Ольга Федотова
Фотоотчет «Познавательное развитие детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетными направлениями по образовательной области «Познавательное развитие» в группе «Фантазёры» для детей среднего дошкольного возраста 4- 5 лет выступают развитие у детей познавательного интереса, формирование познавательной активности и творческой самостоятельности. Данный процесс происходит через мотивацию различных культурных практик познавательного развития дошкольников : свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, игра, конструирование из различных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство. При этом создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Задача педагогов – создать условия, в которых дети сами захотели бы взаимодействовать, выражать свои мысли, проявлять самостоятельность, инициативу, тем самым, раскрывая свой потенциал. В качестве одного из действенных способов познания выделяем детское экспериментирование.
Публикация «Фотоотчет „Познавательное развитие детей 4–5 лет“» размещена в разделах
Возрастные особенности детей 4-5 лет.
1. Начинает развиваться образное мышление, развивается способность к абстрактному мышлению. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для несложных задач. Строить по схеме, решать лабиринтные задачи. К пяти годам любознательность достигает наивысшего уровня. Дети активно задают вопросы познавательного характера из разных сфер жизни. (Как? Почему? Зачем) Высказывают простые предположения о результатах деятельности («Если сделать так, то получится так…»
2. Развивается воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумывать небольшую сказку (историю) на заданную тему.
3. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация может быть для его понимания сложной, но она вызывает интерес.
Организуемые взрослым опыты направлены на формирование у детей элементарных естественно – научных представлений, на развитие способности формулировать выводы.
4. Дети обладают элементарными математическими представлениями: выделяют в предметах цвет, форму, величину, могут группировать их по одному признаку. Умеют располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения. Сравнивают два предмета по величине способом приложения или наложения. Для детей этого возраста особенно характерно сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных круга из бумаги и семь белых кругов из бумаги и спросить: «Каких кругов больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
5. Ознакомление с окружающим миром: знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Природное окружение: развивать интерес к миру природы, к природным явлениям, поощрять любознательность и инициативу. Создавать условия для организации экспериментирования с природным материалом.
Зоны активности.
Зона экспериментирования. В ней есть оборудование для проведения опытно- экспериментальной деятельности, алгоритмы, журналы для фиксации хода и результатов проводимых опытов и экспериментов.
Зона познания. Это учебная зона, в которой находятся такие объекты, как световой стол – планшет, игровые поля «Алфавит», «Городок», прозрачная крышка для рисования, коврик – травка для сенсорных игр; игровые наборы: звери, насекомые, птицы, рыбы; развивающие дидактические игры, настольно – печатные игры; магнитная доска.
Зона природы. В ней находится календарь природы и календарь погоды, иллюстрации по временам года, настольно – печатные игры, необходимое оборудование для трудовой деятельности.
Зона книги. Книгохранилище, открытые стеллажи, подборка книг по различным темам, альбомы с иллюстрациями к художественным произведениям, альбом с изображениями детских писателей и поэтов; настольно – печатные игры, игры – лабиринты;
Познавательно – исследовательская деятельность характеризуется выраженностью интереса к решению поисковой проблемы, принятием поисковой задачи. В процессе исследования ребенок обследует предмет, соотнося с эталоном при выделении признаков и отражает в речи полученные знания.
Развитие познавательно – исследовательской деятельности реализуется по направлениям:
1. Сенсорное развитие. Совершенствование восприятия детей путем активного использования органов чувств.
2. Развитие познавательных действий. Формировать умение получать сведение о новом объекте в процессе его практического исследования. Развивать умение решать задачу, выполнив ряд последовательных действий в соответствии с алгоритмом. Помогать использовать планы, схемы, модели, предложенные взрослыми. Поощрять детей к составлению и использованию планов, схем, моделей.