Мария Савченко
Познавательное развитие детей с элементами этно-регионального компонента в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей с элементами этно-регионального компонента в условиях ФГОС.
Познавательное развитие ребенка 4-7 лет переходит на более высокую ступень. Ребенок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. У детей продолжает расти познавательная потребность упорядочивать накопленную и поступающую информацию. В процессе работы по данному направлению с детьми средней группы продолжаем знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей; установление связей и зависимости между предметами, явлениями и событиями, приводящими к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений. В результате полученных знаний о предметах и их существенных признаках, учим детей сравнивать, группировать, классифицировать предметы, понимать значение обобщающих слов.
Публикация «Познавательное развитие детей с элементами этно-регионального компонента в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Цель – Формирование у детей познавательных способностей, активности, расширение кругозора ребенка, интеллектуального развития.
Задачи:
1. Обогащать сознание детей интересными содержательными сведениями из разных областей наук.
2. Познакомить детей с причинно-следственными связями как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира.
3. Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.
4. Создать условия для активизации умственной деятельности детей.
5. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений.
6. Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека, любовь к родному краю, Родине, природе.
Учебно – методический план
Сентябр 1 Где люди живут (город, село) Формировать представления детей о жилищах в разных видах поселений, их общих и отличительных особенностях Хакасская сказка «Пак - пак»
Игра
«Что как звучит?»
2 Друзья природы Расширить знания детей о лесе и его обитателях; воспитывать бережной отношение и любовь к ним Пословицы хакасского народа об учении и поучении
Игра
«Вежливое слово»
3 Для чего нужны дома? Углубить знания о конструкциях домов; знакомить с различными строительными материалами; воспитывать уважение к человеку труда Хакасская игра «Заячья тропа»
Игра
«Добавь слово»
4 Родственные связи Углубить представления детей о ближайших родственниках, о способах поддержки родственных связей. Воспитывать чувство заботы, любви, уважения к близким людям Звукоподражательные игры
Октябрь 1 В мире предметов Уточнить представления детей о таких материалах, как стекло, металл, дерево, учить объяснять их свойства на основе сравнения Чтение хакасской сказки
«Адыгах и Кечох»
Игра
«Слушай внимательно»
2 В гостях у морского царя Познакомить детей с обитателями моря их внешним видом; учить воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности Стихотворение «Хакасия»
Игра
«Придумай слово»
3 Мы жители планеты Земля Воспитывать интерес к людям, населяющим нашу планету, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о жизни на Земле, своей стране – России Природа Хакасии
Игра
«Путаница»
4 Огонь – помощник или разрушитель Воспитывать уважительное отношение к труду пожарных; углубить представления о роле огня в жизни человека Хакасская игра
«Дикие козы и волки»
Игра
«Что это?»
Ноябрь 1 Кто главный в лесу? Живые цепочки Уточнить представления детей о лесе, его растениях и обитателях; формировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей лесного сообщества Стихотворение хакасского поэта
В. Г. Майнагашева
«Жарки»
Игра
«Отгадай меня»
2 Земля наш общий дом Формировать представления о Земле и жизни людей на ней; воспитывать интерес и уважение к людям разных стран Стихотворение хакасского поэта С. Аксакова «Реки и озера»
Ребусы
3 Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? Формировать представления детей о Солнце и звездах; развивать познавательный интерес детей. Речь, мышление, воображение Стихотворение В. Степанова «Абазинский вальс»
Игра
«Что длиннее?»
4 Какими были первобытные люди? Дать детям представления о первобытных людях, их приспособлении к жизни. Жилищах и занятиях первобытных людей Пословицы хакасского народа о природе
Игра
«Проведи букву в домик»
Декабрь 1 Что из чего сделано? Углубить представления детей о различных материалах, из которых сделаны окружающие их предметы Чтение хакасской сказки
«Лиса и колонки»
Игра
«Кто в домике живет?»
2 Традиции чаепития у разных народов Закрепить знания о названии страны, в которой мы живем; объяснить понятие «традиция», поговорить о семейных традициях Лекарственные растение Хакасии
Игра
«Узоры из геометрических фигур»
3 Откуда пришел хлеб Углубить представления детей о профессии пекаря; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых, умение составлять рассказ с помощью схемы трудового процесса Хакасская подвижная игра «Перетягивание каната»
Игра
«Вчера, сегодня, завтра»
4 Готовимся к новому году Углубить представления детей о празднике Нового года; профессии артиста; воспитывать уважение к труду взрослых Хакасские пословицы о добре и зле
Игра
«Времена года»
Январь 1 Пешеходы и транспорт формировать представления детей о правилах дорожного движения, о профессии милиционера, регулировщика, водителя, о работе светофора Легенда
«Гора семь дев»
Рисунок по памяти
2 Праздники на Руси Формировать представления детей о праздниках на Руси (святки, об обычаях и традициях нашего народа Леса Хакасии
Игра
«Кто это был?»
3 Солнце – источник тепла и света Дать детям представления о том, что Солнце является источникам света и тепла; развивать умение мыслить и рассуждать Хакасская подвижная игра «Держание веревки»
Игра
«На что это похоже»
4 Кто нас лечит? Углубить представления детей о профессии врача, медсестры, санитарки, о помощи, которую оказывают больному в аптеке, поликлинике, больнице Рассматривание иллюстраций с просторами Хакасии
Театр теней
Февраль 1 Я и мое настроение Углубить представления детей об эмоциональном состоянии людей; понимать выражение в мимике, жестах, пантомиме. действиях Стихотворение
Н. Г. Доможакова
«Родная моя земля»
П. И.
«Горячо - холодно»
2 Что такое страх? Познакомить детей с эмоцией – страха; развивать умение различать эмоции по схематическим изображениям Леса Хакасии
Заучивание чистоговорок
3 Планеты Солнечной системы Формировать представления о планетах, их разнообразии и размерах; развивать познавательный интерес детей Хакасская подвижная игра «Найди бусинку»
Отгадывание загадок
4 Военные профессии Формировать представления детей о профессии военного. Их разновидности; воспитывать уважение к профессии военного Пословицы хакасского народа о Родине и народе
Март 1 Кто нам шьет одежду? Формировать представления детей о труде взрослых в ателье, его коллективном характере, взаимодействии модельеров, закройщиков, швей Культурные растения и сорняки Хакасии
Игра с мячом
«Ласковое слово»
2 Путешествие по странам и континентам Познакомить с природными условиями и обитателями Антарктики, Австралии. Северной и южной Америки, Европы, Азии Хакасская игра
«Петух»
Д. И.
«Скажи наоборот»
3 Путешествие в прошлое книги Познакомить с историей возникновения книги и ее создании; воспитывать бережное отношение к книгам; развивать интерес к малым фольклорным формам Чтение хакасской сказки
«Как бедняк бая обманул»
Д. И.
«Что для чего?»
4 Знакомство с жизнью народов Севера Рассказать о своеобразии жизни народов Севера; воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов Полезные ископаемые Хакасии
П. И.
«Рыбалка»
Апрель 1 Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе, воспитание бережного отношения к ней Растительный мир Хакасии
Д. И.
«Где живут деревья»
2 История космоса Расширить представления о космических полетах; познакомить с российскими учеными, стоящими у истоков развития русской космонавтике; закрепить знания о том. Что первым космонавтом был Ю. Гагарин Таежный хоровод деревьев
Д. И.
«Скажи словечко»
3 Космос. Вселенная. Звезды Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов; подчеркнуть уникальность планеты Земля, ответственность людей за ее бедующее Чтение хакасской сказки
«Мальчик в бочке»
Д. И.
«Чего не стало»
4 Сказочное путешествие в мир обуви Продолжать знакомить с предметами домашнего обихода; закрепить знания об обещающем понятии «обувь» Пчеловодство в Хакасии
Д. И.
«Опеши мы отгадаем»
Май 1 Какая бывает посуда Формировать представления детей о предметах материальной культуры – посуде; систематизировать знания детей о материалах, из которых изготавливается различная посуда Хакасская игра
«Метлечек»
Д. И.
«Найди такое же?»
2 Кем быть, кто важнее? Углубить представления детей об особенностях труда рабочих; воспитывать интерес к рабочим профессиям. Уважение к труду взрослых Стихотворение Л. С. Кокова
«Родная земля»
П. И.
«Запомни движение»
3 Полет на Луну Закрепить знания о луне, расширить представления о космических телах, продолжать развивать логическое мышление Легенды о г. Чалпан
Игра
«Палочка выручалочка»
4 Бумажная страна Формировать знания детей о бумаге, различных ее видах, качествах и свойствах бумаги, истории ее создания Хакасская игра «Пастух и волк»
П. И.
«Замри»
Список литературы
1. Программа «Истоки», центр им. А. В. Запорожца – 2003 г.
2. Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 6 – 7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 240 с. – (Истоки)
3. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 192 с.
4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А., Сценарии занятий по экологическому воспитанию. – М. : ВАКО, 2011. – 240 с.
5. Горбатенко О. Ф. Конспекты занятий с детьми среднего и старшего возраста по разделу «Социальный мир». – Волгоград: Учитель, 2007. – 188с.
6. Маханева М. Д. Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
7. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. – 80 с.