Елена Абсаламова
Познавательное занятие на тему «Мой город»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное занятие на тему «Мой город»
Программное содержание:
Расширять знания детей о родном городе, познакомить с историей ста-новления родного города Мелеуза.
Закрепить навыки ориентировки в плане-схеме родного города – дети должны уметь отыскивать основные магистрали города, его центра, располо-жение своего детского сада, некоторых достопримечательностей города.
Воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Материал:
Публикация «Познавательное занятие на тему „Мой город“» размещена в разделах
План-схема города Мелеуза, схема карты Башкортостана, фотографии города Мелеуза, макеты домов, деревьев, заводов, мостов, железной дороги.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций г. Мелеуза, беседа на тему «Мой город», экскурсия по городу, конструирование моделей домов, мостов, деревьев, предприятий, изучение карты-схемы г. Мелеуза.
Ход занятия:
Воспитатель читает стихотворение о родине, о Башкортостане.
Взгляни на глобус,
Вот он шар земной…
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Воспитатель. Ребята, в какой республике мы с вами живем?
Дети. В республике Башкортостан.
Воспитатель. Какой город является столицей нашей родины?
Дети. Город Уфа.
Воспитатель. А как называется город, в котором мы живем?
Дети. Город Мелеуз.
Воспитатель. Знаете, ребята, оказывается, Мелеуз стал городом не очень давно, примерно тогда, когда родились ваши бабушки и дедушки. До этого Мелеуз назывался селом. А еще раньше Мелеуз был просто станцией.
Очень давно, почти 300 лет назад, не было ни поездов, ни автобусов, ни машин. Люди ездили на лошадях по своим делам: возили товар, почту и просто в гости по казенной дороге Уфа- Оренбург.
Эта дорога была очень длинной, люди и лошади очень уставали, зимой за-мерзали. Для того чтобы отдыхать, согреваться люди создали остановки, назывались они почтовыми станциями (показ иллюстрации). Вот такой станци-ей и стал наш Мелеуз. И был там всего один дом. Проезжая через станцию Мелеуз люди по разным причинам оставались здесь жить, строили себе дома. Когда стало несколько домов, станцию назвали деревней (показ иллюстрации). Постепенно деревня росла: приезжали люди с разных краев, строили себе новые дома. Стали появляться школы, церкви, лавки (магазины). И деревню стали называть селом Мелеуз. Население села было в основном занято сельским хозяйством, выращивало хлеб. Был организован «Хлебный рынок». Этот рынок был очень важным, потому что он был единственным в этом районе. Сюда приезжали, чтобы купить хлеб, зерно, муку с Уфы, Оренбурга, Стерлитамака и других городов и деревень.
Постепенно в Мелеузе были созданы ряд предприятий, имевших важное значение не только нашего, но и соседних районов. Организовано крупное ав-томобильное хозяйство, построен лесозавод, началось строительство первого крупного промышленного предприятия – завода сухого молока (Рассказ со-провождается показом иллюстраций).
И все, казалось бы, хорошо: Мелеуз развивается, люди работают, но началась война. Многие ушли на защиту Родины. На предприятиях Мелеуза готовилась для фронта разнообразная продукция. В швейных мастерских шили обмундирование, на лесозаводе изготавливались лыжи и ящики для снарядов, на авторемонтном заводе ремонтировались автомашины. Продукция завода сухого молока отправлялась также на фронт.
В «Книге памяти» записаны имена мелеузовцев, погибших на фронтах Великой отечественной войны. Хранит вечную память о них (показ иллю-страции) скульптурный монумент в городском парке «Слава».
После войны была построена железная дорога, различные предприятия, которые действуют и сегодня, школы, детские сады, кинотеатры, культурные и оздоровительные центры и многое другое.
Несмотря на то, что Мелеузу уже 200 с лишнем лет, его называют моло-дым. Потому что таким большим и красивым как сейчас он стал недавно, всего 60 лет назад.
Дети читают стихи:
«Молодой город» (на башкирском языке).
«Мелеуз» Сергей Немков (местный поэт).
Горжусь тобой мой город,
Горжусь и почитаю.
Цвети как майский сад,
На радость всему краю.
Часть 2 (практическая).
Рассматривание плана-схемы города, определение основных магистралей города, его центра, некоторых достопримечательностей города.
Часть 3 (конструктивная).
Создание макета города в соответствии с планом-схемой из заранее при-готовленных объектов (домов, предприятия, мостов, деревьев).