Елена Сметанская
Опыт работы в дистанционном формате «Занимательный детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИСТАНЦИОННЫЙ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ САД»
в ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНОМ
В период самоизоляции педагогам ДОУ в целях обеспечения психолого-педагогической поддержки участников образовательного процесса, постоянной связи с воспитанниками и их родителями, решения определенных образовательных задач педагогам предложили использовать возможности дистанционного обучения, реализуемого посредством ИКТ.
Темочки:
С целью методической поддержки педагогов и специалистов дошкольных образовательных организаций были разработаны методические рекомендации, в которых были раскрыты вопросы организации и формы дистанционной деятельности :
1) «Организация деятельности педагогов ДОО в дистанционном режиме во время самоизоляции»;
2) «Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. Ру педагогами ДОО для повышения мотивации дошкольников к познавательной и учебной деятельности в условиях дистанционного обучения во время самоизоляции или длительной невозможности посещения ДОО по различным причинам».
3) «Организация видеоконференции с использованием платформы ZOOM».
4) «Создание видео с использованием программы MOCROSOFT POWERPOINT»
Так же были внесены дополнения в ООП ДОУ в части организации образовательной деятельности.
Проанализировав и обобщив используемые педагогами формы и способы профессиональной деятельности в новых условиях, мы пришли к выводу о целесообразности создания единого городского ресурса для педагогов, дошкольников и родителей. Идея переросла в целый творческий проект. Так, в целях поддержки родителей воспитанников ДОО 12 апреля 2020 года в городе Гусь-Хрустальный открылся дистанционный "Занимательный детский сад".
Старшие воспитатели, воспитатели и специалисты ДОУ на основе самоопределения приняли участие в работе данного интерактивного ресурса в качестве авторов, экспертов, консультантов, ведущих мастер-классов, организаторов детских мастер-классов, руководителей флешмобов.
Педагогам было предложено разработать тематические недели в соответствии с календарно-тематическим планом ДОУ, подбирать и редактировать содержание, записать мастер-классы, познавательные видеопрезентации, интерактивные игры, подобрать тематику и организовать акции и фестивали, подготовить консультативный материал для родителей, сбирать и оформлять результаты продуктивной детской деятельности.
А нашим девизом стали слова: «Самоизоляция – не время скучать. Вместе – интересней!»
В течении апреля 2020г. дистанционный «Занимательный детский сад» объединил деятельность 41 творческого педагога ДОУ:
* Авторы проекта ведут организационную, координационную, редакционную и техническую работу. Был разработан дизайн оформления и структура «Занимательного детского сада», шаблон оформления тематических недель.
По мере необходимости публикуются сообщения и анонсы мероприятий, выкладываются все прошедшие экспертизу материалы, результаты проводимых мероприятий и продукты детско-родительского творчества.
* Воспитатели – подбирают познавательный и практический материал в соответствии с возрастными особенностями детей и оформляют тематические недели, записывают видео-занятия, мастер-классы, физкультминутки, виртуальные экскурсии, спектакли, флешмобы и т. д.
* Эксперты - проверяют и редактируют познавательный и практический материал, представленный в тематической неделе, на предмет соответствия теме и возрастным особенностям указанной категории дошкольников, вносят изменения или дают рекомендации педагогам по корректировке предложенного материала.
* Специалисты (музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учителя-логопеды) – подбирают консультационный и практический материал по своему направлению деятельности. Организуют участие детей в акциях и флешмобах, оформляют результаты деятельности.
Предложенный ими материал размещается на страничках:
- «В музыкальном зале»,
- «Игровая»,
- «В гостях у сказки».
* Педагоги-психологи осуществляют консультационную поддержку родителей, освещая актуальные вопросы на специальной странице «Только для взрослых», где можно найти ответы на вопросы по организации свободного времени малышей в режиме самоизоляции и об организации самостоятельного обучения детей родителями, а, так же, ведут рубрику «Скоро в школу».
Они подготовили материал для организации и проведения с помощью родителей актуального на конец учебного года педагогического мониторинга «Уровень готовности детей к школе». Для этого подготовили рекомендации и адаптировали Инструкцию, чтобы родители смогли провести занятие-диагностику в домашних условиях. Воспитатели собрали, а психологи обработали результаты.
Кроме этого психологами разработана анкета и организовано участие родителей в анкетировании на тему: «Готов ли Ваш ребенок к школе?».
По результатам анкетирования и мониторинга специалисты подготовили и провели консультации по выявленным проблемам и интересующим родителей вопросам.
В рамках сетевого взаимодействия к проекту дистанционного «Занимательного детского сада» присоединились Городской информационно-библиотечный центр, НП «Мещера», Детская спортивная школа.
Для родителей и детей интересно прошла познавательная онлайн-экскурсия по спортивной школе. Занимательные викторины и конкурсы, страницы детских журналов, рубрика «Сказки на ночь» были опубликованы на сайте Городской библиотеки. Городской библиотекой был организован и проведен ряд онлайн-конкурсов и акций:
- ко Дню Победы (Читаем стихи о ВОВ» и «Иллюстрации к книгам о войне»,
- ко Дню рождения А. С. Пушкина,
- «Книги о животных»,
- Экологические письма «Чистый город».
На специальной страничке «Национальный парк Мещера» размещается познавательный материал о флоре и фауне, практические задания, объявления о конкурсах и акциях.
Под руководством Куликовой Ольги Николаевны, методиста кафедры Искусства ВИРО музыкальные руководители наших ДОУ Петрович Оксана Петровна, Кургузова Наталья Валентиновна, Голенева Светлана Николаевна, Федотова Екатерина Александровна приняли участие в разработке региональной видеотеки «Музыка всегда со мной». Авторские материалы предложены родителям воспитанников как младшего, так и старшего дошкольного возраста. Для выпускников ДОУ была подготовлена тематическая неделя «Путешествие музыкального шарика».
Родители самостоятельно выбирают тематику и виды деятельности, опираясь на возраст, интересы и возможности своего ребенка в разделах:
- «Малышам от 1 до 3»,
- «Средняя группа от 3 до 5»,
- «Самым старшим от 5 до 7».
Кроме этого, родителям с детьми предлагается:
- Совершить виртуальные увлекательные и познавательные по Золотому Кольцу России, по Малому Золотому Кольцу Владимирской области, по родному городу.
- Использовать возможность поиграть в интерактивные игры, разработанные педагогами ДОО Владимирской области и собранные в региональный ресурс «Игротека для дошкольников».
В случае необходимости, родители имеют возможность лично обратиться к педагогу-психологу и получить консультацию по интересующему вопросу.
Дети
В апреле - мае в среднем ежедневно осуществлялось около 400 посещений страниц «Занимательного детского сада». Дети и родители стали активными участниками предложенных творческих фестивалей, акций, флешмобов.
Интересно прошла декада, посвященная знаменательному событию для всех граждан нашей страны - 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Педагоги, родители и воспитанники приняли активное участие в предлагаемых мероприятиях:
- В акции «В каждом доме – Солнышко!» приняли участие 78 детей, которые вместе с родителями из различных материалов с использованием разнообразных техник изобразительного творчества изготавливали СОЛНЫШКО.
- В акции «Читаем стихи о войне» приняли участие 50 воспитанников из двенадцати ДОУ. Воспитанники ДОУ № 9 исполнили песню «Шли солдаты на войну», а Музыкальный руководитель Кургузова Н. В. составила из фрагментов, записанных родителями музыкальный флешмоб.
- В акции «Бессмертный полк» приняли участие воспитанники из пяти ДОУ и рассказали о своих родственниках-участн6иках Великой Отечественной войны.
- О прадедушке Никитаевой Златы, Швыреве Василии Викторовиче – фронтовике, юные гусевчане узнали из видео-рассказа воспитанницы ДОУ № 25 и приготовили ветерану подарки к празднику, приняв участие в акции «Подарки ветерану» .
- В акции «Салют Победы!» принял участие 121 воспитанник.
- В акции «Окна Победы» приняли участие 16 воспитанников.
- Флешмоб «Спасибо за Победу» объединил педагогов и воспитанников семи групп.
С 18 по 31 мая в «Занимательном детском саду» была реализована традиционная для этого времени года тема «Наш старинный, наш былинный Гусь-Хрустальный городок», которая помогла детям и родителям окунуться в историю возникновения города, познакомиться с его достопримечательностями, интересными людьми, совершить виртуальные экскурсии, познакомиться с авторскими книгами, мультфильмами и музыкальными сказками, созданными педагогами, детьми и родителями детских садов, и принять участие в Фестивале «Любимый город». В рамках фестиваля были организованы конкурсы, акции, флешмобы. Творческими работами детей, родителей и педагогов можно полюбоваться на страничках одноименной рубрики.
С наступлением лета мы не ушли на каникулы, а продолжили деятельность «Занимательного детского сада». Обсудив с коллегами, решили, что в связи со снятием определенных ограничений, будет целесообразнее с 1 июня поменять планирование и сделать его удобным для родителей. Мы предложили план не в виде тематической недели, а виде «Тематических дней». Дети стали участниками летних акций ко «Дню защиты детей», «Дню России», «Дню рождения А. С. Пушкина», фестиваля, посвященного «Дню семьи, любви и верности». А главное никому не было скучно, ведь самоизоляция – не время скучать. Вместе - интересней!
Таким образом, "Занимательный детский сад" стал одной из форм дистанционного общения и осуществления образовательной деятельности, помогающей педагогам детского сада организовать сопровождение процессов развития, воспитания, обучения дошкольников, осуществляемых родителями в домашних условиях.
Мы считаем, что, благодаря тесному сотрудничеству педагогов, специалистов и родителей, мы стали настоящими партнерами в решении задач развития и образования наших дошколят.
Данный опыт показал возможность организации образовательного процесса в дистанционном режиме при активном участии в нем заинтересованных родителей.
В ходе деятельности мы столкнулись и с некоторыми проблемами:
1. Реализация данного проекта позволила педагогам не только использовать накопленный опыт в сфере применения ИКТ и организовать профессиональную деятельность в новых условиях, но и показала необходимость овладения педагогами новыми технологиями и формами организации образовательного процесса, общения с воспитанниками и родителями в дистанционном формате.
В период самоизоляции педагоги использовали возможность повышения ИКТ- компетентности как на основе самообразования, так и через участие в онлайн-обучении на различных вебинарах и мастер-классах.
2. Проблема технического оснащения места для деятельности педагога и места обучения ребенка. Большинство педагогов и родителей не имеют возможности работать с ресурсом на компьютере или ноутбуке, а используют смартфоны, которые менее функциональны.
Перспективы:
Полученный опыт мы сможем использовать в дальнейшем с одной стороны с целью организации образовательного процесса для детей, длительно отсутствующих в ДОУ по медицинским показаниям, а с другой - как методическую копилку педагогами в профессиональной деятельности.
Проект «Занимательный детский сад» был представлен на всероссийском Большом онлайн-фестивале «Воспитатели России», где отмечен дипломами первой и второй степени в номинациях «Взаимодействие с родителями» и «Методическая находка».