Татьяна Филиппова
Конспект познавательного занятия «Нужна ли человеку глина»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: Уточнить представления о свойствах песка, глины и камней. Учить сравнивать материалы, правильно называть их особенности. Сообщить сведения о том, что глина бывает разная по цвету и качеству, и в каких целях использует её человек. (Посуда, игрушки, кирпич). Продолжить учить детей приёмам обследования и работы с лупой.
Учить детей самим делать выводы, используя карту-схему. Дать детям представления о народной глиняной игрушки: дымковской, филимоновской, каргопольской. Закрепить умение детей изготавливать игрушки из глины.
Публикация «Конспект познавательного занятия „Нужна ли человеку глина“» размещена в разделах
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: 1. Письмо с загадками;
2.Ёмкости с почвой: песок, глина, стаканчики с водой;
3. Полевой шпат и слюда, мокрая и сухая глина на разносах, салфетки влажные на каждого ребёнка, лупы, прозрачные стаканчики и воронки на каждого ребёнка;
4. Таблица-схема «Структура камней»;
5. Картинки разной глиняной посуды, глиняная посуда, керамические изделия, глиняные и фарфоровые статуэтки, кирпич, медицинская глина;
6. Глина белая для изготовления игрушек, глиняные мышки для детей
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети заходят в группу и видят письмо.
- От кого же оно пришло? Здесь написано, что от Хозяйки Медной горы. В нем загадки. Первая загадка, попробуйте её отгадать:
В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге ненужный лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким, в ладошке лежать,
Тяжёлым, большим, одному не поднять.
Кто дети загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал. (Камень)
-Кто знает отгадку? Что вы знаете о камнях? Какие бывают камни?
Дети: Морские, речные и драгоценные.
-Для чего используют некоторые камни?
Дети: Для строительства и отделки зданий.
- Какие это камни?
Дети: Мрамор и гранит.
-А тут ещё есть одна загадка, попробуем её отгадать:
Гончар для меня разведёт жаркий пламень
Сухая, я твердой бываю как камень.
Размочат, как тесто, податливой буду
Могу превратиться в игрушку, в посуду.
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Я белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая? (Глина).
-А вы знаете, где залегает глина?
Дети: В почве.
-Какие виды почв вы знаете? Если много глины, то это какая почва? А песка? А камня?
Дети: Глинистая, песчаная, каменистая почва.
- А теперь пройдём в нашу лабораторию и займёмся исследованиями. Посмотрите, что лежит у вас на столе.
Дети: Песок, глина.
-И другая разная глина.
- Какого цвета бывает глина?
Дети: Белая, серая, красна и коричневая.
- Глина-это осадочная порода. В её состав входит полевой шпат и слюда. (Показать детям полевой шпат и слюду). А так как полевой шпат бывает разного цвета, то и глина имеет разные цвета.
-А теперь возьмём в руки сухую глину и рассмотрим её. Какая она?
Дети: Твёрдая, но крошиться.
-А теперь исследуем мокрую глину, сожмём её в руке. Что можно сказать про неё?
Дети: Она пластичная, мягкая, меняет форму.
-Что можно делать с мокрой глиной?
Дети: Лепить.
-Давайте мы с вами проверим, дружит ли глина с водой?
Проведём опыт: Положим сухую глину в воронку и нальём воды.
-Что происходит с глиной? А с водой?
Дети: Глина намокла. Вода не просочилась.
- Глина плохой проводник воды.
Проведём опыт с песком: Положим в воронку песка и нальем воды.
-Что произойдёт с песком? А что с водой?
Дети: Песок намокнет, и вода будет капать в стакан.
-Хорошо ли песок пропускает воду?
Дети: Да, песок хороший проводник воды, он фильтрует воду.
-А глина?
Дети: Глине надо постоять, чтобы намокнуть, так как глина плохой проводник воды.
-А теперь возьмём лупу и рассмотрим песок и глину.
-Из чего состоит песок?
Дети: Из маленьких зёрнышек-песчинок, которые лежат отдельно друг от друга.
-Значит у песка какая структура?
Дети: Зернистая структура.
-А у глины? Видно, что частички слиплись, как будто тесно взялись за руки. Какая структура у глины?
Дети: Тоже зернистая.
ЗАПОЛНИМ ТАБЛИЦУ-СХЕМУ «Структура камней».
-А теперь под музыку изобразим глину, песок и камень.
Дети под музыку двигаются и показывают песок (отдельные частички, глина (дети крепко скрепляют руки, камень (прижавшись друг к друга плечами и взявшись за руки)
Дети садятся за столы.
-Скажите, зная все свойства глины, как человек использовал глину? Что он изготавливал из неё?
Дети: Посуду, игрушки, свистульки.
-Самое необходимое – это была посуда. Эту посуду человек использовал долгое время, а позже появилась фаянсовая-фарфоравая посуда, та которой мы сейчас с вами пользуемся. Для её изготовления использовалась более ценная, белая глина.
-А,что ещё изготавливали из глины?
Дети: Игрушки, свистульки, разные фигурки.
Показать игрушки из глины.
-Какие глиняные игрушки вы знаете?
Дети: Дымковские, каргопольские, филимоновские.
Показать картинки.
-Скажите, как изготавливали игрушки из глины?
Дети: Глину заливали водой, а когда она становилась мягкой из неё лепили игрушки.
-А чтобы они были крепкими, что делали с ними?
Дети: Их обжигали в печи.
-Там игрушки не горели, не рассыпались, а становились более крепкими. А после обжига игрушки расписывали, и они становились красивыми и красочными.
А СЕЙЧАС МЫ С ВАМИ СМАСТЕРИМ ИГРУШКИ ИЗ ГЛИНЫ ДЛЯ НАШЕГО ИГРОВОГО УГОЛКА
РАБОТА С ГЛИНОЙ
-А теперь отправимся на выставку глиняных изделий.
I-экспозиция: Керамические изделия- посуда, горшки, кувшины.
В глиняной посуде лучше храниться молоко. Оно не прокисает, так как посуда не нагревается.
II-экспозиция: Глиняные игрушки, статуэтки (фигурки из глины, фарфоровые статуэтки, дымковские барышни, которые использовались для украшения интерьера в домах.
III-экспозиция: Медицинская глина, которая используется для лечебных целей. Из неё делают маски и используют для изготовления лекарств.
IV-экспозиция: Кирпич. Почему он здесь? Так как кирпич изготавливают из глины более низкого качества. Где используют кирпич?
Дети: В строительстве домов.
Мы с вами побывали на выставке глиняных изделий, узнали много нового об использовании и свойствах глины, и на память вам всем глиняных мышек, так как у нас сейчас год мыши.