Светлана Гаврилова
Познавательное развитие детей в свободной деятельности через лего-конструирование
▼ Скачать + Заказать документы
Светлана Гаврилова
Воспитатель МБДОУ д/с 2 "Василек"
Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.
Конструирование – «продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу». А. Р. Лурия.
Публикация «Познавательное развитие детей в свободной деятельности через лего-конструирование» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Актуальность ЛЕГО- конструирования значима в свете внедрения ФГОС, так как:
• Является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, социально — коммуникативное, речевое, художественно — эстетическое, физическое).
• Позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре).
• Формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формируют навыки общения и сотворчества.
• Объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Конструктор ЛЕГО является великолепным средством, помогающим обеспечить интеграцию различных видов деятельности и решений, а также способствует решению задач всестороннего развития, воспитания, образования и оказывает влияние на все аспекты развития личности ребенка.
Применение конструктора ЛЕГО помогает:
1. развивать у детей сенсорные представления, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета.
2. развивать и совершенствовать высшие психические функции — память, внимание, мышление, делаю упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение.
3. тренировать пальцы кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму.
4. сплотить детский коллектив, формировать чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Освоение ЛЕГО- конструктора осуществляются последовательно от простого к сложному.
Выделяются следующие особенности организации и проведения совместной деятельности Лего - конструирования в разных возрастных группах.
В младшей и средней группах применяются следующие виды организации совместной деятельности:
• по образцу
• по карточкам с моделями, которые прилагаются к конструктору ЛЕГО
• по собственному замыслу.
Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции: дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, закрепляют понятия: «высокий — низкий», «широкий — узкий». Используются конструкторы с деталями крупных размеров.
В средней группе — это предварительное ознакомление с произведением, а затем конструирование его персонажей, создание моделей знакомых сказок, а также сочинение своих историй. В этом возрасте дети знакомятся с мелким конструктором ЛЕГО – конструирование по – замыслу.
Дети могут свободно экспериментировать со строительным материалом. Примерами могут быть: «В леса – чудеса мы поедем с тобой «Моделирование персонажей по сказке Колобок» и др.
В старшей и подготовительной группах добавляют конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование объектов по иллюстрациям и рисункам. Главные темы — «Транспорт», «Архитектура».
Исходя из целей по развитию творческих и конструкторских способностей дошкольников, в процессе овладения приемами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, решаются следующие обучающие, развивающие и воспитательные задачи.
Обучающие:
1. Формировать умение анализировать конструкцию объекта, ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
2. Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора ЛЕГО.
Развивающие:
1. Содействовать развитию креативных способностей детей;
2. Развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел;
3. Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
1. Формировать умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Ведущая педагогическая идея определяется тем, что в основе управления процессом развития конструкторских и творческих способностей дошкольников лежит освоение ими технических способов и приемов конструирования из деталей конструктора ЛЕГО, позволяющие детям проявить творческий потенциал.
Игра – важнейший спутник детства. «LEGO» позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Вот несколько примеров для Лего – конструирования с детьми:
«Найди пару»
Цель. Закрепить знания о разновидностях геометрических форм. Тренировать в умении группировать с учетом выделения одинаковых признаков, развивать зрительные функции.
Ход: педагог предлагает вспомнить, как называются детали конструктора LEGO и найти каждой детали пару.
«Куда села бабочка»
Цель. Закрепить умения детей определять местоположения в пространстве по словесному указанию с использованием игрушки бабочки, развивать зрительные функции.
Ход игры. Педагог предлагает рассмотреть 7-9 деталей конструктора, закрепить их название. По словесной инструкции педагога, например, «Бабочка села на белый кубик», ребенок выполняет задание.
«Составь цепочку»
Цель. Учить различать детали конструктора «ЛЕГО» по цвету, по форме, по величине; развивать логическое мышление.
Ход игры. Предлагаю построить цепочку из деталей конструктора по предложенной схеме (например, белый кубик, синий кубик, зелёный кубик) продолжить цепочку, не нарушая закономерности.
«Построй заборчик», «Собери пирамидку»
Цель. Упражнять в расположении элементов в ряд, закрепляя умение устанавливать соотношение между элементами по высоте, длине; тренировать прием плотного прикрепления деталей, развивать мелкую моторику.
Ход игры. Предлагаю построить забор для дачного участка, показываю способы соединения деталей: стопкой; внахлест; ступенчатая
«Что сначала, что потом?»
Цель. Учить анализировать схематичное изображение предметов, выкладывать схемы в определённой последовательности, развивать наглядно-образное мышление, зрительное восприятие.
Ход игры. Предлагаю из 5-7 схем выложить алгоритм последовательного построения постройки и с помощью деталей конструктора по схемам построить конструкцию.