Евстигнеева Яна Сергеевна
Формирование когнитивных функций у детей с ТНР в процессе дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с тяжелым нарушением речи сталкиваются с проблемами не только в области развития речи, но и в познавательной сфере. Это затрудняет их способность к формированию устной коммуникации и общению с окружающими. У дети обнаруживают нехватку внимания и трудности в его переключении, что влияет на их способность усваивать и запоминать информацию.
Недостаточная устойчивость внимания приводит к трудностям в понимании инструкций, а также в соприкосновении с новыми ситуациями или заданиями. Дети с тяжелым нарушением речи часто теряют интерес и концентрацию, что препятствует их способности изучать и усваивать новую информацию. Вербальная и зрительная память также страдают у детей с тяжелым нарушением речи. Они испытывают трудности в запоминании слов, фраз и понятий, что затрудняет их способность использовать эти знания в речи. В целом, дети с тяжелым нарушением речи сталкиваются с серьезными трудностями в развитии своей познавательной сферы. Недостаточная устойчивость внимания, трудности в переключении внимания, а также проблемы с вербальной и зрительной памятью сильно затрудняют их возможность формирования и использования речи.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Проекты
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
В старшем дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Игра помогает дошкольнику легко воспринимать информацию, быстро обучаться и закреплять знания. Во время игры дети получают максимальные возможности для освоения различных навыков и концепций. При использовании игровых элементов в образовательном процессе значительно проще добиться полноценного усвоения материала со стороны детей.
В работе с детьми с тяжелым нарушением речи, я использую игры, которые способствуют развитию различных когнитивных процессов. Эти игры направлены на стимуляцию внимания, улучшение памяти, развитие речи, мышления и других когнитивных навыков.
Дидактическая игра выполняет важную роль в воспитании, поэтому я уделяю ей особое внимание. Она не только способствует развитию речи, но также имеет значительное значение для познавательного развития. Дидактическая игра позволяет детям расширить представления об окружающей действительности, а также развить внимание, память, наблюдательность и мышление. В процессе игры дети активно участвуют, а это особенно важно для их развития.
Мною были подобраны следующие дидактические игры :
«Найди картинку»
Я показываю ребенку на короткое время картинку, а затем из набора
похожих картинок предлагаю выбрать ту, которую ему показала.
«Опиши по памяти»
Показываю детям на очень короткое время куклу, а затем они по
памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье,
какие глаза, были ли банты, туфли, носочки, стоит она или сидит и так далее.
«Что изменилось?»
Предлагаю детям рассмотреть картинку, описать, что на ней изображено. Затем дети закрывают глаза, и я меняет картинку на похожую, но с отличиями. Дети должны рассмотреть новую картинку и сказать, что на ней изменилось.
«Найди, о чем расскажу»
Я подробно описываю один из предметов, изображенных на картинках (называю форму овощей и фруктов, их окраску и вкус, описываю внешний вид животного, насекомого. Что они умеют делать, чем питаются и т. д). Затем предлагаю кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, я описываю другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.
«Скопируй позы»
Два участника игры стоят лицом друг к другу, один из них в течении 3- 4 секунд принимает определенную позу, затем возвращается в исходное положение. Второй участник должен повторить позу, затем они меняются ролями. Далее в игре принимают участие две пары детей, потом играют трое, четверо против четырех и т. д.
Выигрывают те игроки, которые выполнили задание успешнее. Остальные участники могут выполнять функцию жюри.
Таким образом, дидактическая игра – это эффективный инструмент, способствующий мотивации и стимуляции детей с тяжелым нарушением речи (ТНР). Благодаря своим разносторонним характеристикам, она способна активно развивать познавательную активность, когнитивные функции.
Список используемых источников:
1. Брежнева, О. В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 2. — С. 12.
2. Г. С. Швайко «Игры и упражнения по развитию речи», «АЙРИС ПРЕСС», М., 2006;
3. Волосовец Т. В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. М. : Владос. 2004. 232 с.
4. Жукова Н. С, Мастюкова Е. М, Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. Екатеринбург, АРД ЛТД. 1998. 320 с.