организациях», участником педагогических советов с выступлениями по темам: «Внедрение элементов экономического воспитания в образовательный процесс ДОУ», «Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ФГОС ДО», «Эффективное внедрений современных тенденций в создании в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды»; прошла обучение и получила удостоверение о повышении квалификации по программам дополнительного образования «Комплексная безопасность детей», «Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста», «Основы здорового питания детей». поучаствовали в родительских собраниях, где стали участниками мастер-класса на тему «Речь на кончиках пальцев», «Занимательные игры дома с мамой»; создали для родителей воспитанников фильм «Как весело мы жили!», презентацию «Достижения наших детей», имеет множество дипломов участника районных и Всероссийских онлайн-конкурсов.
Ограничения для применения опыта, риски, возникающие при внедрении и механизмы их минимизации
- Отсутствие у молодого педагога восприятия наставничества как механизма профессионального роста педагога
- Высокая нагрузка на молодого педагога и наставника