Наталья Козлова
Практика игровой деятельности. Дидактические игры на развитие моторики от рождения до школы
▼ Скачать + Заказать документы
Практика игровой деятельности.
«Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук».
"Ум ребенка находится на
кончиках его пальцев"
В. Сухомлинский.
Игры первого года жизни (0-1г). Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В этом возрасте моторные игры, занятия помогают маленьким и пока еще не вполне умелым ручкам стать совершеннее. При использовании таких игр с детьми первого года жизни следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Публикация «Практика игровой деятельности, Дидактические игры на развитие моторики от рождения до школы» размещена в разделах
Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей первого года жизни является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.
Игра «Веселые помощники»
Дидактические задачи. Координировать движения рук ребенка, развивать мелкую моторику, вызывать желание, интерес у ребенка играть с мелкими предметами, изучая таким образом их поверхность.
Игровая задача. Узнать, что находиться в емкости.
Игровые действия. Захватывание и отпускание предметов, сжимание кистью, надавливание, перемешивание.
Правила игры. Ребенок выполняет разнообразные движения под руководством взрослого и самостоятельно.
Оборудование. Емкость для наполнителя, однородный наполнитель (песок, крупа, дробинки или любые мелкие предметы).
Организация. Ребенок сидит, перед ним стоит сосуд с наполнителем.
Ход игры.
Взрослый показывает ребенку сосуд и насыпает туда однородный наполнитель, вызывая своим действием у ребенка интерес к содержимому. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает, изучает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. Ребенок запускает руки туда и начинает изучать содержимое в другой емкости. Игру можно сопровождать потешкой или небольшим стихотворением. Ребенку будет интересно, если взрослый тоже будет с ним месить, играть с содержимым, тем самым показывая, какие движения ручками целесообразно совершать при изучении мелких предметов.
Примерное художественное слово для сопровождения игры
Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи.
или
Тесто мнем, мнем, мнем,
Тесто жмем, жмем, жмем.
Пироги мы напечем.
В дальнейшем, к концу первого года жизни, данные стихотворения превращаются в пальчиковую игру, что тоже способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и речевого аппарата.
В ходе данной игры у ребенка формируется понимание того, что предметы можно изучать не только на вкус, но и с помощью рук.
Игры второго года жизни (1-2г). Ко второму году ребенок уже вполне научился владеть своими ручками, координировать движения, различать предметы, поэтому игры на развитие моторики в данном возрасте усложняются. Для проведения игр в данном возрасте к уже используемому подручному материалу добавляются шнуровки, кубики, методические пособия и фантазия взрослых.
Игра «Озорные макарончики».
Дидактические задачи. Учить ребенка сортировать предметы разной величины, развивать моторику, мышление. Воспитывать трудолюбие.
Игровая задача. Помочь маме навести порядок.
Игровые действия. Захватывание предметов, рассматривание их, сравнивание их по величине, сортирование.
Правила игры. По заданию взрослого по очереди выполнять разнообразные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости.
Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие.
Организация детей. Дети сидят за столом. Предметы расположены на столе перед ними.
Ход игры
Воспитатель или взрослый, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она или какой-либо персонаж рассыпала случайно макароны, и они теперь все перемешались, а ей надо готовить обед для гостей. Предлагает детям помочь ей рассортировать макароны по размеру большие и маленькие.
Игра требует внимания, ловких движений, их координации.
В заключении взрослый может сделать акцент на том, что мне помогал не только ты, но и твои ручки. Так у ребенка будет формироваться желание больше работать руками.
Игры третьего года жизни (первая младшая группа)
Дидактические игры в этой группе проводятся небольшими группами, длительность игры 3-5 минут. Воспитатель учит обращать внимание на игрушки, предметы обихода, называть цвет, форму, размер. Игры проводятся с предметами обихода, природными материалами.
На третьем году жизни данную игру «Озорные макарончики» усложняем добавлением шнуровки.
Дидактические задачи. Учить ребенка сортировать и чередовать предметы разной величины, развивать моторику, мышление. Воспитывать трудолюбие.
Игровая задача. Сделать бусы для мамы.
Игровые действия. Захватывание предметов, рассматривание их, сравнивание их по величине, сортирование, нанизывание на шнурок поочередно: большой - маленький
Правила игры. По заданию взрослого по очереди выполнять разнообразные действия: раскладывание, сортирование макарон в две емкости, нанизывание их на шнурок, чередуя большие и маленькие.
Оборудование. Две емкости для макарон, макароны двух видов: крупные и мелкие, шнурок.
Организация детей. Дети сидят за столом. Предметы расположены на столе перед ними.
Ход игры
Воспитатель или взрослый, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что она хочет сделать подарок для мамы. Необычный подарок – бусы из макарон больших и маленьких. Но они рассыпались и перемешались. Предлагает детям помочь ей рассортировать макароны по размеру большие и маленькие и вместе с ней сделать бусы.
Игра требует внимания, ловких движений, их координации.
В заключении взрослый снова делает акцент на том, что нам помогали не ручки, но и глазки. Так у ребенка будет формироваться представление о помощниках человека для труда.
Игры четвертого года жизни (вторая младшая группа).
В воспитании и организации жизни и деятельности детей на четвертом году жизни дидактические игры на развитие моторики занимают еще большее место.
При проведении игр воспитатель и в этой группе привлекает внимание детей к предметам и их качествам; учит различать предметы по цвету, форме, размеру, количеству, отношению одних предметов к другим, расположению их в пространстве.
Во второй младшей группе проводятся игры с более сложными правилами и игровыми действиями, которые основаны уже не только на подражательных, но и на самостоятельных действиях детей.
Длительность игры возрастает до 8-10 минут.
Игра «Нарядная куколка»
Дидактические задачи. Упражнять детей в назывании предмета, его цвета, развитие речи и упражнение в применении слов в разных грамматических формах. Развивать моторику, мыслительные процессы. Воспитывать желание выглядеть аккуратно, следить за своим внешним видом.
Игровая задача. Одеть куколку, чтобы она была нарядной.
Игровые действия. Подбирать одежду, одевать куколку, застегивать пуговицы, завязывать шнурочки.
Правила игры. Внимательно слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, последовательно выполнять предложенные им действия.
Оборудование. Куклы, одежда для них.
Ход игры
Перед детьми на столике или на ковре куклы.
Обращаясь ко всем детям, воспитатель спрашивает: «Какого цвета платье выберем для куклы Оли?» После общего вопроса задается вопрос отдельным детям. «Наташа, ты какого цвета платье хочешь выбрать для куклы? А ты, Нина?» и т. д. При активном участии детей выбирается платье для каждой куклы.
Воспитатель сравнивает платья кукол и обращает внимание на то, какие они красивые.
Платья надеваются на кукол детьми, дети застегивают пуговички, завязывают поясочки. Целесообразно на некоторых платьях сделать вместо пуговиц шнуровки. Потом так же подбираются переднички, косыночки, тапочки.
Всю одежду на куколок надевают сами дети; воспитатель следит за процессом.
Таким образом, в данной игре у детей происходит не только развитие мелкой моторики, но и формирование нравственных качеств и культурно-гигиенических навыков.
Игры пятого года жизни (средняя группа)
К пятому году жизни в результате воспитания, обучения и непосредственного опыта у детей накапливается большой запас конкретных представлений. Ребенок приобретает первичные умения «распоряжаться знаниями», т. е. применять их в разных условиях. В средней группе уже возможны игры, требующие воспроизведения ранее усвоенных знаний, их связи с новыми.
Игра «Бусы»
Дидактические задачи укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.
Игровая задача изготовить бусы
Игровые действия. Захватывание предметов, собирание мелких предметов с помощью пальцев, нанизывание их на нить.
Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполнять разнообразные действия.
Оборудование. пуговицы различной величины и цвета; бусинки разной формы, величины, материала; проволока, леска, тонкая нитка (ирис, ножницы, шкатулки для хранения инвентаря.
Ход игры
Ведущий предлагает ребёнку сделать бусы. Можно предложить сделать бусы по образцу, а пуговицы подобрать по форме и цвету. Возможно, и сам ребёнок может предложить свой вариант изготовления бус. Предварительно преподаватель показывает ребятам образцы изделий. Можно предложить различные схемы чередования бусинок, пуговиц в зависимости от цвета, формы и величины. Воспитатель показывает способы закрепления бус, расчета нужной длины лески для создания определенного изделия.
Игры шестого года жизни (старшая группа)
Дидактические игры в старшей группе направлены уже не только на наглядно-чувственное ознакомление с предметами, их свойствами и качествами, но и отражают жизненные явления, более обобщенные и сложные по своему содержанию.
Дидактические игры основаны не только на применении знаний, но и содержат в себе возможность добывания знаний в процессе игры, решения задач.
Игра «Наши помощники»
Дидактические задачи. Закрепить знания о том, что человек делает много разных нужных вещей, придумывает умные машины; помощниками человека являются знания, руки, инструменты, машины.
Руководит помощниками ум, способность обдумать, как лучше выполнить работу, какой выбрать материал, использовать инструмент, продумать, с чего начать работу и чем закончить.
Игровая задача. Узнать, какие помощники помогают человеку в труде.
Игровые действия. Удаление и приближение, захватывание и отталкивание предметов, сжимание кистью, надавливание, собирание мелких вещей с помощью пальцев; веселые упражнения для рук, игра «Бирюльки».
Правила игры. По заданию воспитателя по очереди выполняют разнообразные действия.
Оборудование. Набор предметов для действия правой и левой рукой. Игра «Бирюльки».
Организация детей. Дети сидят вокруг сдвинутых столов. Вещи расположены на столе, мелкие вещи - на подносиках.
Ход игры
Воспитатель, чтобы возбудить интерес детей, говорит о том, что человек делает много необходимых вещей, придумывает умные машины, приборы. Работая, он использует своих помощников. Воспитатель предлагает подумать, каких помощников для труда имеет человек. При затруднении можно поставить наводящие вопросы: «Чем берут вещи, держат инструменты, переставляют с одного места на другое?»
Воспитатель раскрывает роль каждой руки: правая – работница, левая – помощница. Просит подать что-либо и спрашивает: что же помогло подать вещь? Предлагает взять детям по карандашу и поставить их в стаканчик, узнать из какого материала сделаны шар и мячик. Пояснить, почему узнали (с помощью кистью руки).
Дети с помощью кисти руки по предложению воспитателя пробуют собрать очень мелкие предметы (пуговицы, маленькие бусинки и т. д.) и все приходят к выводу, что мелкие вещи можно собрать только пальцами, а при нанизывании бусин, надевании колец на шнур убеждаются в том, что правая рука работает, а левая помогает, поддерживает.
Игра на всем протяжении строится на разнообразных действиях детей руками, пальцами рук.
В заключении дети играют в игру «Бирюльки». Игра требует внимания, сообразительности, ловких движений, их координации. Дети делятся на две команды. Выигрывает та, которая раньше другой растащит бирюльки или заменяющие их мелкие вещи (пуговицы, желуди, бусинки).
Игры седьмого года жизни (подготовительная к школе группа).
Игры этого возраста содействуют реализации накопленных навыков и умений координировать движения пальцев. Здесь большое место занимают игры на развитие мелкой мускулатуры пальцев, координацию мелких движений, что очень важно для подготовки руки к письму.
Игра «Вышивальщицы»
Дидактические задачи. Укрепление и развитие мелкой моторики, развитие аккуратности, точности и быстроты движений пальцев рук; развитие концентрированности внимания; обучение основным приёмам работы с иглой (шов вперед иголку); развитие зрительно – моторной координации.
Игровая задача. Вышить узор.
Игровые действия. Вышивание
Правила игры. Выполнять по заданию воспитателя действия.
Оборудование. В шкатулке лежат листки картона с нарисованными на них линиями. Есть простые рисунки, есть более сложные. На линиях пробиты отрезки, по которым пройдет иголка с ниткой; клубки шерстяных ниток, 1-2 портняжных иголки.
Ход игры
Ведущий рассказывает о вышивальщицах. Показывает различные вышивки и предлагает ребёнку поиграть в вышивание, объясняя, как вышивают. Затем ребёнок берёт иглу и вставляет нитку в ушко иголки. На первых порах в этом ему помогает взрослый. Позже он это делает самостоятельно. Концы нити соединяют и завязывают в узелок. Затем ребёнок делает стежки на картонках с отверстиями (для облегчения можно использовать шнурок, продевая иглу то вверх, то вниз.