Раиля Курамшина
Познавательный проект «В мире сказок» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Мы, педагоги, считаем это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле из сказок дети черпают множество познаний : первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Они учат человека жить, вселяют в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказки. Именно поэтому мы решили продолжить знакомство с русскими народными сказками, а также познакомить детей с авторскими сказками русских и зарубежных писателей.
Публикация «Познавательный проект „В мире сказок“ в средней группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Проблема:
У детей нет интереса к произведениям художественной литературы и устного народного творчества.
Узкий кругозор, низкий уровень развития связной речи, бедность словарного запаса.
Цель проекта : создание условий для проявления детского интереса к книгам и чтению художественной литературы.
Задачи проекта :
Воспитывать у детей любовь к сказкам, как к произведению искусства, а также воспитывать уважение к традициям народной культуры.
Формировать умение узнавать персонажей сказок по загадкам, картинкам, иллюстрациям; узнавать название сказок по чтению отрывков из произведения; пересказывать содержание; высказывать свое отношение к героям сказки.
Закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (пальчиковый, театр картинок, настольный) при передаче содержания сказки.
Совершенствовать культуру речи, умение детей рассуждать, применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности детей. Обогащать и расширять словарный запас детей.
Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость. Создавать радостный эмоциональный настрой, поощрять творческую инициативу. Раскрывать ценности традиции семейного чтении и совместного творчества детей с родителями.
Объект исследования: русские народные сказки, авторские сказки русских
и зарубежных писателей
Вид проекта : познавательный, творческий
Тип проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети – родители – воспитатели
Материалы и оборудования: наглядно-методические пособия, книги со сказками, иллюстрации к сказкам, репродукции картин русских художников, диски с аудио-сказками, видеоэкран, викторина «Путешествие по сказкам», настольно-печатные и дидактические игры, разрезные картинки, театральные костюмы, маски, пальчиковый театр, кукольный театр, бумажный театр, магнитный театр, игры с прищепками, стихи, загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, игровые и изобразительные материалы.
Ожидаемые результаты для детей:
Приобщение детей к художественной литературе, к богатству русской народной культуры, национальным особенностям характера и быта русского человека.
Постановка более связной, выразительной речи детей, расширение словарного запаса.
Развитие творческих способностей во всех видах деятельности.
Узнавание сказок по услышанным отрывкам текста, загадкам, картинкам, иллюстрациям, содержанию, описанию событий.
Умение самостоятельно выбирать сказку для чтения и театрального обыгрывания.
Ожидаемые результаты для родителей:
Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду;
Развитие совместного творчества родителей и детей;
Активное включение в педагогический процесс ДОД, заинтересованность в сотрудничестве с педагогами.
Подготовительный этап:
Выявление первоначальных знаний детей о любимых сказках.
Анкетирование родителей по теме: «Какие книги вы читаете дома с детьми?».
Чтение русских народных и авторских сказок русских и зарубежных писателей дома и в группе.
Создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта.
Организация книжной выставки в группе : сказки, иллюстрации, открытки, репродукции картин русских художников.
Подбор раскрасок с изображением сюжетов и героев различных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам.
Подбор настольно-печатных и дидактических игр по теме проекта.
Пополнение атрибутов для сюжетно-ролевых игр: маски, костюмы, куклы.
План реализации проекта :
Знакомство с русскими народными сказками : «Заюшкина избука», «Снегурочка», «Морозко», «Царевна-Лягушка», «Сивка-Бурка» и др.
Знакомство с авторскими сказками русских и зарубежных писателей:
С. Я. Маршак «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»; Ш. Перро «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Золушка»; Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Дюймовочка», «Гадкий утенок» и др.
Беседы с детьми: "Моя любимая сказка", "Мой любимы сказочный персонаж", «На кого из сказочных героев ты хотел бы быть похожим?», «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?».
Прослушивание звукозаписей детских сказок, просмотр мультфильмов.
Рассматривание иллюстраций по сказкам.
Дидактические игры: «Расскажи сказку по серии картинок» (сюжетные картинки, «Играем сказки с любимыми персонажами» (кукольный,
пальчиковый, бумажный театры, магнитные сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка» (магнитные сказки, «Любимый персонаж» (игры с прищепками, «Сложи картинку и узнай сказку» (разрезные картинки, «Назови сказку»(загадки, «Узнай сказку по зачину» (чтение отрывков, «Что сначала, что потом», «Из какой мы сказки?», «Из какой сказки волшебная вещь?», «Подбери иллюстрацию к сказке», «Разыграй свою сказку».
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая Лиса», «Водяной», «Аленушка и Иванушка», «Волк и семеро козлят», «Тише едешь»,
«Гуси- лебеди», «Кот и мышь», «Золотые ворота», «Веселая карусель».
Раскрашивание раскрасок по иллюстрациям к любимым сказкам.
Рисование сказочных персонажей по теме : «Мой любимый сказочный герой». Выставка детских рисунков.
Аппликация по сказке «Заячья избушка».
Показ настольного театра по сказкам «Рукавичка», «Кот, петух и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Три поросенка»,
Обыгрывание сюжетов из сказок «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят».
Загадки о сказках и сказочных персонажей. Пословицы, поговорки, прибаутки, потешки о русском народном быте и гостеприимстве.
Пальчиковые игры по мотивам народных сказок.
Физминутки по русским народным сказкам.
Драматизация по авторской сказке : «Снежная Королева» Г. Х. Андерсена.
Проведение викторины «Путешествие по сказкам».
Организация книжной выставки «Русские народные сказки».
Консультации для родителей «Сказка в жизни ребенка», «Читайте детям сказки».
Итоговые мероприятия:
Выставка детских работ на тему «Мой любимый сказочный герой».
Коллективная работа по сказке «Снегурочка».
Инсценировка сказки «Снежная Королева» в музыкальном зале.
Книжка-раскладушка по произведению Г. Сапгир «Самокат».
Видеофильм в формате «Читаем вместе» (родители читают детям) :
«Госпожа Метелица» сказка Братьев Гримм.