Ольга Степанова
Практическое занятие с элементами тренинга «Педагогический такт воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое занятие с элементами тренинга
«Педагогический такт воспитателя»
Цель: формирование педагогического такта воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Информировать педагогов о важности коммуникативной сферы в профессии воспитателя ДОУ.
2. Развивать навыки диалогического общения.
3. Формировать сплоченность и взаимопонимание между членами педагогического коллектива.
Структура занятия :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
1. Организационный этап знакомства и вхождения в тренинговую ситуацию (5 минут)
2. Этап основной работы (30 - 40 мин.)
3. Этап подведения итогов занятия, получения обратной связи (5 минут)
Ход практического занятия
Вводное слово
В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического такта. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от коммуникативных навыков воспитателя. Ежедневно Вам приходится сталкиваться с большим количеством самых разных людей (родители, воспитанники, коллеги, младший персонал, каждый из которых имеет свои особенности. Именно поэтому вопрос о педагогическом такте и коммуникативных способностях стоит для нас, как для педагогов, особенно остро. На сегодняшнем практическом занятии мы с вами будем работать над развитием своих коммуникативных способностей, которые являются залогом успешной педагогической деятельности.
Разминка
Упражнение «Группа с одним карандашом»
Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.
Оборудование: лист А4, карандаши.
Инструкция: Разбейтесь на 4 группы и сядьте за столы. Теперь каждая группа это одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.
Рефлексия:
Что Вы нарисовали, работая в группе?
Сложно ли Вам было рисовать молча?
Пришли ли Вы к единому мнению со своими партнерами?
Трудно ли Вам было оттого, что изображение постоянно менялось?
Основная часть
Проигрывание кейсов по ролям
Цель: отработка навыка эффективного выхода педагога из конфликтной ситуации.
Оборудование: не требуется
Инструкция: Педагоги делятся на пары и вытягивают листок с заранее заготовленной конфликтной ситуацией. Далее им необходимо «разыграть по ролям ситуацию и найти конструктивный способ выхода из нее.
Ситуация 1
Действующие лица: воспитатель и ребенок
Ситуация: Вы стали случайным свидетелей того, как Семён Р. вытащил из кармана куртки одного из воспитанников игрушечную машинку и положил ее к себе в шкаф. Ваши действия?
Ситуация 2
Действующие лица: воспитатель и младший воспитатель
Ситуация: Воспитатель не доволен тем, что младший воспитатель не помогает одевать детей на прогулку. Как договориться и не провоцировать конфликт?
Ситуация 3
Действующие лица: воспитатель и родитель
Ситуация: Мама Саши П. жалуется на то, что один из детей сломал новую дорогостоящую машину ее сына. Она намерена получить компенсацию от воспитателя или администрации ДОУ за испорченное имущество.
Ситуация 4
Действующие лица: воспитатель и воспитатель
Ситуация: Воспитатель из соседней группы постоянно пытается дать Вам советы по поводу Вашей работы, считая себя более опытным и грамотным педагогом. Вам это не нравится. Как повести себя в такой ситуации, не провоцируя конфликта?
Ситуация 5
Действующие лица: воспитатель и родитель
Ситуация: Забирая вечером ребенка из детского сада, мама Андрея М. сильно возмущались, что его только что купленная одежда очень грязная, и обвинила педагога, что он плохо следит за детьми.
Ситуация 6
Действующие лица: воспитатель и родитель
Ситуация: Вы обратились к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложили закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя — он "получает за это деньги".
Ситуация 7
Действующие лица: воспитатель и ребенок
Ситуация: Вы заметили изменения во внешнем облике и поведении одного из Ваших воспитанников. Некогда активный и любознательный мальчик стал замкнутым, скрытным, почти не играет с детьми, а на его теле стали появляться синяки и ушибы. Как Вы поступите в такой ситуации?
Рефлексия:
- Какие чувства вы отметили у себя во время выполнения задания?
-Каково вам было в роли конфликтующих?
-Какими могут быть последствия данных конфликтов?
-Каким может быть положительное воздействие конфликта на его участников?
Упражнение «Слухи»
Цель: отработка навыка эффективного выхода педагога из конфликтной ситуации.
Оборудование: не требуется
Инструкция: Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.
После выполнения этого задания участниками ведущий перечитывает рассказ уже для всех участников игры. Каждый игрок может сравнить свой вариант пересказа с оригиналом. Как правило, в процессе пересказа происходит искажение первоначальной информации. Этот факт желательно обсудить со всеми участниками семинара.
Возможная история для игры «Слухи» :
«Я ходил по крытому кооперативному рынку, когда увидел милицейские машины, останавливающиеся у всех дверей. Рядом со мной были два человека, которые мне показались подозрительными; один выглядел очень взволнованным, а другой испуганным. Первый схватил меня за руку и толкнул внутрь торгового зала. «Притворись, что ты мой ребенок», – прошептал он. Я услышал, как милиционер крикнул: «Они здесь!», и вся милиция побежала в нашу сторону. «Я не тот, кого вы ищете, – сказал мужчина, который держал меня, – Я просто пришел за покупками со своим сыном». «Как его зовут?», – спросил милиционер. «Его зовут Сергей», – сказал один мужчина, в то время как другой сказал: «Его зовут Коля». Милиционеры поняли, что эти мужчины не знают меня. Они допустили ошибку. Поэтому мужчины отпустили меня и побежали прочь. Они столкнулись с прилавком женщины. Повсюду покатились яблоки и овощи. Я увидел, как некоторые мои друзья поднимают их и кладут себе в карманы. Мужчины выбежали через дверь со стороны здания и остановились. Их ожидали около двадцати милиционеров. Мне было интересно, что они такое натворили. Возможно, это связано с мафией».
Рефлексия:
1. Что получилось / не получилось в процессе выполнения этого упражнения?
Заключительная часть
Упражнение «Метафора»
Цель: закрепление полученных в ходе занятия навыков
Время проведения: 5 минут
«Один восточный властелин увидел сон, – будто у него один за другим выпали все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную вещь! Ты проживешь долгую жизнь и переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил предсказателя. Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» – спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать, то, что сказано» (Н. Пезешкиан).
Рефлексия:
1. О чем, по вашему, эта притча? Что Вы вынесли из нее для себя?
Уважаемые коллеги, мы очень хорошо с вами поработали. Я надеюсь, что вы вынесите для себя с сегодняшнего занятия некоторые полезные навыки, которые помогут вам в дальнейшем при выражении собственного отношения к собеседнику. В завершение нашего занятия прошу заполнить вас рефлексивные листы для получения от вас обратной связи.
Благодарю за работу! До свидания.
Рефлексивные листы:
1. С какими трудностями вы столкнулись при получении и передаче информации (если таковые были?
2. Что было наиболее полезным лично для Вас?