виктория ганичева
Опытно-экспериментальная деятельность «Что мы знаем о сахарном песке и соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие. Опыты :
"Что мы знаем о сахарном песке и соли".
Воспитатель: Ганичева В. В.
Цель: Определение свойств разных веществ. Сходство и различие соли и сахарного песка.
Задачи: Обучающая: Продолжать знакомить детей с различными веществами (с солью и сахарным песком). Определять свойства данных веществ. Находить сходство и различие соли и сахарного песка. Развивающая: Развивать интерес к окружающемумиру,наблюдательность, умение делать выводы.
Воспитательная: Воспитывать любовь к окружающему миру.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Свойства соли, экспериментирование
- Темочки
Раздаточный материал: (на каждого ребенка)
1. 5 мерных стаканчиков
2. лупа
3. оранжевый стаканчик с сахарным песком
4. стаканчик с салфеткой с сахарной пудрой
5. зеленый стаканчик с солью
6. ложка
7. лист черного картона
Игровая мотивировка:
В гости к детям приходит Мишка. Вид у него опечаленный. Воспитатель и дети здороваются с ним,и спрашивают отчего он такой грустный. Мишка рассказывает, что пришел домой и хотел попить чай. На столе стояли два стаканчика, он точно знает, в одном была соль, а в другом - сахарный песок. А как отличить сахар от соли он не знает. Вот он и пришел к детям, они наверняка знают это.
Воспитатель спрашивает у детей, готовы ли они помочь Мишке.
В: (обращается к Мишке)"Не грусти, Мишка, ты пришел очень кстати. Сейчас ребята будут ставить опыты и смогут тебе многое рассказать о свойствах некоторых веществ. Они обязательно научат тебя отличать соль от сахарного песка.
Ребята, на столах у вас приготовлено оборудование. Рассмотрите его. В стаканчиках разного цвета находятся соль и сахарный песок. Можно ли их различить по внешнему виду? Что мы можем сказать о цвете этих веществ? Верно, они оба белого цвета. Попробуйте их осторожно понюхать. Почему осторожно? Правильно, ведь это сыпучие вещества, и определяя запах, их нельзя подносить близко к носу. Что вы можете сказать о запахе? Одинаково ли они пахнут? (Ответы детей).
Вот, видишь, Мишка, ребята уже могут сказать, что сахарный песок и соль одинаковые по цвету, но разные по запаху. Сейчас мы попробуем рассмотреть частицы этих веществ и узнаем, одинаковой ли они формы.
ОПЫТ 1.
Положите перед собой листы черного картона и лупы. Для чего нужны лупы? Правильно, они в несколько раз увеличивают рассматриваемый объект. Из каждого стаканчика ложечкой осторожно отделите несколько кристаллов и поместите их на разные углы черного картона. Рассмотрите их через лупу. Одинаковые или разные частицы по форме? На что похожи одни частицы? А другие? Верно, одни частицы похожи на горошины или шарики, а другие на кирпичики.
Мы знаем, что пробовать на вкус незнакомые вещества нельзя, почему? Конечно, есть вещества горькие, а есть опасные для здоровья. Но, я вам уже сказала, что в стаканчиках соль и сахарный песок, поэтому, их можно попробовать и определить вкус этих веществ. Но, вначале вспомните, какая на вкус соль? А сахарный песок?
Осторожно наберите кристаллы на ложечку из оранжевого стаканчика и определите их вкус. Правильно, они сладкие, значит, какое это вещество? Сахарный песок. А можете ли вы сказать, какими на вкус будут частицы вещества в форме горошин? Правильно, они соленые. Потому что это соль. Теперь мы можем помочь Мишке! В чем сходство и различие соли и сахарного песка?" (Ответы детей).
Мишка радуется, что ребята ему помогли, и собирается уходить.
В: "Мишка, не уходи, сейчас ребята тебе расскажут еще что-то интересное о свойствах этих веществ. Давайте снова рассмотрим наше оборудование. У нас на столах есть закрытые емкости. Закрыты они потому,что в них находятся мельчайшие частицы сахарного песка - это сахарная пудра. С ней нужно обращаться очень осторожно, потому что эти частички могут разлететься от любого неосторожного дуновения.
Ребята, как вы думаете, что растворится быстрее - мелкие частицы сахарной пудры или частицы сахарного песка, которые крупнее? (Ответы детей). Сейчас мы проверим ваши утверждения опытным путем. Осторожно откройте емкость и убедитесь, насколько частицы сахарной пудры мельче частиц сахарного песка".
ОПЫТ 2
В: «Подвиньте к себе 2 мерных стаканчика с водой, ложкой возьмите сахарную пудру, и всыпьте ее в один стакан. Теперь ложечкой возьмите сахарный песок и всыпьте его в другой стакан с водой. Что растворяется быстрее? Почему? Правильно, чем меньше частички вещества, тем быстрее они растворяются.
А сейчас мы посмотрим, когда сахарный песок растворится быстрее: когда мы его растворяем не мешая ложечкой, или когда перемешиваем. Как вы думаете?»
ОПЫТ 3
Двигайте к себе оранжевый стаканчик и два других с водой. Вода в стаканчиках холодная. Берем одинаковое количество сахарного песка и опускаем в каждый стаканчик с водой. И в одном сразу же быстро перемешиваем сахар с водой. Где сахарный песок быстрее растворился? Почему? Правильно, вещество быстрее растворяется при перемешивании. А сейчас скажите, где быстрее растворяются вещества: в горячей или холодной воде? Давайте проверим.
ОПЫТ 4
Поставьте перед собой 2 стаканчика: в одном горячая вода, а в другом - холодная. Опустите по ложке сахарного песка в каждый стаканчик. Где сахарный песок растворился быстрее? Осторожно потрогайте стаканчик, какая в нем вода? Значит, мы можем сделать вывод, что в стакане с горячей водой сахарный песок растворился быстрее, потому что частицы вещества перемешиваются быстрее с горячей жидкостью.
Вот видишь, Мишка, теперь ты тоже будешь знать, что в горячем чае сахарный песок растворится быстрее, а если еще и перемешать ложечкой, то чай сразу станет сладким".
ПОДВОДИМ ИТОГ ЗАНЯТИЯ.