Наталья Валентиновна Силаева
Лэпбук «Познаём и бережём!»
▼ Скачать + Заказать документы
ЛЭП –БУК «познаём и бережём".
Пояснительная записка
На этапе завершения дошкольного образования особенно важна поддержка инициативы и самостоятельности воспитанника в различных видах деятельности. Для этого создаётся специальная предметно-развивающая среда. Лэпбук «Познаём и бережём» составлен на основе музыкально-дидактических игр, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям старшего дошкольника.
Публикация «Лэпбук „Познаём и бережём!“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» январь 2020
Следует отметить полифункциональный характер лэпбука «Познаём и бережём». Его можно применять:
• в качестве игровой формы обучения,
• в виде самостоятельной музыкально-игровой деятельности,
• как средство музыкального общения ребенка и взрослого.
Цель: обеспечить разнообразие практической деятельности дошкольника 5-7 лет в процессе реализации художественно-эстетического развития.
Задачи:
• Содействовать пониманию и применению музыкальных и экологических знаний в новых жизненных ситуациях.
• Стимулировать инициативу и самостоятельность воспитанника.
• Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
Задания лэпбука соответствуют основной образовательной программе дошкольного образования ( образовательная область художественно-эстетическое развитие: музыкально-художественная деятельность).
Содержание лэпбука.
«Лэпбук» (lapbook) значит «наколенная книга» (lap – колени, book — книга). Данное пособие рассчитано на различные типы работы с информацией. Кинестетики всё потрогают. Аудиалы послушают музыку, стихи, скороговорки, сказки с помощью взрослого. Визуалы будут рассматривать картинки, конвертики, экологические знаки, эмблемы.
Лэпбук «Познаём и бережём» - интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста. Представляет собой картонную папку формата А 4, состоящую из десяти страниц. На развороте папки нарисован фрагмент земного шара с изображениями луга, гор, леса неба и воды. Каждая страница выделена соответствующим стихии цветом: небо - в голубом цвете, вода – в синем цвете, огонь – в красном цвете, земля – в зелёном цвете. На страницах папки имеются различные кармашки и карточки, в которых размещены дидактические игры и задания. Их наполнение может меняться по временам года. Большинство музыкально-дидактических игр связано с экологической тематикой. Задания охватывают основные виды музыкальной деятельности, рекомендованные программой.
Предлагаемые игры и задания можно условно разделить на музыкально-дидактические и экологические. Они взаимосвязаны. Игры и задания включают в себя от двух до пяти вариантов.
Музыкально-дидактические игры:
1. «Послушай и расскажи о музыке»
2. «Ударить, щипнуть или подуть?»
3. «Я играю»
4. «Нотная азбука»
5. «Цветик-семицветик»
Экологические игры и задания.
1. «Времена года»
2. «Береги природу»
3. «Угадай-ка»
4. «Дорисуй и раскрась»
5. «Родной Кыштым»
Список музыкального сопровождения к лэпбуку
«Музыка Осени»
1 А. Вивальди. Времена года. Осень. 1 ч.
2 А. Вивальди. Времена года. Осень. 2 ч.
3 А. Вивальди. Времена года. Осень. 3 ч.
4 Г. В. Свиридов. Дождик.
5 Г. В. Свиридов. Весна и осень.
6 Звуки природы.
7 К. Дебюсси. Облака.
8 М. Равель. Игра воды.
9 К. Сен-Санс. Аквариум.
10 П. И. Чайковский. Сентябрь. Охота.
11 П. И. Чайковский. Октябрь. Осенняя песня.
12 П. И. Чайковский. Ноябрь. На тройке.
13 Р. Шуман. Весёлый крестьянин.
14 Б. Можжевелов. Огородная-хороводная.
15 Г. Струве. Моя Россия.
16 А. Филлипенко. По малину в сад пойдём.
17 А. Александрова. Гуси-гусенята.
Стр. 1 «Угадай-ка».
Цель: Активизировать знания известных сказок в новых условиях.
Задачи: развивать умение сопоставлять информацию, формировать экологическую культуру.
Вариант 1. Взрослый читает фрагмент сказки о природе и просит назвать её.
Вариант 2. Можно расположить её на определённой странице, обозначающей стихию.
Вариант 3. Взрослый просит вспомнить правила безопасности, которые нужно соблюдать в предложенной сказке, найти подходящие экологические знаки (стр. 1а).
тр. 1 «Времена года».
Цель: способствовать повышению интереса к фольклору.
Задачи: Создать условия для музицирования по заданной теме.
Вариант 1. В кармашке находятся загадки об осени, птицах. Взрослый читает, воспитанник отгадывает.
Вариант 2. Отгадки можно сыграть на синтезаторе, расположенном на стр. 4а., самостоятельно исполнить ритм на деревянных палочках, либо прохлопать его в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив загадки между собой.
Вариант 3. Пальчиковые игры разучиваются сначала со взрослым, затем по картинке-подсказке воспитанник может играть самостоятельно.
Стр. 1а «Береги природу».
Цель: Формировать понимание необходимости беречь природу.
Задачи: Расширять кругозор. Содействовать пониманию и применению экологических знаний в новых ситуациях.
Вариант 1. Взрослый читает праздники экологического календаря, обсуждая их содержание с детьми.
Вариант 2. Ребенок объясняет знаки и раскладывает карточки по местам их применения (в лесу, у водоёма, на лугу).
Вариант3. Детям предлагается по описанию взрослого найти знак экологического предостережения и отнести его к определённой стихии.
Стр. 2 «Цветик-семицветик».
Цель: способствовать повышению интереса к фольклору.
Задачи: Создать условия для музицирования по заданной теме.
Вариант 1. Взрослый читает загадки про местные цветы, воспитанник отгадывает.
Вариант 2. «Воздушный змей». Ребёнок с помощью взрослого учит скороговорки про местные цветы.
Вариант 3. Попевки с названиями цветов из скороговорок и загадок можно сыграть на синтезаторе, расположенном на стр. 4а, самостоятельно исполнить ритм на деревянных палочках, либо прохлопать его в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив песенки между собой.
4 стр. «Дорисуй и раскрась».
Цель: приобщить воспитанников к наблюдению за природой родного края через художественное и музыкальное самопроявления.
Задачи: развивать художественные и музыкальные способности, научить сопоставлять виды искусства.
Вариант 1. В кармашках находятся задания, в которых нужно дорисовать лист уральского дерева или кустарника и раскрасить в соответствии с сезоном. Задание сориентировано для правшей и для левшей.
Вариант 2. Взрослый предлагает вспомнить, послушать или самостоятельно исполнить знакомую музыку об этом дереве или кустарнике (стр. 4).
Стр. 4а «Я играю».
Цель: дать элементарные навыки игры на синтезаторе и палочках.
Задачи: Создать условия для музицирования по заданной теме. Научить сопоставлять виды искусства.
Вариант 1. Конверт содержит попевки и потешки, которые перекликаются с заданиями на стр. 1,2,3.4.5а. Их можно сыграть на синтезаторе, подобрав соответствующие иллюстрации (стр. 5а). Цвета нот соответствуют цветным наклейкам на клавишах синтезатора. Большие кружочки над нотами – это длинные четвертные длительности, маленькие кружочки – это короткие восьмые ноты.
Вариант 2. Можно самостоятельно исполнить ритм на деревянных палочках, либо прохлопать его в ладоши. Эти задания может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив песенки между собой.
Стр. 5а «Послушай и расскажи о музыке».
Цель: Активизировать знания известных детям музыкальных произведений в новых условиях.
Задачи: способствовать эмоциональному восприятию музыки, обогащать словарный запас музыкальной терминологией, развивать умение сопоставлять информацию.
Вариант 1. Музыкально-дидактическая игра «Найди пару». Взрослый предлагает ребенку прослушать музыкальное произведение. В кармашках расположены карточки с портретами композиторов, иллюстрации к их произведениям, музыкальные инструменты. Нужно составить соответствующие пары.
Вариант 2. При помощи подсказок взрослого (стр. 5а) воспитанник рассказывает о прослушанной музыке (с. 4).
Вариант 3. Детям предлагается с помощью мимики и движения выразить настроение прослушанного произведения, проявить свое творчество.
Вариант 4. Взрослый предлагает выполнить задания с предыдущих страниц под соответствующую музыку (стр. 4).
Стр. 5а «Ударить, щипнуть или подуть?»
Цель: Активизировать знания о музыкальных инструментах в новых условиях.
Задачи: обогащать словарный запас музыкальной терминологией, развивать умение сопоставлять информацию.
Вариант 1. В кармашке находятся карточки иллюстраций музыкальных инструментов со стихами. Можно назвать инструмент и вспомнить стишок про него.
Вариант 2. Предлагаем разделить все инструменты по группам, учитывая способ извлечения звука: струнные, духовые, ударные.
Вариант 3. Можно распределить инструменты по принадлежности к симфоническому или народному оркестру.
Стр. «Нотная азбука».
Цель: Активизировать знания по элементарной музыкальной грамоте.
Задачи: обогащать словарный запас музыкальной терминологией, развивать умение сопоставлять информацию.
Вариант 1. «Ритмические загадки» : в конверте есть карточки с ритмическим рисунком знакомых песен, магнитная лента с большими (длинный звук) и маленькими (короткий звук) магнитами, синтезатор, деревянные палочки (4а). Из конверта ребенок выбирает карточку с ритмическим рисунком песни и самостоятельно играет ритм на синтезаторе, деревянных палочках, либо прохлопывает его в ладоши. Данное задание может выполнять как один ребенок, так и несколько детей, поделив карточки между собой.
Вариант 2. «Назови нотки» : кружочки - картинки для запоминания названия нот, их расположения на клавиатуре.
Вариант 3. «Соединим ритм и ноты – исполним песню!» : Цвета нот песен из конверта соответствуют цветным наклейкам на клавишах синтезатора. Большие кружочки над нотами – это длинные четвертные длительности, маленькие кружочки – это короткие восьмые ноты.
Результативность использования лэпбука "Познаём и бережём"
• У детей повысился интерес к музыкальной деятельности в результате использования новой формы организации учебного материала.
• Поднялся уровень инициативы и самостоятельности.
• Обогатился музыкальный опыт детей и воспитателей.
• Возросла степень сотрудничества и сотворчества взрослых и детей.
Перспектива.
• Предполагается применять дидактическое пособие «Познаём и бережём» в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей.
• Рекомендовать особо заинтересовавшимся детям поступать учиться в музыкальную школу.
• Познакомить и привлечь родителей к созданию дидактического пособия для пополнения предметно-развивающей среды в группах ДОУ.
Таким образом, использование лэпбука открывает новые возможности в музыкальном воспитании детей.