МААМ-картинки

Формирование когнитивных функций у детей с ТНР в процессе дидактических игр

Евстигнеева Яна Сергеевна
Формирование когнитивных функций у детей с ТНР в процессе дидактических игр

Дети с тяжелым нарушением речи сталкиваются с проблемами не только в области развития речи, но и в познавательной сфере. Это затрудняет их способность к формированию устной коммуникации и общению с окружающими. У дети обнаруживают нехватку внимания и трудности в его переключении, что влияет на их способность усваивать и запоминать информацию.

Недостаточная устойчивость внимания приводит к трудностям в понимании инструкций, а также в соприкосновении с новыми ситуациями или заданиями. Дети с тяжелым нарушением речи часто теряют интерес и концентрацию, что препятствует их способности изучать и усваивать новую информацию. Вербальная и зрительная память также страдают у детей с тяжелым нарушением речи. Они испытывают трудности в запоминании слов, фраз и понятий, что затрудняет их способность использовать эти знания в речи. В целом, дети с тяжелым нарушением речи сталкиваются с серьезными трудностями в развитии своей познавательной сферы. Недостаточная устойчивость внимания, трудности в переключении внимания, а также проблемы с вербальной и зрительной памятью сильно затрудняют их возможность формирования и использования речи.

Публикация «Формирование когнитивных функций у детей с ТНР в процессе дидактических игр» размещена в разделах

В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Игра помогает дошкольнику легко воспринимать информацию, быстро обучаться и закреплять знания. Во время игры дети получают максимальные возможности для освоения различных навыков и концепций. При использовании игровых элементов в образовательном процессе значительно проще добиться полноценного усвоения материала со стороны детей.

В работе с детьми с тяжелым нарушением речи, я использую игры, которые способствуют развитию различных когнитивных процессов. Эти игры направлены на стимуляцию внимания, улучшение памяти, развитие речи, мышления и других когнитивных навыков.

Дидактическая игра выполняет важную роль в воспитании, поэтому я уделяю ей особое внимание. Она не только способствует развитию речи, но также имеет значительное значение для познавательного развития. Дидактическая игра позволяет детям расширить представления об окружающей действительности, а также развить внимание, память, наблюдательность и мышление. В процессе игры дети активно участвуют, а это особенно важно для их развития.

Мною были подобраны следующие дидактические игры :

«Найди картинку»

Я показываю ребенку на короткое время картинку, а затем из набора

похожих картинок предлагаю выбрать ту, которую ему показала.

«Опиши по памяти»

Показываю детям на очень короткое время куклу, а затем они по

памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье,

какие глаза, были ли банты, туфли, носочки, стоит она или сидит и так далее.

«Что изменилось?»

Предлагаю детям рассмотреть картинку, описать, что на ней изображено. Затем дети закрывают глаза, и я меняет картинку на похожую, но с отличиями. Дети должны рассмотреть новую картинку и сказать, что на ней изменилось.

«Найди, о чем расскажу»

Я подробно описываю один из предметов, изображенных на картинках (называю форму овощей и фруктов, их окраску и вкус, описываю внешний вид животного, насекомого. Что они умеют делать, чем питаются и т. д). Затем предлагаю кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, я описываю другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

«Скопируй позы»

Два участника игры стоят лицом друг к другу, один из них в течении 3- 4 секунд принимает определенную позу, затем возвращается в исходное положение. Второй участник должен повторить позу, затем они меняются ролями. Далее в игре принимают участие две пары детей, потом играют трое, четверо против четырех и т. д.

Выигрывают те игроки, которые выполнили задание успешнее. Остальные участники могут выполнять функцию жюри.

Таким образом, дидактическая игра – это эффективный инструмент, способствующий мотивации и стимуляции детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Благодаря своим разносторонним характеристикам, она способна активно развивать познавательную активность, когнитивные функции.

Список используемых источников:

1. Брежнева, О. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — С. 12.

2. Г. С. Швайко «Игры и упражнения по развитию речи», «АЙРИС ПРЕСС», М., 2006;

3. Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М. : Владос. 2004. 232 с.

4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД. 1998. 320 с.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возрастаРоль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников.

Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособийСенсорное развитие детей раннего возраста в процессе использования дидактических пособий Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через использование дидактических пособий. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Котята» Представляет.

Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД»Проект «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе знакомства с ПДД» Проект "Эта опасная дорога" Пояснительная записка. С каждым годом на наших автодорогах появляется все больше и больше автомобилей. Чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование когнитивных функций у детей с ТНР в процессе дидактических игр
Опубликовано: 12 декабря 2023 в 19:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД