Юлия Куркина
Рекомендации педагогам дошкольного образования по формированию и развитию социальной компетентности старших дошкольников
Практические рекомендации педагогам дошкольного образования по формированию и развитию
социальной компетентности старших дошкольников
Под социальной компетентностью дошкольника понимается качество личности, которое сформировалось в процессе активного освоения социальных отношений, возникающих на разных этапах социального взаимодействия, а также усвоения ребенком этих этических норм, являющихся основой построения и регулирования межличностных отношений и внутриличностных социальных позиций.
Публикация «Рекомендации педагогам дошкольного образования по формированию и развитию социальной компетентности старших дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Как же способствовать развитию социальной компетентности дошкольника? Можно предложить воспитателям следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми с целью усвоения моральных форм общества и развития социально – приемлемых форм поведения :
- чаще обсуждать последствия действий ребенка на чувства другого человека;
- подчеркивать сходство между разными людьми
- предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
- вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
- последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
- не повторяйте без конца одни и те же требования, наказания и запреты;
- ясно формулируйте правила поведения, объясняя, почему надо делать так, а не иначе.
Также в группе надо создать необходимые условия: уют и комфорт; гибкий режим дня; учет домашних привычек; индивидуальный подход. Работая с детьми педагогам необходимо знать основные компоненты детской субкультуры :
- духовно-нравственное воспитание (усвоение детьми традиций, ценностей, культуры общества);
- детский правовой кодекс (нормы поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками, разнообразнее компоненты детского общения);
- детский фольклор (прибаутки, потешки, колыбельные песни, считалки и др.). В его основе лежат произведения, которые передаваясь из поколения в поколение, используются для общения с детьми и максимально адаптированы для детского восприятия;
- детский юмор (перевертыши, анекдоты, розыгрыши, истории – небылицы);
- своеобразные увлечения : детские коллекционирования и собирательства;
- субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей (философствование, словотворчество, проблематизация, сказочный мир);
- детская картина мира (совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром).
Детская субкультура предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его иные миры пространства, в иные логики.
Старший дошкольный возраст – это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам с взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Педагогам важно помнить, что процесс общения и совместной деятельности осознается каждым из него участником как взаимодействие «на равных», только соблюдая это условия, вы будите способствовать развитию социальной компетентности дошкольника.