Ольга Гарбуз Филатова
Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Открытие Африки»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие
с элементами экспериментирования
в подготовительной группе
Тема: «Открытие Африки»
Программное содержание
* Формировать элементарное представление об Африке: продолжать знакомить с животным и растительным миром африканского континента.
* Учить проводить элементарные опыты, учить делать выводы, учить устанавливать причинно-следственные связи. Продолжать учить решать логические задачи.
* Расширять словарный запас детей: трап, Сахара, перикатиполе.
Публикация «Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Открытие Африки“» размещена в разделах
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
* Учить детей подбирать качественные прилагательные, описывающие черты характера человека.
* Учить высказывать предположения, не боясь ошибиться.
* Развивать зрительное и слуховое внимание.
* Создать положительный эмоциональный фон в подгруппе детей.
* Воспитывать чувство товарищества.
Дидактический и игровой материал
яркие шейные платочки, декорация «Африка» - мягкие игрушки, плакаты с изображением животных, карта Африки, глобус, игра «Нарисуй корабль» на листочках по количеству человек, цветные фломастеры, манная крупа в пиалках, карандаши, игра «Танграмм» в конвертах, игра «Тропический лес: найди зверей», фонограммы звуков моря, животных, песни «Чунга-Чанга», магнитофон, магнитные доски
Методы работы
- беседа,
- экспериментирование с природным материалом,
- поисково-исследовательский метод,
- загадка,
- психогимнастика,
- рассматривание иллюстраций,
- художественное слово,
- релаксация
Ход занятия
Здравствуйте ребята, меня зовут Ольга Васильевна. (здороваюсь со всеми рукопожатием, предлагаю поздороваться по традициям разных народов). А вы знаете, откуда можно узнать столько о приветствиях? (ответы детей) А вы любите путешествовать? Да, друзья, путешественники открывают много нового для себя и других. Кто такие путешественники? (ответы детей) Каким должен быть путешественник? (ответы детей) Верно. И мне кажется все эти качества у вас уже есть.
А вы знаете, что такое открытие? (ответы детей) Вы бы хотели сами стать путешественниками и самим что-то открыть? (да) Я предлагаю вам, вместе со мной открыть Африку. Вы согласны? (да) Давайте вместе посмотрим на маленькую модель земли – глобус. Кто-нибудь из вас знает, где находится Африка. (дети показывают) Да, далековато…
Скажите на чём можно отправиться в путешествие? (ответы) Хотите узнать, на чём мы с вами отправимся в путешествие? Тогда пройдите за столы, там вас ждут волшебные листочки-подсказки. Вам необходимо соединить цифры по порядку… А что такое по порядку? (дети объясняют порядковый счёт, на столах разложены листы с моделями корабля и фломастеры; индивидуально помогаю)
Молодцы, у вас у всех получилось! Ребята, все кто закончил, прошу доставить свои корабли ко мне на пристань. (оценка работ) Трудно даже выбрать, какой из кораблей самый красивый. (собираю листы) Мне кажется, что самый лучший корабль получится, если мы отправимся вместе, одной дружной командой путешественников! Согласны? Тогда давайте проверим наши шейные платки – с ними мы не потеряемся даже в других странах! Возьмёмся крепко за руки. Итак, корабль к отплытию готов? (Да) Все на палубу! Отдать швартовый! Поднять якоря! Полный вперёд! (вместе с детьми делаем круг, изображая шод корабля, слышны звуки шума воды)
Настроили свои бинокли! Права по борту океан. Слева по борту, смотрите, земля! Это - Африка! Заходим в гавань. Опустить якоря! (все приседают на корточки) Подать трап! (изображаем ходьбу по тоненькой досточке)
Вот мы добрались с вами до Африки. (показываю на карту) А встречает самая большая пустыня на планете – Сахара. (воспитатель жестами показывает, что ему жарко) Ребята, под ногами раскалённый сыпучий песок. Лицо обжигает пустынный ветер, (шум ветра) который носит песок и засыпает им глаза. Здесь только колючки, да изредка мимо нас проносится сухой куст перикатиполя. Других растений нет. Воды тоже нет. Жара. Жажда… Да, не очень-то приветливое место… Кто же сможет жить в таких трудных и жарких условиях? Кто нам поможет побыстрее выбраться из пустыни?
Я хочу спросить, ребята,
Как царя пустынь зовут?
У него спина горбата
Потому что он ….
Верно. А вот и он – горделиво вышагивает по песчаным барханам… Достаньте свою подзорную трубу, внимательно приглядитесь – какой он? Это мелкое животное? (ответы детей) Какие части тела у него длинные, какие короткие? (ответы детей) Чем покрыто тело верблюда? (ответы детей) Что необычного есть у него? (ответы детей)
И знаете, ребята, без своего такого корабля пустыни не обойтись. Предлагаю каждому из вас с помощью вот этих волшебных конвертов найти своего верблюда. Тихонечко проходите за столы (раздаю конверты; подсказываю, если затрудняются) Верблюд отлично приспособился к жизни в жаркой пустыни. Он может кормиться колючками и много дней идти под палящим солнцем без запасов пищи и воды. Зато потом он может выпить сразу больше 10 вёдер воды! Кто закончил, может показать (поза первоклассника) Спасибо, вижу. Ну что, наш караван готов? – сложите, пожалуйста, конверты.
А как вы думаете, почему верблюды могут так легко передвигаться по раскалённому сыпучему песку и не проваливается? (слушаю предположения и ответы детей) Почему он не проваливается, мы узнаем из опыта. Перед вами манная крупа. Такая же мелкая, как песок в пустыне. (ставлю ёмкости с манной крупой и раздаю карандаши, остро заточенные с одной стороны, предлагаю детям продавить крупу острым концом карандаша, а затем тупым) Продавите легко крупу своими карандашами. Теперь другой стороной. Какая сторона карандаша глубже вошла в крупу и почему? (ответы детей) Верно, ребята, всё дело в широких раздвоенных копытах верблюда. Они помогают ему легко передвигаться по сыпучему песку и не проваливаться. (проношу поднос, собираю материалы) На таких копытах (показ иллюстрации) наш караван легко и быстро преодолевает всю африканскую пустыню Сахару. Садитесь верхом на наших верблюдов! Пересекаем Сахару!
И вот на горизонте появляется зелень тропических лесов. Вы не устали сидеть на горбах? Пойдёмте скорее сюда! (вывожу детей на поляну) Слышите, это звуки музыки? Она приглашает нас потанцевать. (звучит песня «Чунга-чанга», показываю движения)
Ребята, оглядитесь вокруг: мы с вами в тропическом лесу, присядьте на мягкую зеленую травку. Удобно? Тогда тихонько закройте глазки. Слышите? Это звуки африканского тропического леса. (дети слушают звуки животных) Кого-нибудь узнали? Тогда попробуйте узнать этих животных на картинке. (дети выполняют задание, называют животных)
Да, пожалуй, вы настоящие путешественники, даже в тропическом лесу не заблудились и всех узнали! Молодцы (собираю картинки)
Но мне кажется, что наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад. Тем более, что наш корабль стоит недалеко. (показываю в сторону столов) Попрошу всех по тоненькому трапу вернуться на наш корабль. (дети проходят за столы) Усаживайтесь поудобнее. Отдохните, расслабьтесь, закройте глазки. (Звучит медленная музыка)
Ну что же, вот мы и в группе. Вам понравилось наше африканское путешествие? А чем оно вам понравилось? Что нового вы открыли для себя? (ответы детей)
Ребята, мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. И в благодарность для вас у меня есть африканский сюрприз. Догадайтесь, что это? - это любимое блюдо обезьян… (раздаю бананы) Угощайтесь! До свидания, мои юные друзья!