Филатова Наталья Николаевна
Познавательный проект по финансовой грамотности «Зачем нужны деньги?» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
Паспорт проекта
Тема проекта : «Зачем нужны деньги?»
Вид проекта : познавательный
Продолжительность проекта : краткосрочный
Сроки реализации проекта : 2 недели
Масштаб проекта : территориальный - МДОУ «Детский сад №318»
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы «ПОЛЯНКА», родители воспитанников, воспитатели группы Филатова Н. Н.
Актуальность проекта
Публикация «Познавательный проект по финансовой грамотности „Зачем нужны деньги?“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.
Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.
Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.
Постановка проблемы
Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье.
Цель проекта
Формирование первоначальных основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Задачи проекта
- Познакомиться с историей возникновения денег;
- Определить сущность, функцию и виды денег; выяснить, что такое семейный бюджет.
- Проанализировать полученные в ходе исследования знания.
- Сделать вывод о необходимости разумного использования денег.
Задачи работы с родителями:
-Ознакомить родителей с темой, целями, задачами и актуальностью
данного проекта.
- Предоставить консультативный материал для проведения бесед с
детьми.
-Побуждать к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
- Заинтересовать родителей в формировании первоначальных основ финансовой грамотности детей.
Предполагаемый результат проекта
По завершению проектных мероприятий дети могут:
• Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар).
• дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
• родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
• педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.
Продукты проекта :
Педагоги: дидактические игры «Хочу и надо», Семейный бюджет», лепбук «Финансовая грамотность».
Дети: выставка рисунков «Что бы я хотел купить?»
Родители и дети: фото выставка «Поход в магазин»
Формы работы:
-словесные (беседы, рассуждения);
-наглядные (иллюстрации, картинки, презентация);
-практические (сюжетно-ролевая игра, художественно-эстетическая деятельность (рисование, оригами).
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный.
- Определение темы проекта, постановка цели и задач.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
- Подбор литературы и демонстрационного материала по теме проекта.
- Разработка конспектов бесед и занятий.
- Изготовление дидактических игр «Монополия», «Хочу и надо», Семейный бюджет».
- Подготовка презентаций: «История возникновения денег»
II этап - основной (практический)
ОО «Речевое развитие»
-Чтение художественной литературы:
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»,
А. Толстой «Приключения Буратино»,
Ш. Перро «Кот в сапогах»,
Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»,
Б. Шергин «Волшебное кольцо»
- Составление рассказов по фото «Поход в магазин»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Просмотр мультфильмов:
С. Михалков «Как старик корову продавал»,
А. Митрушкин «Барбоскины и реклама»,
Э. Успенский «Бизнес крокодила Гены», «Простоквашино. Клад»
Сюжетно-ролевая игра «Банк».
ОО «Познавательное развитие»
-Беседа с презентациями на темы:
«История возникновения денег»,
«Знакомство с деньгами»,
«Почему все взрослые работают?»
«Почему не все можно купить и продать»,
«Какие бывают товары?»
«Товар-цена»
- Занятие и рассматривание Лэпбука «Финансовая грамотность», «Профессии», «Остров сокровищ».
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
-НОД по рисованию «Что бы я хотел купить»
-НОД по аппликации оригами «Кошелек»
Заключительный этап проекта
1. Пополнение уголка по финансовой грамотности дидактическими пособиями. Лэпбук «Финансовая грамотность», игра «Хочу и надо», «Семейный бюджет», «Монополия»
2. Задание вместе с родителями фото выставка «Поход в магазин»
3. Диагностика дошкольников по усвоению новых знаний по теме проекта
4. Обобщение педагогического опыта, создание презентации по проекту.
3. Результаты проекта.
-Дети знают получили первоначальные знания по финансовой грамотности
- Родители воспитанников с удовольствием принимали участие и сотрудничали с ДОУ.
-Воспитанники приобрели опыт продуктивного взаимодействия в работе, повысили свою познавательную активность.
- Пополнилась развивающая среда в уголке по финансовой грамотности.
4. Внедрение и распространение опыта по теме проекта.
-Оформление выставки по художественно-эстетическому развитию в приемной по теме проекта.
5. Список используемой литературы.
1. Дыбина О. В. Что было до… игры-путешествия в прошлое предметов [Текст]- М., 2004 г.
2. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников : Примерная программа. - М., 2002г.
3. Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. – М. :ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
4. Детский экономический словарь [Текст] : учеб. пособие / Сост. Г. В. Евменова,О. И. Меньшикова. - М. : Просвещение, 1997.- 80 с.
5. Сасова И. А. Экономическое воспитание детей в семье [Текст] : учеб. пособие /. М. : Просвещение, 1996.- 125 с.
6. Смолнцева А. А. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику:. [Текст] : Учебно- методическое пособие. /. С. П. б. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», - 2002.,. 150 с.