Пиминова Наталья
Познавательный час «Парад профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный час «Парад профессий»
Цель – оказание воспитанникам помощи в выборе будущей профессии.
Задачи:
• формирование положительной профессиональной мотивации;
• расширение у детей знаний об основах выбора профессии, о мире профессионального труда, актуализация уже имеющихся знаний о профессиях;
• воспитание чувства ответственности при выборе профессии.
Публикация «Познавательный час „Парад профессий“» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2020
Эпиграф к мероприятию:
«Если вы удачно выберете свой путь
и вложите в него всю свою душу,
то счастье вас отыщет»
К. Д. Ушинский.
Ход занятия.
Добрый день ребята! Мне очень приятно видеть вас сегодня здесь, тем более что сегодня я предлагаю вам рассмотреть очень актуальную тему — тему профессионального самоопределения.
Вопрос : Что такое профессия? Как вы понимаете?
Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.
Во все времена люди по–разному относились к своей работе, к труду, что им приходилось выполнять.
Послушайте внимательно легенду.
Давным - давно во французском городе Шартре строился большой собор.
Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем
они занимаются.
Первый ответил:
- «Обтесываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!
Второй молвил:
- «Я обтесываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам».
А третий сказал с улыбкой:
• «Я строю прекрасный собор».
Занимаясь одной работой, все трои дали различные ответы на заданный
вопрос.
Вопрос: Как вы думаете, почему?
В ответах каждого прозвучало их собственное отношение к одной и той же работе: строительству собора. И в наше время не все люди относятся к своей работе добросовестно, получая от труда радость.
Следовательно, труд приносит радость и успех тогда, когда он по душе.
Раньше было проще. Отец сам пашет землю и учит пахать своих сыновей. У ремесленника и сыновья будут учиться ремесленному делу. Девочки осваивали исконно женские специальности:
- выпечку хлеба
- шитьё
- вязание.
При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами:
Хочу Могу Надо
Под словом «хочу» мы подразумеваем собственное желание ребенка получить эту профессию, но не как не желание других людей. Когда говорим «могу», мы имеем в виду, во-первых, способности ребенка, необходимые для выполнения данного вида деятельности, а во-вторых, возможность приобрести данную профессию, т. е. поступить в вуз, колледж или какое-либо другое учебное заведение. Ну, а под словом «надо» подразумевается востребованность данной профессии в обществе. Так вот, если выбранная профессия удовлетворяет всем этим требованиям, то это будет наилучшим вариантом для ребенка. Но если хотя бы одной составляющей не будет, то профессия не будет приносить удовлетворения. Я желаю вам, чтобы в дальнейшем профессия приносила вам как можно больше удовлетворения.
Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии. Восемь из них были описаны известным российским психологом Е. В. Климовым.
1. Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
2. Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
3. Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т. д.
4. Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой, как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т. д.
5. Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.
6. Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
7. Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
8. Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
А сейчас мы познакомимся с некоторыми названиями профессий.
Задание. Переставить буквы в предложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
- рвач – в--- (медицинский работник)
- сопло – п--- (дипломатический представитель)
- терка – а--- (театральная и кинематографическая профессия)
- кулон – к--- (веселая цирковая профессия)
- марля - м--- (разноцветный рабочий)
- альков – к--- (мастер ручной ковки)
- авдотка – а--- (юридическая профессия)
- старина – с--- (младший медицинский работник)
- водосток – с--- (животноводческая профессия)
- кредитор – д--- (руководитель предприятия)
- томат + голос – с--- (зубной врач)
- банщик + раба – б--- (ударная профессия)
Ответы :Врач, посол, актер, клоун, маляр, коваль, адвокат, санитар, скотовод, директор, стоматолог, барабанщик.
Профессия врач.
Краткое описание:
Ответственная профессия врача в настоящий момент признана одной и наиболее сложных и престижных профессий, так как нет наиболее ценной вещи в мире, чем человеческая жизнь, охранять и поддерживать которую и призваны врачи.
История профессии : Профессия врача имею многолетнюю историю. В далёкой древности существовали различные целители недугов. Их арсенал в основном состоял из лекарственных трав, настоек, вытяжек из плодов и корений растений, которые обладали способностью заживлять раны и излечивать инфекции. Само значение слова «врач» имеет русское происхождение и обозначает «заговаривающий», «волшебник».
Социальная значимость профессии в обществе : Независимо от ментальности или государственного порядка, профессия врача позволяет человеку пользоваться определённым статусом и уважением в обществе. В современное время врач не имеет права на ошибку или халатное отношение к работе. От врача ожидают оперативной помощи, полного отсутствия эмоций и высокой эффективности его работы.
Массовость и уникальность профессии : В профессиональные обязанности врача входит осуществления диагностики, лечения и дальнейшей профилактики заболеваний обратившихся за помощью пациентов. Для эффективного выполнения всех поставленных задач, молодой специалист должен неустанно расширять диапазон своих медицинских познаний, знакомиться с новыми техниками, изучать новейшие исследования в различных областях клинических дисциплин, а также заниматься практикой, накапливая опыт контакта с пациентами.
Риски профессии : Тот факт, что при наличии высокой квалификации и сверхсовременного оборудования работа врача является настоящим искусством, не вызывает ни малейшего сомнения. Даже при самых удобных условиях работы, негибкий, а порой ненормированный график часто встречается во врачебной практике.
Где получить профессию : Получить профессию врача можно на избранной вами специальности высшего медицинского учебного заведения.
Омонимы – профессионалы.
Задание. Отгадать слова, имеющие два значения, одно из которых – название профессии.
1. Не только аварийная машина, но и уборщица в учреждении. (Техничка)
2. Не только вещество, хорошо проводящее электрический ток, пропускающее через себя звук и теплоту, но и железнодорожный служащий, сопровождающий вагон. (Проводник)
3. Не только справочник о каком либо историческом месте, музее, но и прежнее название гида. (Путеводитель)
4. Не только человек, прислуживающий игрокам на бильярде и ведущий счет, но и цветной фломастер для нанесения отметок в тексте. (Маркер)
5. Не только один из двух стеклоочистителей автомобиля, но и профессионал, отвечающий за порядок и чистоту во дворе и на улице. (Дворник)
6. Не только ученый – физик, но и специалист, занимающийся наблюдением за работой машин. (Механик)
Профессия водитель
Краткое описание: Движение — основное условие современной жизнь, однако не каждый гражданин нашей страны может позволить себе личный транспорт, и именно в таком случае на помощь приходит водитель. Вместе с этим, профессия водителя очень актуальна в сфере доставки грузов на различные дистанции.
История профессии : Исторически водители существовали с момента появления первого транспортного средства. Каждая транспортная новинка вызывала удивление и даже опаску со стороны мирных жителей, предпочитавших отдавать её управление и личную безопасность в руки опытного водителя, прекрасно знающего правила передвижения. …
Социальная значимость профессии в обществе : Социально работник, управляющий легковыми и грузовыми автомобилями, был и до сих пор остаётся востребованным. Согласно опросам, в пределах города большинство людей предпочитают пользоваться автобусом, осуществляя как минимум ежедневный путь из дому на работу.
Массовость и уникальность профессии : В обязанности водителя входит не только непосредственное управление автомобильным транспортом, но и контроль соблюдения пассажирами основных правил проезда, контроль безопасности во время посадки и высадки, комфорт пассажиров во время поездки. Обязательным для водителя также является умение предусмотреть все возможные помехи, просчитать ход развития ситуации заблаговременно и в случае опасности избежать столкновения с другими транспортными средствами.
Риски профессии : При всей простоте и незамысловатости профессии водителя, существуют чёткие требования к такому работнику, особенно с точки зрения его физической подготовке, состояния здоровья и уровня ответственности. Вместе с этим, если предусмотрены дальние перевозки, то такие качества, как бдительность и выносливость становятся первостепенными.
Где получить профессию : Ознакомиться с профессией можно в различных профессиональных техучилищах, автошколах, после чего образование можно продолжить в техникумах, а также обучаясь по специальности автотранспорта в высших учебных заведениях.
Он – она.
Задание. Прочитайте предложенные утверждения и согласитесь или не согласитесь с ними.
1. Она – балерина, он – балерун. (Нет. Танцовщик)
2. Она – актриса, он – актер. (да)
3. Она – стюардесса, он – стюардесс. (нет. стюард)
4. Она – учительница, он – учитель. (да)
5. Она – проводница, он – проводник. (да)
6. Она – швея, он – швец. (да. Швец устаревшее слово, сейчас его называют портным)
7. Он – певец, она – певица. (да)
8. Он – кузнец, она – кузница. (нет, она тоже кузнец)
9. Он – летчик, она – летчица. (да)
10. Он – портной, она – портная. (нет, портниха)
Профессия строитель
Краткое описание: В рейтинге популярности профессия строителя уверенно занимает средние позиции. Обязанности строителя включают выполнение разного рода строительных или ремонтных работ, таких как, например, облицовочные, малярные и штукатурные, а также совмещение спектра обязанностей с такими профессиями как столяр или плотник.
История профессии : Исторически профессия сложилась ещё в античные времена, когда строительными работами занимались многомиллионные «рабочие коллективы», состоящие из рабов. Позднее эта работа перешла в разряд наёмного труда, закрепившись в сознании современных жителей мегаполисов. …
Социальная значимость профессии в обществе : В связи с развитием строительного дела и большими государственными и частными инвестициями в городское строительство, профессия строителя становится более актуальной на настоящий момент.
Массовость и уникальность профессии : Профессия строителя относится к разряду массовых профессий. Обязанности включают в себя выполнение полного спектра ремонтно-строительных работ с обязательным соблюдением техники безопасности. Личностные качества включают в себя трудолюбие, усидчивость, внимательности, аккуратность, настойчивость и стремление доводить до конца начатое дело.
Риски профессии : Минусы работы представлены опасностью для здоровья при несоблюдении техники безопасности, неудобными условиями работы, неблагоприятными погодными условиями.
Где получить профессию : Для работы по профессии строитель наличие специализированного образования не требуется. Для устройства на работу достаточно будет диплома о полном среднем образовании, однако сертификаты о профильном или высшем образовании значительно повышают шансы в продвижении по карьерной лестнице.
Профи – викторина.
Вопросы.
1. Перед кем все люди снимают шапки? Перед парикмахером.
2. Как звали первую женщину – летчицу? Баба яга.
3. Кто дымом кормится? Трубочист.
4. Назовите орудие труда оперного певца? Голос.
5. Кем были по профессии герои мультфильма чип и Дейл? Спасателями.
6. Какая врачебная специальность была у доктора Айболита? Ветеринар.
7. Без чего не могут обойтись охотники, математики, барабанщики? Без дроби.
8. Что делает вокалист? Поет.
9. Человека какой профессии романтично называют дирижером неба? Авиадиспетчера.
10. Не только тайный, но и рекламный. Кто это? Агент.
Заключение.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции, независимость и самостоятельность, творчество или выполнение четко определённых обязанностей. Но не нужно понимать так, что творчество - хорошо, а исполнительность - плохо. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т. е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.
Рефлексия.
Наше занятие подходит к завершению. Я думаю, что сегодня вы получили определенный багаж знаний, некоторые сделали выбор или ещё размышляют по поводу определения профессии.
Поэтому каждый из вас определяет на каком этапе пути к выбору профессии вы находитесь и в зависимости от этого выбираете полоску соответствующего цвета. Покажите их. Я вижу, что кто выбрал:
Зеленый цвет – не определился с выбором профессии.
Желтый – сомневаюсь
Красный – определился с выбором.
Мне хочется пожелать вам, чтобы каждый из вас выбрал себе ту профессию, которая даст вам возможность лучше всего раскрыть свои способности; профессию, к которой у вас лежит душа, в которой вы почувствуете себя полезным людям, и по – настоящему счастливым.
А я от всей души желаю вам всего доброго!