Надежда Выглай
«Малая Родина — Краснодарский край». Познавательный проект по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный проект
по духовно-нравственному воспитанию
"Малая Родина-Краснодарский край"
в подготовительной группе
Вид проекта : информационно- познавательный, социально-значимый, среднесрочный, 3 месяца
Участники проекта : воспитатели группы, воспитанники, родители.
Темочки:
- Краснодарский край, Краснодар
- Моя малая Родина, край, город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Актульность
Краснодарский край. Благодатная, теплая и гостеприимная земля Кубани - жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородных землях здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны, так как множество курортов рассыпано по побережьям Черного и Азовского морей. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачиваются народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба.
В 2013 вступил в силу закон Краснодарского края «О патриотическом и духовно-нравственном воспитании в Краснодарском крае», где большое внимание уделено вопросам любви к родному городу, краю, к историям и традициям кубанского народа.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости пробудить в детях любовь к родной земле, любви и уважения к культурному наследию Родины с дошкольного возраста.
Проблема проекта : В современных реалиях, когда оказались утраченными многие моральные и духовные ценности, важно создавать условия для ознакомления детей с историей родного края, учить бережно относиться к традициям казачества, бережно относиться к природе и животному миру, населяющему его.
Цель проекта : формирование у дошкольников духовных ценностей : интереса к изучению культуры своих предков, любовь к родному краю.
Задачи проекта :
познакомить дошкольников с историческим прошлым своего народа, с народными кубанскими ремеслами, с творчеством писателей, поэтов и композиторов Кубани, умение видеть красоту малой родины в стихах поэтов; расширять знания о кубанском фольклоре, народных играх и др. ;
продолжать знакомить с символикой Кубани и города Краснодара, дать элементарные представления об этническом составе населения Краснодарского края;
воспитывать гордость за культуру кубанского казачества, желание ее сохранять;
привлечь родителей в совместную проектную деятельность с детьми. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и духовно-нравственного воспитания детей.
Методы и формы работы с детьми:
игровая деятельность
виртуальная экскурсия с использованием ИКТ
беседы
рассматривание иллюстраций; мини-выставки,
чтение художественной литературы, художественное слово
творческая мастерская
Формы работы с родителями воспитанников :
Консультация для родителей «Как привить детям любовь к родному краю Кубани?», оформление информационных стендов: «Мой край родной -Кубань», викторина для родителей «Люби и знай родной свой край», участие в организации выставки рисунков детско-родительского творчества по теме проекта.
Проведение выставки рисунков детей и родителей
Участие родителей в обогащении РППС : оказание помощи в пополнении и обогащении центра "Кубань-малая Родина"(наглядно-дидактический материал)
Индивидуальные беседы с родителями по теме проекта
Ожидаемый результат по проекту :
Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств, будет способствовать обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о нашем крае, о его достопримечательностях, об обычаях и традициях казаков Кубани. У воспитанников появится интерес к историческому прошлому, желание знакомиться с жизнью кубанских казаков, уважение к старшему поколению. Пополнение активного и пассивного словаря детей, будет способствовать формированию наглядно-образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшатся дружеские взаимоотношения.
Совместная работа над проектом повысит заинтересованность родителей в формировании патриотизма детей, любви и уважения к малой родине, традициям, духовным ценностям. Родители активные и заинтересованные участники проекта.
Продукт проекта : использование полученных знаний, умений, навыков в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях, пополнение центра кубановедения дидактическими пособиями, наглядным материалом, оформлена выставка рисунков "Кубань- моя малая Родина", изготовлен лэпбук "Кубань, ты наша -Родина"".
Этапы реализации проекта
Работа по реализации проекта осуществлялась в три этапа.
1 этап – подготовительный
Выбор темы, постановка целей и задач;
разработка перспективного плана;
ознакомление родителей воспитанников с содержанием проекта;
изготовление наглядного материала, подготовка к оформлению центра Кубановедения в группе, подбор материала для игр.
2 этап – основной
Целью основного этапа стало расширение краеведческих представлений, обогащение кругозора детей конкретными сведениями о природе, людях, главных символах Краснодарского края, знакомство с традициями, бытом кубанских казаков.
Беседы и просмотр презентаций с использованием ИКТ;
Слушание музыки;
Разучивание песен, стихотворений, малых форм фольклора, чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций и картин;
Разучивание народных кубанских игр;
Дидактические игры;
Творческая мастерская
Работа с родителями.
3 этап – заключительный
Подведение итогов, презентация продуктов проектной деятельности.
Перспективный план реализации основного этапа проекта :
декабрь Вводная беседа с детьми по теме «Веселись и играй, но дело знай»
«Что мы хотим узнать о нашей малой родине и жизни и традициях казаков», «История возникновения казачества на Кубани».
виртуальная экскурсия «История Кубанского жилища»;
Рассматривание иллюстраций «На Кубани мы живем», о жизни казаков, фотографии Краснодара.
Прослушивание «Кубанского Гимна»
Слушание музыки «Ой, да на Кубани» (куб. нар. песня, обработка В. Захарченко);
Заучивание С. Н. Хохлов «Кубань, Кубань – души моей отрада»
Центр книги: стихи кубанских авторов (В. Нестеренко «Наша Родина – Кубань», кубанская народная сказка «Ивашка», сказка «Казак и птицы» Е. Александров, сказы Кубанского войска «Злыдни». Чтение В. Бакалдин «Моя Кубань»
Беседа с использованием ИКТ «Символика Кубани»
Центр игры: картотека подвижных кубанских игр «Передай подкову», «Сбей шапку», «Плетень»; дидактических игр «Народные промыслы», «Народы России», «Собери флаг» (России, Краснодарского края,
январь Беседы по теме:«Кубань житница России»,
«Чем богата наша малая родина»
Рассматривание иллюстраций «Дары Кубани»
Лепка "Овощи и фрукты"
Центр познания : рассматривание картин об уборке урожая в полях, садах, ловле рыбы в реках и море.
Просмотр презентаций "Река Кубань, моря Краснодарского края"
Беседа с презентацией «Праздники в кубанских семьях».
Подвижные игры «Напои лошадку», «Кубанка-шапка казака», Тяни в круг»; дидактическая игра «Что нам осень принесла», «Овощи и фрукты», «Что где растет», хороводная игра «Есть у нас огород».
Рассматривание иллюстраций в детских книгах «Кубанские умельцы», «Ремесла и промыслы на Кубани» (кузнечное, деревообрабатывающее, кожевенное, прядильно-ткацкое, лозоплетение, гончарное)
«Кубанский народный костюм» Знакомство с одеждой казачки (рубаха, сорочка, передник, юбка, плюшка)
Знакомство с одеждой казака (папаха, рубаха, черкеска, чекмень, бешмет, шаровары, архалук, бурка, тулуп, кушак, башлык).
Знакомство с орнаментом одежды, что означает символика на рушниках?
Чтение Л. Ляховская «Праздники, традиции, обычаи, обряды».
февраль Беседа по теме: «Кубанский быт» Знакомство с названием посуды (макитра, крынка, махотка, миска, чолба, чугунок, горшок, кувшин, чарка, ковш, жбан, кадка и др.). Знакомство с предметами быта (коромысло, ухват, ушат, доска для стирки, прялка, веретено, утюг, дорожки, рушники и др.).
Знакомство с игрушками (свистульки, ложки, волчок, погремушки, тряпичные куклы и др.)
Фольклор на Кубани: кубанские пословицы, поговорки, считалки, загадки и заклички, сказы, сказки, стихи кубанских авторов. Что мы запомнили?
Слушание песни «Кубанские казаки»
Чтение сказок «Золотой и огненный дождь», Е. Александров «Казак и солнце», Казак и гуси»; «Сказка про овощи»;
Разучивание закличек «Месяц, месяц, свети, под плетень гляди», «Дуй, сподуй, ветерок…»; считалок «Я пойду куплю дуду», «Ехал мужик по дороге».
Кубанские игры «Займи мое место»
Рассматривание демонстрационного материала «Родная Кубань»
Творческая мастерская (рисование) и выставка детских работ «Моя семья, мой город, малая Родина -Кубань»
Список литературы:
1. Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф., Козлова С. А. Родной край, М., 1990.
2. Знакомим детей с малой Родиной. Полякова Т. В.
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, М., 2007.
6. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников : Методические рекомендации. Маханева М. Д.
7. Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. N 8. - С. 8 - 13.
8. Патриотическое воспитание. // Ребёнок в детском саду. №5 – 09.
9. Родной свой край люби и знай. / Герасимова З. М., - ж. «Дошкольное воспитание», 2001, № 2.