Ольга Зольникова
Познавательное развитие детей раннего возраста через ознакомление с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие детей раннего возраста через ознакомление с природой
План по самообразованию
воспитателя МБДОУ №4 Зольниковой Ольги Михайловны
Тема: Познавательное развитие детей раннего возраста через ознакомление с природой
Актуальность
Усвоения детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей – сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности.
Публикация «Познавательное развитие детей раннего возраста через ознакомление с природой» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы и подводить к осознанию связи и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.
Неотъемлемая часть умственного воспитания – сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.
Приучая наблюдать, то есть целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движения повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней.
Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.
В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире
Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут : комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба.
Цель:
Повысить собственный уровень знаний по теме" Познавательное развитие детей раннего возраста через ознакомление с природой ", путем самообразования.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Разработать перспективный план работы с детьми.
3. Создать предметно - развивающую среду в группе, использовать в работе ИКТ.
4. Реализация проектов по теме
5. Выступление с докладом об опыте работы по самообразованию на пед. совете.
6. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
7. Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Предполагаемый результат:
-владение инновационными пед. технологиями воспитания и обучения детей раннего возраста (познавательная деятельность).
-повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков профессионализма и творчества.
-развитие у детей творческих способностей, любознательности и любознательности, коммуникативных навыков, умения, привлечение к коллективному труду, поддержание познавательного интереса к происходящему в природе, формирование уважительного и заботливого отношения к ней.
Форма самообразования:
индивидуальная
Этапы работы:
1. Диагностический
Содержание работы: изучение методической литературы
Сроки: сентябрь 2017
Практическая деятельность: участие в районном методическом объединении (ранний возраст детей).
2. Прогностический
Содержание работы: определение целей и задач по теме, исследовательская работа в подгруппах (внедрение элементов выбранных технологий).
Сроки: учебный год.
Практическая деятельность:
участие в семинарах, районных метод. объединениях по раннему возрасту, прослушивание вебинаров дистанционно, публикации.
3. Практический
Содержание: внедрение опыта, корректировка
Сроки: учебный год.
Практическая деятельность: участие областных и районных конкурсах, областной экологической конференции, проведение открытого мероприятия, районного открытого мероприятия (РМО, издание буклетов, организация выставки рисунков, беседы и консультации с родителями, анкетирование, создание презентаций.
4. Обобщающий
Содержание: подведение итогов, оформление результатов, распространение опыта своей работы.
Сроки: сентябрь 2017- май 2018г.
Практическая деятельность: выступление на пед. совете с презентациями проектов, аналитического отчета, публикация на странице МААМ. RU
Учебно - методическая литература:
Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.
Л. М. Потапова детям о природе – экология в играх – Ярославль, 2003
Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» – Минск изд. центр Асар. 1999
Самые маленькие в детском саду. (Из опыта работы московских педагогов) / Авт. -сост. В. Сотникова. М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2005.
Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002.
6. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий – М. : Мозаика - Синтез, 2008.
План работы по познавательному развитию детей раннего возраста через ознакомление с миром природы 2017 - 2018 учебный год
Сентябрь
Экскурсия «Во лесок, на прудок». Дети, воспитатель
Экспериментирование «Сильный и слабый ветер». Дети, воспитатель
Проект «Желтые листочки». Дети, воспитатель
Октябрь
Открытый показ ООД «В гости к солнышку»
Ноябрь
Круглый стол «Большая игра». Изготовление дидактических игр совместно с родителями. Воспитатель, родители
Открытый показ ООД (РМО) " На помощь медвежонку"
Проект «Первый снежок». Дети, воспитатель, родители
Декабрь
Аттестация 1 категория
Театральное представление «Зимние шубки». Воспитатель, дети
Январь
Лепбук для детей раннего возраста «Домашние животные». Воспитатель
Февраль
Эксперименты «Познаем неживую природу». Дети, воспитатель
Март
Проект «За окошком солнышко, на окошке зернышко». Дети, воспитатель, родители
Апрель
Акция «Скворечник ждет птенцов». Воспитатель, родители, дети
Май
Изо выставка семейных рисунков «Весна проснулась!». Родители, воспитатель
Экскурсия "Встречаем лето". Дети, воспитатель