Анжела Рошка
Познавательные развитие ребенка в ДОУ через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир. Особенно ярко познавательные наклонности проявляются у дошкольников. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму». Именно поэтому дошкольники усваивают все прочно и надолго, когда сами услышат, увидят, потрогают и сделают.
Сегодняшние дети — это дети поколения Z, дети эпохи глобальной информатизации. В современной, стремительно изменяющейся жизни дошкольникам необходимо не только знать, но и в первую очередь уметь добывать нужные знания самостоятельно и уметь оперировать имеющимся багажом сведений, быть творческим и думающим самостоятельно. Исследования психологов указывают на то, что дети значительно лучше ощущают, запоминают, осмысливают, понимают, усваивают, закрепляют изучаемый материал, если в процессе познания участвует больше органов чувств одновременно. Именно поэтому, чем активнее ребенок исследует окружающий мир, тем быстрее он узнает законы мироздания. При этом он является не только наблюдателем, умеющим слушать, но маленьким Юлием Цезарем, умеющим рассуждать, анализировать, сравнивать. Современный ребенок — это активный участник образовательного процесса, у которого качественно и быстро развиваются способности к познанию, усиливается познавательная активность. Организация познавательно — исследовательской деятельности, развитие умственной работоспособности, формирование познавательной активности — важнейшие направления работы педагогов ДОО [7]. По мнению И. С. Штепиной, чертой личности, проявляющейся в ее отношении к познавательной деятельности, предполагающей состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком социального опыта, является познавательная активность. Познавательная активность понимается как активность, проявляемая в ходе познания. Эта активность выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске новой информации, в проявлении творческих начал, в желании понять способ познания и использовать его на другом материале [6]. И. С. Штепина считает, что распознать познавательную активность ребенка несложно. Во-первых, это явная увлеченность предметом, рассказом, деятельностью. Во-вторых, это ярко выраженное стремление выполнять разнообразные, особо сложные задания, желание продолжать занятие по его окончанию. В-третьих, это проявление самостоятельности в подборе средств, способов действий, достижения результата, осуществлении контроля. В-четвертых, это активное общение с взрослыми, постановка вопросов, направленных на познавательные интересы. И, в-пятых, это эмоциональное отношение к предмету (рассказу, деятельности, постоянное к нему стремление. О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство развития познавательной активности дошкольников известно давно. Еще в 90-ые годы прошлого столетия Н. Н. Поддьяков в ходе своих исследований, пришел к выводу, что можно считать экспериментирование ведущей деятельностью старших дошкольников, так как у них отмечается выраженная реакция на все новое и неизведанное. Дошкольникам присуще в этом возрасте действенное специфическое мышление. Они стремятся познакомиться с различными предметами, свойствами этих предметов, а обретенный познавательный опыт заносят в свой банк памяти [2]. О детской экспериментальной деятельности рассуждали и рассуждают многие советские и российские ученые. Н. Н. Поддьяковым проведены исследования специфики и видов экспериментирования. В работах О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Л. Н. Прохоровой и Н. Н. Совгир рассматривается возможность участия воспитанников детских садов в экспериментальной деятельности [5]. Трудно не согласиться с Н. Н. Поддъяковым, который отметил, что в течение многих лет ученые искали такую деятельность детей, которая бы интенсивно развивалась на протяжении всего дошкольного детства без включения помощи со стороны взрослого, а иногда и вопреки его действиям. И такой деятельностью оказалась экспериментальная деятельность, которая направлена на получение сведений о физических свойствах различных предметов и явлений. Творческий коллектив под руководством академика Н. Н. Поддъякова разработал теоретические основы метода детского экспериментирования. На основе этих исследований можно сформулировать следующие основные положения: – детская экспериментальная деятельность — это особая форма поисковой деятельности, которая ярко выражена процессами целеобразования, процессами возникновения и развития мотивации личности, лежащих в основе самореализации и саморазвития дошкольников; – в экспериментировании дошкольников прослеживается самостоятельная активность детей, имеющая направленность на получение нового запаса знаний (так называемая познавательная форма экспериментирования, на получение продуктивного детского творчества — рисунки, поделки, чертежи, схемы (продуктивная форма экспериментирования); – детское экспериментирование есть основа любого процесса детского творчества; – детское экспериментирование отличает взаимодействие психических процессов дифференцирования и интеграции при общем доминировании вторых; – эксперименты, являются всеобщим способом функционирования психики [3]. По мнению М. И. Лисиной детская экспериментальная деятельность не что иное, как успешный путь знакомства детей с окружающим миром, а также эффективный способ развития интеллектуальных процессов. Проводимые детьми опыты дают возможность объединить такие виды детской деятельности, как познавательно — исследовательская, игровая, коммуникативная и все стороны воспитания. Инициатива по организации и проведению экспериментальной деятельности делится между педагогом и детьми. Необходимо соблюдать правила безопасности по проведению опытов. Все незнакомые детям действия осваиваются в такой последовательности: – действие показывает воспитатель; – затем повторяет кто-то из детей, при этом возможность повтора отдается тому ребенку, который заведомо выполнит действие неверно, это поможет сконцентрировать внимание на ошибке; – воспитатель может осознанно совершить ошибку, которую вероятно совершат дети, и они обязательно обратят внимание на эту ошибку; – ребенок, который не допустит ошибку, повторяет действие; – и только потом, для возможности контроля работы каждого ребенка, действие осуществляется вместе и медленно [4]. Как отмечает О. В. Дыбина, значимым в применении экспериментальной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста является то, что: – дошкольник приобретает реальные знания об изучаемом объекте, о его взаимосвязи с другими объектами и окружающей средой; – у ребенка обогащается память, происходит активизация мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, классификация полученные знания; – у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы, исходя из увиденного; – происходит обогащение умственных умений (приемов и операций); – формируется самостоятельность ребенка, умение ставить перед собой не сложные цели, развиваются способности преобразовывать предметы и явления для получения нужного результата; – развивается эмоциональная сфера старшего дошкольника, расширяется творческий потенциал, повышается уровень двигательной активности. В ходе экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируется ряд навыков осуществления данной деятельности. Они видят проблему и выделяют ее, ставят цель и принимают решения, решают проблемные ситуации, проводят анализ объекта или явления, выделяют признаки, находят причинно — следственные связи, сравнивают различные свойства, делают предположения, выбирают средства и материалы для работы, проводят опыты, делают умозаключения и выводы. По утверждению Н. Н. Поддьякова, главным в познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования являются разногласия между знаниями, умениями и навыками, которые были усвоены в процессе достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, возникающими в результате постановке цели эксперимента и ее достижения [2]. В процессе детского эксперимента дети удовлетворяют свою любознательность, могут почувствовать себя маленькими учеными, исследователями и первооткрывателями [1]. Система педагогической работы, направленная на развитие детской экспериментальной деятельности, способствует интеллектуальному развитию, вызывает интерес к исследованию, формирует мыслительные операции, стимулирует любознательность, развивает познавательную активность.
Публикация «Познавательные развитие ребенка в ДОУ через экспериментирование» размещена в разделах
Литература:
1. Парамонова, Л. А. Дошкольное и начальное образование. История и современность: Уч. пособ. для студ. высш. уч. зав. [Текст] — М. : ИЦ «Академия»,2014. — 240 с.
2. Поддьяков, Н. Н. Обучение дошкольников экспериментированию [Текст] / А. Н. Поддьяков // Вопросы психологии. 2014. — № 4. — С. 31.
3. Поддьяков, Н. Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников [Текст] /А. Н. Поддьяков. — М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2014. — С. 59
4. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: [Текст] / авт. -сост. И. И. Карелова. — Волгоград: Учитель, [2013]. — 141 с. : ил.
5. Развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. уч. зав. [Текст] / под ред. Л. Г. Нисканен — М. : ИЦ «Академия», 2014. — 208 с.
6. Штепина, И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] / И. С. Штепина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).