Ольга Ерёмкина
Познавательное развитие «Своя земля и в горсти мила»
▼ Скачать
В преддверии Международного дня Матери Земли мы провели акцию с пожеланиями земле-матушке плодородия, дождей, хорошего урожая и теплых дней. Написав все пожелания на зеленых ленточках, привязали их на дереве.
А в группе провели занятие.
Цели и задачи:
- познакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой;
- подвести к выводу о том, что в почве есть все необходимые для жизни живых существ компоненты;
Публикация «Познавательное развитие „Своя земля и в горсти мила“» размещена в разделах
- развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
Материалы и оборудование: на каждого ребенка прозрачные пластиковые стаканчики с водой, образцы почвы – глина, песок, чернозем.
Воспитатель: - Ребята, я хочу познакомить вас с нашей Кормилицей. Посмотрите, что это? Потрогайте пальчиками, ощутите теплоту, рыхлость, влажность, эластичность, рассыпчатость. Всё это образцы земли, они разные, друг на друга не похожие, но одним словом называются почва. Почва – это самый верхний плодородный слой земли, пронизанный корнями растений. В нём живут насекомые, черви и другие животные (муравьи, кроты).
В почве есть воздух, им дышат растения и животные (добавить в емкость с землей немного воды, увидев пузырьки, объяснить детям, что это воздух). Есть вода, которую всасывают корни растений (поэтому земля влажная, эластичная); есть перегной, образующийся из опавших листьев и засохших растений. В почве живут микробы – крошечные, невидимые организмы, которые перерабатывают перегной и превращают его в минеральные соли, так необходимые растениям для жизни.
И в поле, и в огороде почва любит уход и заботу. Люди выкапывают землю, рыхлят, поливают её, и тогда почва даёт хороший урожай зерна, овощей, ягод и фруктов – нашей с вами еды. Вот поэтому почва – Кормилица.
Воспитатель предлагает ребятам рассмотреть состав земли, поместив некоторое количество в воду. Цвет воды стал мутным от присутствия глины, на поверхности плавают частички трав, листьев, корешков. А на дне, в осадке – песчинки. Значит, земля состоит из частиц растений, глины и песка.
Для образования почвы потребовались тысячи лет. Когда-то давным-давно на поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались и разрушались. Трещины становились всё шире и камни раскалывались. Куски камней перетирались друг о друга и, в конце концов, через тысячи лет превращались в песок и глину. Ветер приносил с собой семена растений, и они поселялись в песке и глине, пускали корни, а когда прекращали расти – погибали, сгнивали и образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, и они снова разрастались, а отмирая – увеличивали слой плодородной почвы. Теперь вы знаете, как на земле появилась плодородная почва. На её образование ушли тысячи лет, но разрушить её очень легко. Если уничтожить растения, которые корнями скрепляют почву, то вода размоет её, а ветер выдует, и вместо плодородной почвы останется бесплодная пустыня.