Ольга Романова
Познавательные занятия: «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательного занятия на тему : «Волшебный воздух»
В средней группе
Программное содержание:
Развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования.
Развитие познавательной активности; любознательности; внимания, наглядно – образного мышления. Обогащать словарь детей словами: соломинка, вертушка, невидимый, упругий, легкий.
Темочки:
Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.
Материал: миска водой, целлофановые пакеты, трубочки и соломинки по количеству детей, вертушки, снежинки, прозрачная емкость с подкрашенной водой, полоска бумаги, воздушный шарик, мяч.
Ход занятия.
Воспитатель вносит афишу.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, что я принесла. О чем рассказывает нам эта афиша?
- Да эта афиша о цирке.
-А кто работает в цирке? Чем они занимаются? Да есть клоуны, дрессировщики, гимнасты, акробаты.
- А еще в цирке работают фокусники. Что они делают? (ответы детей).
- Вот и я сейчас покажу вам фокус, я превращусь в фокусника. Крибле, крабле, бумс.
Я превратилась в фокусника, а вы хотите превратится в фокусника. Я дотронусь до каждого волшебной палочкой и вы превратитесь в фокусников.
- Сегодня мы будем делать фокусы с воздухом, и узнаем, какой он, этот волшебный воздух.
- А как вы думаете, где живет воздух (внутри нас, в горлышке).
- Да он повсюду, он вокруг людей и внутри нас, он невидимы, легкий. Но его можно обнаружить.
- Я сейчас покажу как. У нас есть снежинки, посмотрите. Я дую на свою снежинку, и она начинает шевелиться. А почему? (потому что мы на них дуем). А что будет, если подуть на вертушку? Она двигается, она вертится. Вот мы с вами и обнаружили воздух.
Ребята, можно доказать, что воздух живет внутри людей.
Давайте проверим это. Сейчас мы покажем еще один фокус. Посмотрите ребята, что это? (соломинки). Воспитатель выдувает в воду пузыри.
- Ой, что это?
- А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики. Дети дуют. Пузырьки, поднимающиеся наверх и есть воздух.
Вот мы и доказали: оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас.
- А можно его поймать?
Попробуем его поймать. Посмотрите у нас есть предметы чем мы будем его ловить (расческа, ленточки). Лучшим учеником фокусника будет тот, кто сумеет доказать, что поймал воздух.
- Попробуйте, поймайте (дети ловят расческой, ленточкой).
- Поймали? Не поймали.
Расческой не получается. А давайте попробуем пакетом. Посмотрите, что я сделаю.
Воспитатель надувает пакет и опускает его в воду и выпускает из него воздух. Такой же фокус можно сделать и с банкой.
- Почему банка прыгает? Что ее выталкивает? Воздух.
- ребята, а можно ли опустить в воду бумагу. Не намочив ее?
Попробуйте, что у вас получилось?
А вот я опущу бумагу в воду, и она останется сухая, на то я и фокусник. Смотрите. Воспитатель опускает банку в воду, а затем осторожно вынимает. Воздух остался в банке и не позволил воде подняться вверх и намочить бумагу. Еще раз – медленно.
Что не пускает воду в банку?
- Этот фокус оказался возможен по тому, что воздух упругий, то есть его можно сжимать. Это можно проверить «поймав» воздух в пакет и сжимая его руками. Каждому ребенку дается пакет, и он ловит воздух, чтобы почувствовать его упругость. Если наполнить какой – нибудь предмет воздухом надувной мяч, шарик то они поплывут.
Молодцы ребята, вы стали настоящими фокусниками. Много интересного мы с вами сегодня узнали (воздух есть внутри нас, упругий, невидимый, легкий, им надувают предметы). Знаю, что вы эти фокусы покажите своим друзьям. А я вам приготовил сюрприз – воздушные шарики. И я дарю их вам. До свидания.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ВО 2- МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Программное содержание:
1. Развивать представления о свойствах воды; познавательную активность (путем освоения экспериментирования).
2. Закреплять представления о сенсорных эталонах (цвет, вкус, отдельных свойствах материалов (металл, дерево) – тонет, плавает, растворяется, не растворяется.
3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы, отражать в речи признаки предметов (красный, синий, белый, сладкий, соленый, тяжелый, легкий);обогащать словарь: растворилась, безвкусная, играет, булькает.
4. Побуждать проявлять интерес к действиям партнера: взрослого и детей.
5. Приучать соблюдать элементарные правила поведения (не мешать друг другу, воспитывать аккуратность).
Материал:
Емкости с водой (кипяченой)
Небольшие деревянные и металлические предметы.
Сахарный песок
Соль
Ложка
Речной песок
Спички
Предварительная работа:
Чтение стихотворений и рассказов о воде, о состоянии воды в природе.
Наблюдения за водой на протяжении осени и зимы.
Игры с водой в специально отведенном уголке.
Ход занятия:
- Здравствуйте, вы меня узнали? Кто я?
Я веселый клоун. Я умею делать интересные вещи. Посмотрите, что у меня есть (достаю платок, в нем птичка).
- Ой, птичка – невеличка, в гости прилетела, песенку запела (играю).
- Звонко птичка поет, солнышко греет, весна; птичка рада приходу весны.
- Посмотрите, как водичка играет, переливается.
- А вы любите играть с водой?
-Хотите поиграть сейчас? Посмотрите, какие предметы я для вас приготовил (тазы с водой стоят на столах, разложены игрушки).
- Давайте посмотрим, будут они плавать?
- Я тоже поиграю с вами вместе.
- Посмотрите – ка, все предметы у нас кончились. А почему одни плавают, а другие утонули? Как вы думаете?
- Из чего сделаны эти предметы? (из дерева).
- Это деревянные предметы, они легкие.
- А что лежит на дне? Почему ключ утонул?
- Он тяжелый и металлический. Металлические предметы тонут.
- Вам понравилось играть? А сами хотите научиться играть так как я, т. е. показывать фокусы?
- Присаживайтесь поудобней (проверить посадку детей).
- Посмотрите, сколько разных баночек я приготовил, все они разноцветные. В красной баночке лежит – сахарный песок; в синей – соль.
- А что будет, если сахарный песок положить в воду?
- Все взяли ложку, держим правильно, и сахар будем брать из красной банки.
- Давайте положим в воду и размешаем.
- Ой, где же сахарный песок? Его не видно.
- Он растворился (сахарный песок).
- Он исчез из воды? Давайте проверим, попробуем воду.
- Какая вода на вкус? (сладкая).
- А у тебя какая? (спросить детей, (убрать сладкую воду).
- А теперь возьмем из синей баночки соль, и размешаем ее в чистой воде.
- Размешали; все из синей баночки взяли.
- А соль куда делась? (ответы детей)
-Соль растворилась в воде?
- А исчезла она из воды? (ответы детей).
- Давайте проверим, попробуем воду.
- Какая она на вкус?
- Да соль и сахар в воде остались, они растворились, Одна вода стала соленой, а другая - сладкой.
-А сейчас, посмотрите сюда в стаканчики, что это, как вы думаете? (речной песок).
- А в белом стаканчике лежит речной песок. Давайте положим его в воду и размешаем. Что получиться?
- Размешали? Долго мешали, а песок так и остался в банке, он опустился на дно.
- Растворился он? (нет).
- Речной песок не растворяется и пробовать его не надо.
- Вам понравилось играть? Вижу я вы дружные ребята, а с водичкой вы дружите? А как (умываемся, посуду моем). Я тоже дружу с водичкой, как и вы.
Предлагаю послушать потешку:
«Водичка, водичка умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок».
- Ребята, а это что? (показываю спички)
- Спички не тронь, в них живет огонь!
- Чем огонь опасен? (ответы детей)
- А теперь давайте попробуем воду поджечь, как в сказке:
«А лисички взяли спички,
К морю синему пошли
Море синее зажгли».
(бросаю спичку в воду)
- Вода погасила огонь. Вода и огонь не дружат.
А вы ребята очень дружные. Мне очень интересно с вами играть. Много мы сегодня с вами узнали: одни предметы тонут, другие плавают, сахарный песок и соль растворяются в воде, а речной песок не растворяется; и что огонь боится воды.
- А чтобы вы меня не забыли, я вам подарю подарки на память (сюрприз).