Оксана Логвиновская
Практическая значимость ИКТ в дошкольном образовании
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая значимость ИКТ в дошкольном образовании
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения», в программе «Столичное образование-5» также поставлены задачи по оснащению и использованию в воспитательно-образовательном процессе ИКТ.
Публикация «Практическая значимость ИКТ в дошкольном образовании» размещена в разделах
Педагогические дискуссии о внедрении ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ведутся достаточно давно. Стоит напомнить, что Концепция программированного обучения разрабатывалась еще в 60-е годы ХХ века. Сущность этого обучения заключалась в осуществлении усвоения программированного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, обучающая машина, программированный учебник).
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. И наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью.
Сегодня дошкольные учреждения, особенно новостройки, оснащаются компьютерными классами, оборудуются интерактивными досками.
В своей деятельности я выделила следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками :
– использование интерактивной доски;
– создание собственных мультимедийных продуктов;
– использование Интернет-ресурсов;
– использование компьютерных игр, программы skype.
При подготовке к занятиям с использованием ИКТ учитывались сани-тарно-эпидемиологические правила, по которым общая продолжительность занятий должна составлять 25 – 30 минут с детьми старшего дошкольного возраста, из которых 5 – 7 мин дети находятся непосредственно за компьютером, а другие мультимедийные средства (такие как презентация, программа Skype с использованием web-камеры, Интернет, компьютерные игры) еще 5 – 10 мин.
Кроме того, занимаясь подготовкой мультимедийных презентаций, мы использовали рекомендации психологов о влиянии цвета на познавательную активность детей, о сочетании цветов и их количества.
В результате внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада мы отметили те преимущества, на которых следует остановиться:
- интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
- дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
- позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
- позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
- при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
- использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
- одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
- при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
- с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.);
- использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
- занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
- высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
В заключение хотелось бы отметить, что какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребенком они не могут и не должны.
Практическая значимость ИКТ в дошкольном образовании.
При проведении мероприятий без привлечения средств наглядности часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришел компьютер.
Применение новых и новейших информационных средств приводит к появлению в педагогике новых понятий. Формирование информационной культуры в дошкольном образовании происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.
Педагоги в работе с детьми используют: аудио, видео аппаратуру, и мультимедийное оборудование. В детском саду педагогами успешно внедряются мультимедийные презентации в непосредственной образовательной деятельности. Это и телевизионное изображение, и анимация, и звук, и графика.
Мероприятия с использованием информационных технологий не только оживляют учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
70% педагогов владеют ИКТ. Наиболее часто используют ИКТ в образовательных областях : "Познание", "Коммуникация", "Социализация" и "Безопасность".
В области "Познания" при помощи компьютера воспитатели решают проблему дефицита подвижной наглядности, на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры. анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи и движение, демонстрируемые с помощью PowerPoin.
Работа с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников.
ИКТ используется не только в непосредственной образовательной деятельности с детьми, но и на пед. часах, педсоветах, семинарах, практикумах, родительских собраниях. Где педагоги делятся опытом работы, используя мультимедийные презентации.