Лира Новикова
Практический опыт учителя-логопеда в формате дистанционного обучения
▼ Скачать + Заказать документы
В системе современного коррекционного образования одной из актуальных тем на сегодняшний момент является тема дистанционного обучения.
Формат дистанционного обучения широко используется во всем мире. Он актуален для всех: школьников, студентов, взрослых людей, пенсионеров. Основная цель данной системы – в удобном пользователю формате предоставить образовательные услуги. Однако внедрение таких цифровых технологий как дистанционное обучение в систему образования ДОУ коренным образом меняет структуру образовательного процесса.
Публикация «Практический опыт учителя-логопеда в формате дистанционного обучения» размещена в разделах
В условиях, когда основные формы работы с детьми и родителями перешли на дистанционный режим изменилась сама роль учителя-логопеда. В первую очередь педагогам необходимо овладеть технологическими инструментами для осуществления обучения : подготовить необходимое оснащение, освоить социальные площадки, особенности видео-уроков, подобрать интересный материал и соответствующим образом его оформить. Педагогам важно разработать такую программу проектов, которую можно реализовать через систему дистанционного обучения.
А также фокус внимания переходит от взаимодействия с ребенком на консультационно-образовательное общение с родителями. Поскольку именно на них ложится весь груз ответственности за усвоение программного материала.
Это и организация рабочего места, и оснащение интернет-ресурсами, и постоянный родительский контроль. Роль взрослого – создать условия для обучения, заинтересовать и замотивировать ребенка в получении знаний.
О плюсах и минусах дистанционного образования уже много сказано ранее моими коллегами. Опираясь на мой личный опыт и опыт учителей-логопедов, я выделяю несколько моделей обучения :
обучение в режиме онлайн (электронное обучение);
дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы;
самостоятельная работа родителей с детьми на основе обратной связи через сайт, электронную почту, интернет-мессенджеры, социальные сети.
Обучение в режиме онлайн на практике оказалось менее эффективным, чем очный формат. Часто время проведения занятий откладывалось по причине неготовности к работе родителями и детьми, так же дети дошкольного возраста в силу своих психо-физических особенностей не готовы воспринимать и выполнять определенные задания вместе с логопедом, так как ребенку необходим постоянный тактильный контроль и поддержка.
В моем случае оказалось невозможным в режиме онлайн заниматься постановкой звуков, но этап автоматизации уже поставленных звуков проходил очень интересно и продуктивно благодаря интерактивным играм.
Компьютерные игры для детей дошкольного возраста оказались уже знакомым и интересным занятием. Так в увлекательной форме мы надували шары и отрабатывали слоги и слова со звуком Ш, ловили комариков со звуком З и т. д.
Дистанционное обучение через интерактивные материалы может проходить через сайт детского сада, где закреплены блоги учителей-логопедов и педагога-психолога. Мой блог состоит из нескольких разделов, один из которых так и называется «Заботливым родителям». Там расположен интересный материал для самостоятельной работы родителей с детьми по основным направлениям коррекционной работы или даны ссылки, на которые можно обратить внимание.
Более тесное общение с родителями проходит в общем чате Вайбера, здесь один раз в неделю выкладывается весь материал в соответствии с изучаемой темой, здесь же родители могут задать интересующие их вопросы и быстро получить ответ, снять видео и показать учителю-логопеду, сфотографировать работу ребенка и показать всем родителям. Эта форма работы очень активно используется и в настоящее время, и когда ребенок вместе с мамой находится дома. Все задания они получают через социальные сети. Находясь дома, ребенок может получить и выполнить задание логопеда, педагога, поучаствовать в творческом конкурсе.
Учитель-логопед несет ответственность за качество обучения, поэтому необходимо быть хорошо подготовленным к образовательному процессу, уметь работать с программным обеспечением, сервисами сети интернет, а также педагог должен владеть дистанционными методиками преподавания и знанием особенностей построения образовательного процесса в виртуальной среде. Дистанционное обучение с малышами более продуктивно происходит в отложенном режиме, где каждое занятие откладывается в методическую копилку сайта ДОО и родители могут воспользоваться им в любое удобное для себя время самостоятельно.
На мой взгляд дистанционная форма образовательного процесса в ДОУ имеет явные перспективы, но не как самостоятельный формат обучения, а как дополнение к основному. Современные дети естественно реагируют на форму работы педагога через информационные технологии, как показала моя личная практика. Для детей работать с гаджетом также естественно, как и для взрослых.