Шихова Анна
Познавательное занятие в средней группе «Квест-игра с Лопшо Педунем»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие в средней группе «Квест – игра с Лопшо Педунем»
Задачи:
1. Расширить и закрепить знания детей о республике Удмуртия, её местоположении на карте России.
2. Закрепить знания детей с символами России, Удмуртской Республики и села Сюмси.
3. Закрепить знания детей о национальной одежде и национальных блюдах удмуртов.
4. Ознакомить с обычаями и культурой удмуртов через подвижные удмуртские национальные игры.
5. Воспитывать уважение к удмуртскому народу.
Материал:
Публикация «Познавательное занятие в средней группе „Квест-игра с Лопшо Педунем“» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Коробка (посылка, конверт с изображением героя удмуртской сказки Лопшо Педунем с письмом и заданиями, карта Удмуртии, изображение флага России, Удмуртии, с. Сюмси.
Ход занятия
Зечбуресь пиналъес, чырткемесь, гажано куноос. (Здравствуйте, дорогие гости,
здороваются дети и взрослые.
Воспитатель: Пиналъёс, султэ бадзым круге. (Дети встают в круг)
Воспитатель: «Собрались все дети в круг
Султимы бадзым круге,
Я твой друг и ты мой друг.
Мон эшед, но тон эше.
Крепко за руки возьмёмся,
Киосмес чошен кутом,
И друг другу улыбнёмся (на удмуртском языке)
Ог-огмылы серектом».
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сюрприз я нашла сегодня в группе! Хотите знать, от кого она?
Дети: Да!
В. : Эту посылку нам доставили из Удмуртии! Кто знает, где находится Удмуртская Республика? Покажите на карте России. Правильно! Эта республика находится в России. С посылкой пришло письмо. Его написал Лопшо Педунь -герой удмуртских сказок.
Лопшо Педунь пишет, что посылка -это подарок, но чтобы её открыть, нужно выполнить несколько заданий. Каждое выполненное задание откроет цифру и мы узнаем код от замка, и откроем посылку.
Задание 1.
Дети подходят к мольберту. Воспитатель выкладывает из конверта содержимое и размещает на мольберте.
В. : Лопшо Педунь прислал нам изображение флага России, Удмуртии и нашего села Сюмси. Давайте посмотрим на карту России и сложим флаг России. Далее посмотрим на карту Удмуртии и сложим флаг Удмуртии. А сейчас сложим флаг с. Сюмси. (Дети делятся на три группы и каждая группа собирает на столах флаг России, Удмуртии и с. Сюмси.)
Из каких цветов состоит флаг Удмуртии?
Д. : Красный, белый, черный.
В. : Молодцы ребята. А какой узор в середине флага? На что это похоже? (ответы детей) Как и все флаги, удмуртский флаг имеет свое значение.
чёрный цвет является символом земли и стабильности;
красный — цветом солнца и символом жизни;
белый — символом космоса и чистоты нравственных устоев;
Восьмиконечный солярный знак — знак-оберег — по преданию оберегает человека от несчастий.
Удмуртский герб немного похож на флаг, в чём вы видите сходство?
Д. : Такие же цвета, знаки - обереги.
В. : Верно, только герб круглый и представляет собой щит, на котором изображен лебедь. Значение цветов вы уже знаете, а вот лебедь (человек-лебедь) является символом возрождения, мудрости, мужества и совершенства.
В: Ну вот мы и выполнили первое задание, А чтобы узнать первую цифру кода, ответьте на вопрос от Лопшо Педуня : сколько знаков-оберегов изображено на флаге Удмуртии?
Д. : Один!
В. : Молодцы! Вот и первая цифра кода. На удмуртском это звучит как «ОДЫК» (дети повторяют)
Задание 2.
Во втором задании нам необходимо узнать из всех перечисленных только удмуртскую национальную одежду.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Оденем куклу в костюм».
Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят удмуртский бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.
В. : Ребята, кого мы с вами одевали? В какой костюм мы их одевали? Сколько было кукол?
В. : Правильно! Мы одевали Чеберину и Батыра. Вторая цифра кода – 2! Запомните, по удмуртский это звучит так – «КЫК».
Задание 3.
В. : В третьем задании вам нужно отправиться в лес? (ширма - лес)
Мы сейчас с вами окажемся в лесу, нужно закрыть глазки и повернуться вокруг себя. Вот мы и оказались в лесу.
Физминутка
1. Мыниськом ми мыниськом,
Нюлэскы (теле) ми вуиськом.
2. Бызиськом, тэтчаськом
Пуксиськом, султиськом.
3. Бурпала учкиськом,
паллянэ учкиськом.
В. : Слышите, птицы запели. Давайте тихонько послушаем, какие
же птицы поют?
Аудиозапись с пением птиц.
Дети слушают пение птиц.
В. : Каких птиц вы узнали? (Кыче тылобурдоос кырзало)
(Дети по картинкам говорят названия птиц
Воробей, ворона, сорока, голубь)
Подвижная игра «Воробей»
В. : Можно дальше пойти.
В. : Пойдем? (Мыном)
Дети. Мыном!
В. :Ребята, а кто в лесу живет?
Д. :Дикие животные.
В. : А как по- удмуртски животные (п йшуръёс).Давайте повторим животных по карточкам (Дети называют животных, глядя на карточки)
Подвижная игра «Узы боры бичаськом»
В. : Можно дальше пойти.
В. : Пойдем? (Мыном)
Дети. Мыном!
В. : Смотрите ребята, что растет на полянке? Правильно цветы. А как называются цветы по- удмуртски.
Д. : Сяська
В. : Правильно цветы по-удмуртски сяська. А какой цветок является символом Удмуртии?
Д. : Италмас
В. : Правильно Италмас. Давайте поиграем в игру
Подвижная игра «Италмас»
В. : Ребята скажите в какие игры мы с вами играли? Правильно, а сколько игр?
Д. : Три!
В. : Верно! На удмуртском три – это «КУИНЬ»! (дети повторяют)
Задание 4. «Национальные блюда удмуртского народа»
В. : Хлеб для удмурта святыня. Свое почтение к нему выражали в том, что нарезали его, прижав к груди. Как по- удмуртски будет хлеб?
Д. : Нянь
В. : Правильно нянь это хлеб.
В. : Одним из любимых гостевых блюд стали – перепечи. Название произошло, то что их пекут перед печкой. Для выпекания не нужен сильный жар. Их ставят на стол самым дорогим и желанным гостям. Перепечи можно назвать удмуртской пиццей, потому что начинка может любой. Какие начинки вы знаете для перепечей?
И всё же не перепечи стали блюдом № 1 удмуртской национальной кухни, а какое блюдо? Правильно, пельмени. Это кушанье стало интернациональным. С одинаковым удовольствием подают на стол русские и якуты, татары и украинцы.
Слово «пельмени» произошло от слова «пель» - ухо и «нянь» - хлеб – хлебное ушко. А с какой начинкой вы уже ели пельмени?
А еще самым любимым из хлебных изделий были кислые лепешки (табань). А знаете почему назвали табань? Пекли на табе (сковородке). С вечера замешивали тесто, а утром выпекали. Табани употребляли с разными подливками. (Например,с молочным (зырет). Пекли обычно по утрам в воскресенье, когда вся семья в сборе, или когда в доме были гости.
Кокроки — традиционные удмуртские пирожки из пресного теста чаще с овощной начинкой. Говорят, в старину их пекли чаще всего с начинкой из репы, кокроки с картошкой, морковкой и капустой. Разумеется, их пекли в русской печке.
В. : Сейчас я предлагаю вам сложить удмуртские национальные блюда. Сколько блюд вы сложили и какие?
Д. : Четыре (Пельмени, перепечи, табани, кокроки)
В. : Это и есть наша следующая цифра! По-удмуртски четыре звучит как «НЬЫЛЬ» (дети повторяют)
Задание 5.
В. : А теперь последнее задание от Лопшо Педуня. Нужно сыграть в самую любимую игру у Лопшо Педуня. Какая же это игра?
Д. : «Небыльток» (Растяпа)
Игры проводится под подвижную удмуртскую мелодию. Повторяется 2-3 раза.
Удмуртская игра «Небыльток» (растяпа)
Дети стоят в кругу по двое: один впереди, другой – сзади. Один ребенок остается в кругу – «растяпа». Как только звучит удмуртская мелодия, «растяпа» начинает плясать. Танцуя, проходит по кругу и движениями приглашает всех впереди стоящих следовать за ним, повторяя его движения. Каждый приглашенный заходит в круг и начинает танцевать. Оставшиеся в наружном кругу хлопают в ладоши. Музыка внезапно останавливается, и каждый, кто танцевал, старается менять место за теми, кто стоит во внешнем кругу. Кто остался без пары, встает в середине круга. Остальные дружно скандируют: «Небыльток, экты!» («Растяпа, спляши!») Все повторяется сначала.
Правило игры: место во внешнем углу можно занимать только при полной остановке музыки.
В. : Ну вот и подошли мы к разгадке подарка от Лопшо Педуня
В. : Правильно! Это последняя цифра, которую мы искали. На удмуртском «пять» звучит как «ВИТЬ».
Теперь попробуем открыть посылку.
Но так как Лопшо Педунь – герой сказок, то и посылка его – сказочная, волшебная. Все пять цифр мы произнесем на удмуртском языке: «ОДЫК», «КЫК», «КУИНЬ», «НЬЫЛЬ», «ВИТЬ»!
Дети произносят слова. Посылка открывается, из неё воспитатель достаёт книгу «Сказки Удмуртского народа»
В. : Ребята, вы знаете, что это такое?
Д. : Сказки!
В. : Верно! Удмурты очень любят читать сказки.
Анализ. Какие задания Лопшо Педуня вам больше всего запомнились и понравились? Что у вас сегодня получилось лучше всего? (ответы детей)
Вы все молодцы! До свидания!