Каландарова Елена Юрьевна
Познавательный проект «Предупреждающие дорожные знаки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: познавательный
Продолжительность проекта: краткосрочный
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители, воспитатель Каландарова Е. Ю.
Цель проекта: формирование навыков безопасного поведения детей на дорогах города, познакомить детей с предупреждающими знаками, научить их отличать от разрешающих и запрещающих.
Задачи проекта:
1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
Публикация «Познавательный проект „Предупреждающие дорожные знаки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Дорожные знаки
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
2. Оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов.
3. Создание и приобретение пособий, наглядного материала для работы по заданному направлению.
4. Создание условий для раскрытия каждым воспитанником своих знаний по заданной теме проекта.
5. Развитие слухового и зрительного внимания, монологической речи, совершенствование двигательной активности детей.
6. Привлечение родителей к совместному изготовлению поделок дорожных знаков из подручных материалов, презентации своих работ, активному участию в совместном мероприятии.
7. Оптимизация детско-родительских отношений.
8. Развитие речи и пополнение словарного запаса.
Планируемый результат проекта.
- появление интереса у родителей к развитию детей в данном направлении, к совместной работе воспитателей и родителей;
- повышение уровня знаний детей по заданной теме к концу проекта;
- закрепление ранее полученных знаний по основам безопасного поведения на дороге.
Актуальность выбора темы.
Прогуливаясь с детьми, родители часто обращают внимание ребенка на дорожные знаки, но бывает и дети расспрашивают родителей о назначении того или иного знака. Из-за незнания или отсутствия времени родители игнорируют подобные вопросы. В результате часто случаются ДТП с участием детей.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, дорожными знаками, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, уметь читать дорожные знаки. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Для этого можно использовать подвижные игры по обучению дорожной безопасности, совместные прогулки, просмотр мультфильмов и презентаций, создание своими руками дорожных знаков, обсуждение проблемных ситуаций.
Участие специалистов - психолог, физкультурный руководитель.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап: на протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей, создается картотека дидактических и подвижных игр.
2 Основной этап:
1. ОД по познавательному развитию "Разные и важные дорожные знаки".
2. Дидактическая игра «Собери знак», «Угадай какой знак?», «Говорящие знаки», «Дорожная азбука».
3. Развлечение, совместно с музыкальным руководителем «Важные знаки».
4. Чтение и беседа по книгам, рассматривание плакатов и иллюстраций: О. Емельянова "Стихи про дорожные знаки", Сказка про дорожные знаки, В. Семерин "Запрещается-разрешается", Кончаловский "Самокат", Сказка про город дорожных знаков, Волков С. «Как пройти через дорогу?», «Пешеходы и машины», «Едут, едут пассажиры», Калинина Н. «Как ребята улицу переходили», Носов Н. «Автомобиль», Ильин М. «Машины».
5. Подвижная игра "Смотрите знаки", «Светофор», «Водители», «Путешествие на машинах», «По дороге», «Мы пассажиры».
6. Игры с макетом "Перекресток", расстановка и создание новых дорожных знаков.
7. Выставка рисунков и поделок «Предупреждающие дорожные знаки».
Работа с родителями:
- консультация "О чем нас предупреждают знаки", «Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге?», «Ремень безопасности – ваш помощник»;
- встреча и беседа с инспектором ГИБДД;
- памятка для родителей по видам дорожных знаков;
- совместный рисунок родителей и детей «Наши друзья-знаки»;
- анкетирование родителей "О чем предупреждают знаки";
- просмотр мультфильмов и презентаций, обсуждение дорожных ситуаций, совместно с детьми.
3. Заключительный этап.
- совместная презентация детей и родителей своего рисунка или поделки.
- создание мультимедийной презентации "Дорожные знаки - наши друзья".
- написание стихотворения на тему "Предупреждающий знак - осторожно дети"
1. Занятие познавательного цикла по ознакомлению с дорожными знаками и поведением на дороге.
Цель: формировать у детей обобщенное представление о безопасном поведении на дороге, развивать память, внимание, закреплять знание и классификацию дорожных знаков; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.
2. ОД по познавательному развитию «На дороге много помощников».
Цель: формировать у детей представление о необходимости дорожных знаков, познакомить с работой дорожного инспектора, рассказать о создании и назначении светофора, развивать речь, логическое мышление.
3. Дидактические игры «Светофор», «Собери знак», «Угадай какой знак?», «Говорящие знаки» «Дорожная азбука».
Цель: учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни, познакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором, закрепить знание и классификацию дорожных знаков.
4. Подвижные игры
Цели: Учить детей правилам дорожного движения; развивать мышление и пространственную ориентацию. Закрепить с детьми знания дорожных знаков и правил поведения на улицах
5. Встреча с инспектором ГИБДД
Цель: познакомить детей с работой инспектора на дороге, рассмотреть вместе с ним дорожные знаки, ответить и задать ему вопросы о правилах поведение на дороге, рассмотреть дорожные ситуации.
6. Развлечение «Незнайка на дороге»
Цель: закрепление правил дорожного движения, формирование безопасного поведения на дороге, создание хорошего настроения.
7. Выставка рисунков и поделок «Вежливый и строгий светофор».
(участники дети и родители)
Цель: совместное творчество детей и родителей, уметь использовать при создании поделок подручный материал.
8. Разрешение проблемных ситуаций на прогулке:
"Что бы вы сделали, если бы…
- родители вместе с вами хотели перебежать дорогу?
- вы увидели, что светофор сломался?
- рядом не оказалось зебры, а вы спешите, как и где перейти дорогу?
- вы с родителями вышли из автобуса и хотели перейти на другую сторону и т. д.
9. Консультации для родителей
Цель: формировать у родителей потребность обучать и просвещать своих детей по вопросам безопасности на дороге, активизировать ребенка для беседы, показывать своим примером важность знания и соблюдения дорожных правил.
10. Выступление групп с подготовленной темой.
Цель: обобщение и систематизация знаний полученных из различных источников, формирования интереса к выбранной теме.
11. Создание презентации.
Цель: систематизировать наработанную информацию и полученные знания, отчет перед группой о проделанной работе.
Дидактические игры
«Угадай, какой знак?»
Цели: Учить детей различать дорожные знаки, закреплять знания детей о правилах дорожного движения; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: Кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными и знаками сервиса.
Ход игры:
1-й вариант. Ведущий приглашает по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к детям, у которых уже есть знаки этой группы.
2-й вариант. Ведущий показывает знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он обозначает.
3-й вариант. Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их. Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а остальные отгадывают этот знак по описанию.
«Светофор»
Цель: Ознакомить детей с правилами перехода (переезда) перекрестка, регулируемого светофором.
Материал: Красные, желтые, и зеленые круги, машины, фигурки детей.
Ход игры:
Один из играющих устанавливает определенные цвета светофора (наложением красных, желтых или зеленых кругов, машин и фигурки детей, идущих в разных направлениях. Второй проводит через перекресток машины (по проезжей части) или фигурки детей (по пешеходным дорожкам) в соответствии с правилами дорожного движения. Затем игроки меняются ролями. Рассматриваются различные ситуации, определяемые цветами светофора и положением машин и пешеходов. Тот из игроков, который безошибочно решает все возникшие в процессе игры задачи или допускает меньше ошибок (набирает меньшее число штрафных очков,считается победителем
«Говорящие дорожные знаки»
Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения, быть внимательными друг к другу.
Материал: Каждое игровое поле – рисунок разветвленной системы дорог с дорожными знаками. Машины, игровые персонажи.
Ход игры:
Перед каждым ребенком поле, каждому задание: проехав по полю, соблюдая все правила, не пропустив ни одного знака, доехать до названного пункта.
«Собери знак»
Цели: Развивать умение различать дорожные знаки; закрепить название дорожных знаков; развивать у детей логическое мышление, глазомер.
Материал: Разрезные знаки; образцы знаков.
Ход игры:
Ребенку сначала предлагают вспомнить, какие знаки дорожного движения он знает, а затем по образцу просят собрать разрезные знаки. Если ребенок легко справляется, то ему предлагают собрать знаки по памяти.
«Дорожная азбука»
Цель: Закреплять знание дорожных знаков, умение правильно ориентироваться в них, классифицировать по видам: запрещающие, предписывающие, предупреждающие, информационно-указательные.
Материал: Карточки с дорожными ситуациями, дорожные знаки.
Ход игры:
Дети выбирают себе карточки, у ведущего дорожные знаки, он по очереди показывает знаки, тот, у кого оказывается нужная карточка, берет знак и обосновывает свой выбор.
Памятка для родителей по ПДД
«Обучение детей наблюдательности на улице»
- Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.
- Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт.
- При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
- Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
- При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку.
- Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
- Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности.
- Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
- Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта.
- Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
- Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!
Памятка для родителей
«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
- Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
Игры на проезжей части и возле нее.
- Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
- Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.
- Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
- Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
- Незнание правил перехода перекрестка.
- Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
- Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
- Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!
Консультация для родителей
"Ремень безопасности - ваш помощник"
Правила дорожного движения, вступившие в силу с 1 января 2013 года и касающиеся перевозки детей, гласят:
"Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла".
В самой первой редакции правила перевозки детей в автомобилях содержали фразу "…с использованием специальных детских удерживающих устройств". Однако в новых поправках от 20 ноября 2010 года из закона исчезло слово «специальный».
В 2012 году слово "специальный" снова вернулось в правила перевозки детей в автомобилях, правда только в отношении перевозок детей на переднем сиденье. Это дополнение ограничило средства, которыми можно крепить ребенка на переднем сиденье.
"Детская удерживающая система - совокупность элементов, состоящая из лямок или гибких элементов с пряжками, регулирующих устройств, деталей крепления и, в некоторых случаях, дополнительного устройства (например, детской люльки, съемного детского кресла, дополнительного сиденья и/или противоударного экрана, которое может быть прикреплено к внутренней части кузова автотранспортного средства. Устройство должно быть сконструировано таким образом, чтобы в случае столкновения или резкого торможения транспортного средства уменьшить опасность ранения ребенка, находящегося в удерживающем устройстве, путем ограничения подвижности его тела".
Уважаемые родители, не забывайте:
- Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи).
- Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья.
- Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
Консультация для родителей
«Как научить ребенка правильно вести себя на дороге»
Дорогие родители, как вы думаете легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге? На этот вопрос трудно ответить однозначно! На первый взгляд очень легко! Надо только познакомить его с основными правилами дорожного движения и все будет в порядке!
На самом же деле - это не все! Ведь мы взрослые, каждый день на глазах ребенка нарушаем эти самые правила, и не задумываемся, что ставим ребенка перед очень сложной задачей: как правильно? Как сказали в садике или как сделали папа с мамой?
Когда же случается какое то дорожное происшествие, виноваты все вокруг, только не мы! Но родители для ребенка большой авторитет и своим примером должны научить и уберечь их!
Наши дети не внимательны на дороге в силу своих возрастных особенностей. Про особенности внимания детей среднего дошкольного возраста нам расскажет педагог -психолог в своем выступлении.
Дорогие родители на улице дети часто отвлекаются на все интересное: яркий автомобиль, пролетающий самолет, люди, животные и т. д. Если ребенок идет в компании сверстников, он часто увлекается разговорами, не смотрит на дорогу и может не услышать сигнала машины из-за недостатка внимания.
Дети с сильной нервной системой, которые любят шумные игры, при громких звуках реагируют быстро. Как правило, они бегут от опасности и попадают под колеса машин.
А у детей со слабой нервной системой реакция на звуки и световые сигналы замедленная. В опасных ситуациях у них происходит торможение, и они теряются, не зная что делать.
Бессмысленно требовать от медлительного ребенка столь же быстрой реакции, как от подвижного. У них разные типы нерв ной системы, поэтому подход в воспитании должен быть соответствующим. Нельзя наказывать ребенка, ему надо все подробно разъяснить.
Есть различия в реакции мальчиков и девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно быстро перебежать дорогу, не рассчитывая дистанцию между собой и машиной и не задумываясь о том, что машины идут в несколько рядов. Девочки же могут остановиться и побежать назад. Бывает и так, что ребенок, стоящий на тротуаре, неожиданно срывается с места и бросается наперерез потоку машин.
Кроме того, на поведение детей может влиять их функциональное состояние в определенный момент. Например, ребенок плохо себя чувствует, не выспался, устал. В результате у него снижается способность контролировать себя.
Особого отношения к себе требуют рассеянные дети. Причиной рассеянности могут быть утомление, нежелание что-либо делать.
Наши дети оценивают ситуацию на дороге иначе, чем взрослые. Целостное восприятие детьми дорожной обстановки затрудняется из-за малого роста ребенка. Стоящие транспортные средства закрывают ему обзор. Ребенок не видит, что происходит на дороге. Быстро принять решение он не может, не способен правильно оценить дорожную ситуацию. В результате попадает под машину.
В процессе развития и воспитания у старших дошкольников и младших школьников постепенно вырабатываются свои привычки, черты характера, умения, навыки. Наблюдая за этим, родители могут направить, например, повышенную возбудимость ребенка на усиление его познавательной активности, заинтересовав его техникой и правилами безопасного поведения. Для этого можно использовать подвижные игры по обучению дорожной безопасности.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям, терпеливы. Вырабатывайте у них навыки безопасного поведения на улицах и дорогах