Татьяна Лавочкина
Познавательный проект в подготовительной группе «Профессии наших родителей»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Тип проекта :
- познавательно - творческий,
- групповой
Продолжительность: долгосрочный (3 месяца)
Участники:
педагоги МДОУ,
дети подготовительной группы,
родители воспитанников.
Актуальность проекта
Темочки:
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Реализация ФГОС ДО обеспечивает развитие личности, мотивации и способ-ностей детей в различных видах деятельности, формирует позитивные установки к различным видам труда и творчества, поэтому в содержании образовательной дея-тельности особое внимание педагогических работников направлено на достижение целей и решение задач социально-коммуникативного развития.
Одной из важнейших составляющих начальной социализации ребенка является его профессиональное самоопределение – процесс сознательного и самостоятельно-го выбора своего профессионального пути.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окруже-ния, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный ха-рактер (общее знакомство с миром профессий, а также включать совместное об-суждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Проблема
В ходе беседы с детьми выяснилось, что они недостаточно ознакомлены с про-фессиями своих родителей. Они не знают место работы, название специальности, трудовые обязанности родителей. На вопрос «Кем работает твой папа?», можно услышать ответы: «Папа целый день играет за компьютером», «Не знаю».
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор старших дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Все профессии важны- все профессии нужны». Но в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении развития интереса к труду взрослых:
• Ограничены возможности наблюдения за трудом взрослых, значительная часть их труда протекает не на глазах у детей.
• Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий.
Объект изучения: профессиональная деятельность взрослых.
Гипотеза:
Мы предполагаем, что знакомство детей в дошкольном возрасте с миром про-фессий будет успешным, если будет проводиться планомерная, последовательная работа, включающая разнообразные методы и приёмы, а также взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Цель проекта :
- Способствовать формированию у дошкольников представлений о мире профессий через активизацию познавательного интереса к людям труда;
Задачи для детей:
Речевое
развитие Обогащать и активизировать слова, родовые понятия и видо-вые обобщения, связанные с темой.
Совершенствовать навыки по формированию связной речи и усвоению грамматических конструкций.
Познавательное развитие Расширять знания у детей о людях разных профессиях и ору-диях их труда, показать значимость профессиональной дея-тельности взрослых для общества.
Развивать познавательную активность детей в процессе озна-комления с профессиями.
Учить детей самостоятельно искать информацию путем обще-ния с родителями, сверстниками, окружающими, учить ана-лизировать полученную информацию;
Социально-
коммуникатив-ное
развитие
Прививать привычки здорового образа жизни как залог успешного будущего в дальнейшем самоопределении.
Объединить детей и родителей в совместной познавательной и творческой проектной деятельности;
Способствовать формированию у ребёнка положительного отношения к труду, навыков самообслуживания, умению вы-полнять простые трудовые поручения;
Воспитывать у детей трудолюбие и чувство уважения к труду взрослых.
Физическое
развитие Развивать физические качества;
Формировать основы безопасной жизнедеятельности в раз-личных видах двигательной активности.
Художественно-
эстетическое
развитие Развивать творческие способности и склонности детей.
Развивать чувство ритма по средствам музыкального сопро-вождение для мероприятий; (песни, игры, танцы).
Задачи для родителей :
• Способствовать зарождению профессионально- ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием личного примера.
• Способствовать формированию здорового образа жизни, как залог успешно-го будущего в освоении профессии, в дальнейшем самоопределении.
• Способствовать формированию у ребёнка навыков самообслуживания, уме-ния выполнять простые трудовые поручения, желания помогать взрослым.
• Воспитание трудолюбия.
Ожидаемый результат.
Для детей:
1. У детей произойдёт накопление и активизация словаря по теме «Профессии. Орудия труда», а также совершенствование грамматического строя и связной ре-чи.
2. Сформируются представления о профессии своих родителей, их роли в совре-менном обществе;
3. Дети смогут ориентироваться в мире профессий, смогут ответить на вопросы- что делает человек заданной профессии, где он работает, какие орудия труда ему для этого необходимы, какими качествами нужно обладать человеку, чтобы стать профессионалом своего дела (ребёнок сможет называть профессионально важные качества представителей разных профессий);
4. У детей сформируются представления о важности и необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
5. Сформируется эмоционально-положительно отношение к трудовой деятель-ности, труду в целом.
Для родителей :
Повышается интерес родителей к ценностям личностно-ориентированного образования.
Родители осознанно включаются в процесс, таким образом, обеспечивается возможность преемственного продолжения работы с ребёнком в домашних условиях.
Оптимизация детско-родительских отношений.
Участие совместно с детьми в выставках и творческих конкурсах.
Создание атмосферы доверия, взаимопонимания и сотрудничества со всеми участниками образовательного процесса.
Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДО.
Для педагогов:
Самореализация, повышение творческого потенциала.
Повышение компетентности по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий (педагоги удовлетворены проведен-ной работой и результатами проекта; собран и систематизирован весь мате-риал по теме проекта);
Этапы реализации проекта :
Этап Содержание деятельности
1 этап
Подготовитель-ный
(Поисково-
аналитический) 1. Поиск и изучение справочной, методической и художе-ственной литературы, произведений устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки, скорого-ворки) о труде и профессиях.
2. Создание информационной базы (Разработать план ме-роприятий, подобрать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий, отобрать медиаресурсы, видеофильмы по теме проекта).
3. Создание условий для активной самостоятельной, творческой, игровой деятельности детей, которые бы способствовали формированию представлений о мире профессий (обогащение развивающей предметно-пространственной среды- покупка и изготовление предметов, атрибутов, костюмов к сюжетно-ролевым играм, необходимого наглядно-демонстрационного и дидактического материала по теме «Профессии, орудия труда, инструменты», создание картотек игр и упраж-нений);
Введение детей в ход проекта через игровую ситуацию с формулировкой проблемы.
Детям приходит письмо от Незнайки, который не знает, кем хотел бы быть и помочь ему найти ответ на вопрос: «Ка-кая профессия - самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?» Прочитав письмо от Незнай-ки, дать возможность высказаться каждому ребёнку.
Постановка 3-х вопросов:
- Что мы знаем о профессиях?
- Какая профессия самая главная?
- Что нужно делать, чтобы узнать это?
Постепенно целенаправленно составить план совместной дея-тельности для того, чтобы выяснить, какая профессия самая важная.
План действий:
Обратиться за помощью к взрослым;
Найти информацию в книгах;
Научиться играть в различные игры по ознакомлению с профессиями.
2 этап
Основной
(формирующий, реализация
проекта) Взаимодействие с педагогами ДОУ
Взаимодействие с социальными партнёрами
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие с детьми.
(см. План реализации проекта)
3 этап
Заключительный
(итоговый)
Обобщение полученного опыта:
1. Итоговое мероприятие (открытое занятие «Мир профес-сий»)
2. Продукты проекта
3. Обработка результатов по реализации проекта. 4. Презен-тация проекта родителям, коллегам.
№ Мероприятие Задачи Взаимодействие с родите-лями
1 Беседы «Все про-фессии нужны, все профессии важ-ны», «Что такое профессия», «Труд мужской и женский», беседы о профессиях ро-дителей, «Кем я хочу стать,когда вырасту». Закреплять и расши-рять представления де-тей о понятии «профес-сия», «профессиональ-ные навыки», «профес-сиональная одежда»
2 Создание альбома «Профессии наших родителей» Расширять представле-ния о профессиях их родителей, познакомить с малоизвестными про-фессиями, воспитывать уважение к труду стар-ших, формировать же-лание совместно с ро-дителями выполнять творческую работу Привлечь родителей расска-зать детям подробнее о своей работе, о ее специфике, твор-чески подойти к решению по-ставленной задачи совместно с детьми,принести фотогра-фии с места работы.
3 Встречи с инте-ресными людьми Привлечь родителей к педагогическому про-цессу. Расширить пред-ставления детей о про-фессиях повара, парик-махера. Воспитывать желание у детей помо-гать людям. Пригласить некоторых роди-телей рассказать подробнее о своей профессии, провести обучающий мастер-класс для детей. Родители Максима, Егора, Николь.
4 Наблюдение за работой взрослых в детском саду Формировать знания детей о профессиях лю-дей, работающих в дет-ском саду: воспитатель, фельдшер, повар, по-мощник повара, завхоз, старший воспитатель, дворник и др. воспиты-вать уважение к труду старших.
5 Чтение художе-ственной литера-туры: «Сказка о пропавших про-фессиях», «Кем быть» В. Маяковского, «Дядя Степа» С. Михалков, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари Раскрыть детям видение детскими писателями некоторых профессий
6 Сюжетно-ролевые игры: «Больни-ца», «Семья», «В детском саду», Магазин», «Па-рикмахерская». Закреплять представле-ния детей о некоторых профессиях. Развивать связную речь. Воспи-тывать взаимоуважение.
7 Просмотр видео-роликов: «Как хлеб на стол при-шел?», «Как де-лают конфеты?», «Откуда берется молоко? Как де-лают йогурт и творог?» Формировать пред-ставления детей о сла-женной работе людей разных профессий на заводах-производителях. Вос-питывать взаимопо-мощь среди детей. Беседовать с детьми дома о том, что они узнали в детском саду
8 Просмотр мульт-фильмов: «Кем быть», «Самый главный», «Все профессии важ-ны», «Девочка, которая наступила на хлеб»
11 Дидактические и словесныеигры: «подскажи сло-вечко», «Угадай, кто это?», «Что мы делаем, не скажем», «Назови соседей»
12 Загадки об из-вестных профес-сиях, разучива-ние пословиц о труде Создать условия для закрепления информа-ции, полученной в тече-ние некоторых меро-приятий проекта. Со-здать хорошее настрое-ние.
13 Инсценировка стихотворения Маяковского «Кем быть» Показ детям старшей группы Развитие творческих способностей детей. Воспитание эстетиче-ского восприятия. Привлечь родителей творче-ски подойти к заучиванию роли
14 Участие в откры-том музыкальном занятии на тему: «Хлеб всему го-лова»
15 Художественно-эстетическое раз-витие: «Кем я бу-ду», «Инструмен-ты», «Каравай», раскраски по те-ме (рисование, «Пожарная ма-шина»(лепка, «Колосок» (ап-пликация) Творчески представить предпочтения детей к той или иной профес-сии. Развитие творче-ских способностей де-тей. Создать хорошее настроение
Итоги проекта (выводы) :
Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким об-разом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание вы-полнять трудовые поручения, а также ребята стали больше уважительно относиться к труду взрослых и результатам их труда.
Дети сделали вывод, что все профессии важны, все профессии нужны.
Мы считаем, что успешному решению задач проекта во многом способствовали совместное творчество сотрудников детского сада, направленное на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития детей, создания равных условий образования дошкольников независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды.
Мы с педагогами ДОУ пришли к заключению, что воспитание для труда и в тру-де — важнейшее, ничем не заменимое средство всестороннего развития личности. Воспитание именно такого человека очень актуально в век высоких технологий.
Литература
1. Буре, Р. С. ; Година, Г. Н. Учите детей трудиться: Пособие для воспитателя дет-ского сада / Р. С. Буре. – М. : Просвещение, 1983.
2. Воспитание дошкольников в труде / В. Г. Нечаева, Р. С. Буре, Л. В. Золик и др. : - 2 – е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1980.
3. Голуб Г. Б., Перелыгина Е. А. Чуракова О. В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е. Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Изда-тельский дом «Федоров». 2006. – 176
4. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н. Н. Захаров. - М. : Просвещение, 1988.
5. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов. -Балашов: Изд-во "Николаев", 2004.
6. Кнушевицкая Н. А. Стихи и речевые упражнения по теме «Профессии» / Н. А. Кнушевицкая. – М. : Издательство ГНОМ и Д. 2010.
7. Маркова, Т. Я. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Книга для воспита-теля детского сада Т. Я. Маркова. – М. : Просвещение, 1991.
8. Нефёдова К. П. Инструменты. Какие они? Пособие для воспитателей, родите-лей /К. П. Нефёдова. -М. :
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Вераксы, М. А. Васильевой. – М., 2010г.
10. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т. В,Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
11. Шорыгина Т. А. Профессии, какие они? / Т. А. Шорыгина., Издательство ГНОМ и Д, 2010.