Елена Храпова
Практика инклюзивного образования в рамках обучения специальности «Социальная работа» в условиях СПО
▼ Скачать + Заказать документы
ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е. А. Храпова
Россия, город Сергиев Посад, Государственное казённое профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский социально-экономический техникум»
Публикация «Практика инклюзивного образования в рамках обучения специальности „Социальная работа“ в условиях СПО» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Опыт работы, практика
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
«Вовсе не обязательно затевать грандиозные проекты, чтобы сеять добрые семена. Даже малые дела могут многое значить для другого человека»
Ник Вуйчич
«Новое» законодательство об образовании отразило долгожданные изменения традиционных основ образования. В пятой статье закона говорится о необходимости создания условий для получения без дискриминации качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Сергиево-Посадский социально-экономический техникум, где я работаю преподавателем, дает возможность инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья получить профессиональное образование.
В техникуме я преподаю профессиональные модули по специальности «Социальная работа». Весь методический материал, рабочие программы, контрольно-оценочные средства, электронный учебно-методический комплекс, дидактический материал разработан с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.
В процессе обучения я применяю современные инновационные технологии, дающие наибольшую эффективность в освоении учебного материала. Это: технология уровневой дифференциации обучения, технология сотрудничества (когда ценятся командная работа, коллективная выработка решений, личностно-ориентированные технологии, технология критического мышления, технология дифференцированного обучения лиц с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушением интеллекта, с задержкой психического развития и аутизма.
Обучение по модулям я строю на основе адаптированных программ, главной целью которых является перестроение учебного материала таким образом, чтобы его смогли усвоить обучающиеся с различными назологическими формами заболеваний.
Важное место в образовательном процессе с лицами с ограниченными возможностями здоровья занимает проектная деятельность. В работе с такой категорией детей необходим четкий алгоритм работы над проектом и пошаговый план его реализации. Поэтому каждый проект это четко продуманная и кропотливая работа, как студентов, так и преподавателей.
На мой взгляд, основная моя деятельность как преподавателя совершается не на занятии, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и проектировании ситуации успешности профессионального обучения студентов. Мне необходимо подбирать оптимальные, наиболее эффективные методы и приемы работы с обучающимися, имеющими различные нозологические ограничения в здоровье, моделируя тактику реализации запланированного урока. Я стараюсь вырабатывать не только стратегии обучения и воспитания (развитие личностных ресурсов каждого студента, но и модель своего поведения на уроке: чётко и точно формулировать задание; предусматривается возможность импровизации и варьирования практического материала.
Одно из основных требований, которые я предъявляю к своему занятию – это учёт слабого внимания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью. Поэтому на занятии я применяю разные виды деятельности:
- начинаю урок с заданий, которые тренируют память, внимание;
- сложные задания использую только в середине урока;
- чередую задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
- использую сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, мини – игры (т. е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).
В зависимости от сложности изучаемой темы, я стараюсь объяснять домашнее задание индивидуально или фронтально. А его проверку проводить поочерёдно или совместно со всей группой в зависимости от сложности задания. Выполнение домашнего задания оцениваю с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – часто эмоционально уязвимые люди. Они могут нормально жить и успешно обучаться только в спокойной, доброжелательной, стабильной, а главное предсказуемой обстановке. На занятии я стараюсь создать атмосферу полного контакта, атмосферу доброжелательности.
В группе, где я преподаю модуль, обучаются и дети с нормальным физическим и умственным развитием. При построении занятия я учитываю, что «обычные» студенты выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время я в «упрощенном» варианте объясняю новую тему студентам, имеющим отклонения в развитии. При этом использую:
- наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием);
- постепенный переход от одного действия или понятия к другому;
- постоянное речевое сопровождение с моей стороны, но не насыщенное, а краткое и четкое, т. е. речевая информация усваивается в малом объеме.
Далее использую закрепление материала. Потом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время я проверяю задания, выполняемые «обычными» студентами.
Важным в своей деятельности я считаю практико-ориентированное обучение детей. На занятиях я применяю такую практическую часть, которая близка к их будущей профессиональной деятельности.
Не могла не наложить своего отпечатка как практическая значимость для студентов поездка в комплексный центр социального обслуживания населения, где ребята воочию познакомились с профессией социального работника, его функционалом при работе с лицами пожилого возраста в условиях дневного пребывания в центре. Теоретическая отработка технологий и методов работы с пожилыми людьми в условиях учреждений дневного пребывания, как нельзя лучше нашла себя на практике при посещении центра. Обучающиеся с удовольствие приняли участие вместе с пожилыми клиентами дневного отделения центра в занятиях по трудотерапии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья принцип инклюзивного образования означает, что разнообразию потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должна соответствовать образовательная среда, которая является для них наименее ограничивающей и наиболее включающей.
В течение первого семестра 2018-2019 учебного года мною систематически осуществлялся мониторинг результативности обучения студентов через отслеживание средних баллов по практическим работам, выполнению тестов, умению правильно решить ситуационную задачу. Не могу не сказать о том, что большим достижением у студентов с ограниченными возможностями здоровья стало умение моделирования таких ситуационных задач с их последующим решением согласно разработанному алгоритму. Это позволило осуществить диагностирование сформированности профессиональных компетенций у обучающихся на начальном этапе.
Но я считаю, что самым сложным явилось отслеживание жизненных компетенций студентов с ограниченными возможностями здоровья. И это позволило создать полную картину развития обучающегося и оказать действенную помощь ему в обучении и преодолении психологических проблем при изучении профессионального модуля.
Говоря о результатах моей деятельности, могу сказать, что не бывает студента, который бы не хотел учиться и иметь положительные оценки. Есть студенты, не умеющие учиться, есть, которым учение дается трудно, и есть те, которым что-то может мешать учиться.
Одним их главных результатов нашей «совместной» деятельности со студентами стало взаимопонимание – исчезли напряжение, боязнь, недоверие, обучающиеся сами становились инициаторами проведения семинаров по определенным темам, участия в конкурсах и олимпиадах, они начали предлагать формы проведения практических занятий. Как педагог, я могла бы избитыми фразами сказать, что всё это в совокупности дало определённые достижения в обучении группы, но, видя возможности каждого ребенка с ограничениями здоровья в начале изучения профессионального модуля, и, понимая чего он смог достичь спустя месяцы, я хочу сказать, что это колоссальные достижения, которые помогают ему шаг за шагом приблизиться к тому, что мы называем инклюзией.