Гришина Ольга Александровна
Консультация «Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на занятиях по подготовке к обучению грамоте»
▼ Скачать
Практическая консультация «Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.»
Подготовила воспитатель МДОУ д/с "Яблонька" р. п. Мулловка" Мелекесского района, Ульяновской области Гришина О. А.
Публикация «Консультация „Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на занятиях по подготовке к обучению грамоте“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Тема моего самообразования: «Использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов на занятиях по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.»
Актуальность: в настоящее время в дошкольных учреждениях внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!». Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств как гибкость, подвижность, системность, диалектичность мышления; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; развитие речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость открытий. Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.
С целью развития психических процессов каждого ребенка с использованием основного вида деятельности дошкольника – игра, я приняла решение использовать игры ТРИЗ технологии на занятиях по подготовке к обучению грамоте. Главное слово – подготовка, то есть наличие у ребенка готовности к обучению в школе.
Цель: научить детей ориентироваться в звуковой системе русского языка
Предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений, используемые мною в работе с детьми.
1. Игровое упражнение «Беру тебя в мои друзья» Цель: - развивать (отрабатывать) умения детей делить слова на слоги, постановку ударения, звуковой состав слов. Например: педагог задает слово, состоящее из одной части (мак, дети подбирают слова, тоже состоящие из одного слога (ночь, мост, рог и тд; по модели- твердый согласный, гласный, твердый согласный ( усложнение: определенный гласный «у» или «а» и пр.)
2. Игра «Да- нетка». Играем после прохождения темы на занятии. Цель данного упражнения: развивать системное мышление, усвоение различных понятий звук – буква – слог – слово. Например: воспитатель (ребенок) дает правильную (неправильную) характеристику букве (звуку) или называет место слова в слоге. Ответ НЕТ предполагает необходимость дать правильный ответ. На магнитной доске звуковой анализ слова ключи. Педагог озвучивает утверждения, дети соглашаются или нет. (Первый звук в слове ключи- это твердый согласный звук (да, Гласные звуки в слове ключи- это «у» и «и» (да); я убираю красный кружок и заменяю его буквой «У» (нет- т. к. звук «ль» мягкий, то согласно правилу «после мягкого согласного слышится «у», но пишется буква «ю»; в слове ключи 3 части (нет- можем проверить, прохлопаем в ладоши, или же мы видим 2 гласных, значит в слове 2 части (слога); в слове ключи ударение падает на первую часть (нет- в слове ключи ударение падает на 2 слог на звук «и».) И тд.
3. Очень увлекательны ребусы. С помощью ребусов мы развиваем логическое мышление, закрепляем навык звукового анализа слов. (См. приложение презентация)
4. Д / и «Изобретатель» Цель: учить пользоваться приемом разделения-соединения, придумывая новые слова из двух разных слов (ворона – колобок: корона); стол-ученица: столица; кот- сад: коса; и тд.
5. Д/и «Новые истории» Цель: активизировать мыслительную деятельность, закреплять понятия слово-предложение: (КОЖА – Оля купила желтый ананас); ПЕРО….
6. «Путаница» - учить подбирать по смыслу слова в предложении, убирая лишнее: «Смотрю в прозрачное дерево» (стекло); Вижу белоснежные сугробы на море.
7. «Допиши букву, слог, слово» - учить видеть образ буквы (слова) по одной его части, закреплять понятия слог, слово; развивать ассоциативное мышление: КО-, Я-, КРО-
Таким образом, использование игр ТРИЗ технологии и интерактивных методов организации обучения способствует становлению личности ребенка, развивает мышление, активность, навыки самостоятельной деятельности, умение работать в команде и принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность, удовлетворяет потребности детей в положительном эмоциональном общении с взрослым и товарищами. Интерактивный метод предъявления информации с использованием презентаций несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, стимулирует познавательную активность.