галина евдокимова
Практическое применение понятийных значений слов в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Практическое применение понятийных значений слов в работе с детьми дошкольного возраста
( Автор: Евдокимова Галина Викторовна – воспитатель
МБДОУ № 188 города Самары)
Считается, что начало развития речи у детей - это возраст до одного года. И развивается она у каждого ребенка своими темпами. Встает вопрос: какими же частями речи следует обогащать словарь малыша в первую очередь. Многие исследования психологов и педагогов опираются на работы физиологов, изучавших законы работы мозга, закономерности высшей нервной деятельности. Результаты исследований помогли решить многие проблемы умственного воспитания, и в первую очередь развития способности отвлечения и обобщения.
Публикация «Практическое применение понятийных значений слов в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В начале малыш осваивает наиболее простые обобщения. Слово «кукла», например, ребенок относит ко всем куклам - большим и маленьким, одетым и голышам. Позже он понимает, что словом «игрушки» обозначают и кукол, и пирамидки, и машинки, а помогает ему в этом возможность разнообразно действовать с окружающими его предметами и самому обозначать их словами. В дальнейшем, обобщения, связанные с группировкой объектов, усложняются: «вещи» - это и посуда, и одежда, и мебель, и игрушки; птицы могут быть водоплавающие и сухопутные, перелетные и зимующие. У детей двух лет можно встретить довольно сложные обобщения. Но в некоторых ситуациях дети даже хорошо понимая значение слова «соскальзывают» на привычную систему соподчиненности. Этот феномен сохраняется до конца пятого года. В своей книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский приводит множество детских высказываний.
Развитие смыслового богатства слова играет большую роль в формировании точности словоупотребления. Значение слова с наибольшей полнотой раскрывается в словосочетании с другими словами. Показателем того, что слово действительно вошло в активный словарь ребенка, является умение правильно по смыслу его употреблять. Если слово многозначно, то при использовании его в речевом потоке реализуется одно из его значений. Соединяя слова в словосочетания, дети получают маленький контекст, где одно слово выступает в разных смыслах.
Многозначные слова
Иногда даже при правильном понимании значения слова дошкольники не умеют строить словосочетание с ним. В речевом потоке реализуется только одно из значений многозначного слова. Для того чтобы то или иное значение было понятно, необходимо употребить слово в сочетании с другими словами в составе предложения или словосочетания.
В силу того, что у многозначного слова может быть ряд синонимов, которые не являются синонимами по отношению друг к другу (например : у слова свежий в разных его значениях могут быть следующие синонимы: прохладный, чистый и др., значение многозначного слова устанавливается в определенной синтаксической конструкции за счет связи слов. Например, составляя предложение или словосочетание со словом ручка, дети в большинстве случаев ориентируются на значение «письменная принадлежность» (Ручка пишет, Я пишу ручкой и т. д.). Приведу примеры предложений для знакомства детей с многозначными словами.
Язык. Ключ.
У колокола – язык. Много разных есть ключей:
Колокол без языка нем. Ключ – родник среди камней,
Солдаты были в разведке. Ключ скрипичный, завитой, Они привели языка. И обычный
Вот ботинок. Ключ – дверной.
У ботинка – язык.
Особенно широки по значениям глаголы, например : книга лежит на столе; дорога лежит через лес; или: идет весна, идет снег, идет человек.
Синонимы
Составление предложений со словами синонимического ряда выявляет навык детей соединять слова правильно по смыслу и умение дифференцировать значения синонимов. Дети чутко реагируют на смысловые различия близких по значению слов : Я вырасту большой; Белаз – машина огромная; Грузовик громадный; Маленький человечек; Крошечный червячок; Пиявка малюсенькая. Дети учатся составлять двухсловные предложения или просто словосочетания (легкий ветер, легкий пух, а кто-то уже строит распространенные предложения с тем же словом : Упал с дерева лёгкий листик; Днем был лёгкий ветер и т. д. Для обучения детей подбору синонимов к словам предлагаю известные игры с использованием мяча (педагог называет слово и бросает мяч ребёнку для ответа или каждому ребенку раздается предметная картинка) : «Ответь на вопрос – какой? какая?», «Кто больше назовет слов» и т. д.
Антонимы
Наблюдения за умением детей подбирать антонимы к слову идет значительно легче, чем синонимов. При выполнении задания на подбор антонимов можно использовать предметные картинки, натуральные предметы. Например, детям предлагаются картинки высокого и низкого дерева, большого и маленького яблока, длинной и короткой ленты, большой и маленький круг и т. д. Ребенок отвечает на вопрос педагога: «Посмотри на это дерево, оно высокое. А это какое?», «Эта лента длинная, а эта какая?». Такая наглядность облегчает восприятие ребенком противоположностей предметов. В работе использую игры «Скажи наоборот», «Что бывает широким, а что узким?» и т. д. Детям эти игры нравятся и в дальнейшем они в них играют без участия взрослого. Выполнение этих заданий показывает, какие представления, знания есть у детей.
Речевые ситуации
Задание подобрать синоним или антоним, найти нужные слова к определенным речевым ситуациям иногда ставит дошкольника в трудное положение. Например : «Небо затянуто тучами, дует холодный ветер, льет дождь. Как можно сказать про осень, какая она?». Затем даё тся противоположная ситуация: «Если осенью светит солнце, небо ясное, погода теплая, как можно сказать про такую осень, какая она?» (пасмурная, хмурая; ранняя, ласковая) Ответы детей нам покажут, как они научились вычленять существенные признаки осени (ранней и поздней). В формировании умения выбирать наиболее адекватное слово из синонимического ряда помогает подбор речевых ситуаций, анализ характеров сказочных героев и т. д.
Понимание и употребление сравнений и олицетворений
Образность речи дошкольника вырабатывается в результате тренировки речевых навыков. Образность предполагает отражение действительности словами, употребляемыми в переносном смысле. Кратко рассмотрим сравнения и олицетворения.
Сравнение строится на сопоставлении предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки.
Например в игре : «Что как лёд?» дети учатся понимать сравнения, основанные на сопоставлении предметов по разным основаниям.
Ход : Подумайте и назовите предметы «Что как лёд?». *Как лед (стекло, глаза человека, холодное молоко). *Как металл (голос сердитого человека, стойкий солдат, цвет платья). *Как баран (упрямый ребенок, глупый человек). *Как солнце (ласковая мама, воздушный шар, рыжий клоун). *Как шар (толстяк, копна волос на голове, аквариум). *Как арбуз (голова, шар)
Занимательная игра «Что можно делать, как матрешка?»
Дети учатся подбирать слова к сравнениям, основанные на сопоставлении предметов по действию.
Ход: Подбери слово – действие : «Что можно делать, как матрешка?». Например : ходить, прыгать, поворачиваться. *Как зайчик, как бегемот, как попугай, как мышка, как паровоз, как стрела, как мяч, как пингвин, как слон, как цапля, как машина, как медведь, как птица, как молния.
Можно предложить детям сопровождать некоторые подобранные слова действием (например : ребенок как зайчик прыгает, как цапля ходит).
Олицетворение – это перенесение человеческих черт на предметы или явления природы.
Занимательные задания на придумывание олицетворений вызывает у детей положительный отклик и порой удивляет многообразием образов.
Игра «Что бывает на самом деле»
1 вариант: педагог предлагает детям из двух предложений выбрать то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле. * Гость пришёл - Трамвай пришёл. *Девочка оделась – Река оделась.
*Девочка плачет – сосулька плачет.
*Дети бегут – ручьи бегут весной. *Мальчик кричит – птица кричит. *Дети кружатся – снежинки кружатся. *Певица запела – птица запела.
2 вариант: педагог предлагает детям предложение, в котором говорится о том, чего не бывает на самом деле, а дети придумывают своё предложение о том, что бывает.
*Снег упал – Сережа упал. * Воздушный замок – Воздушный шар.
*Резиновый автобус –Резиновый сапог. *Колючий снег – Колючий ёж. *Солнце смеётся – Мама смеётся.
Много олицетворений можно найти в загадках, пословицах и поговорках. Необходимо формировать правильное понимание иносказательного смысла слов и выражений, употребляемых в них и знание правил их употребления. В своей работе использую пословицы и поговорки в режимных моментах. Как правило дети активно на них откликаются и бывает достаточно удачно приведенного примера, чтобы положительно разрешить возникшую ситуацию. При оценивании положительного момента или поведения ребенка так же уместно высказывание пословицы или поговорки.
Например : *Без сучка, без задоринки (поощрение при отличном выполнении поручения или работы)
*Бросать камни в чужой огород (ябедничать на других).
*Вверх тормашками (при неудачном падении) - тормашки, так на Руси называли ноги.
*Во всю ивановскую (при громком крике детей).
*Встал с левой ноги (если у кого-то очень плохое настроение)
*Заруби на носу (значит надо принять неукоснительно к сведению объяснение правила).
Использование словесных игр и заданий помогает в работе для обследования понимания и употребления образных средств языка детьми, для развития грамматической и фразеологической части речи, планирования индивидуальной работы с детьми и проведения диагностики.
Использованная литература:
1. Г. Бабина МПГ Е. Белобородова ЦППРиК «Благо»
2. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Методика развития речи детей»
3. С. Теплюк, Ю. Разенкова «Учимся говорить и общаться» Д-В № 4 2006г.