Магомедова Мадина Джамалутдиновна
Познавательно-экспериментальная деятельность с песком
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе «Солнышко»
Познавательно- экспериментальная
деятельность с песком
«Волшебный песок»
Воспитатель: Магомедова М. Д.
25.03.2022г.
Цель: Закрепить знания детей о свойствах песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
-Развивать умение путем экспериментальной деятельности устанавливать причинно-следственные связи.
Публикация «Познавательно-экспериментальная деятельность с песком» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Темочки
-Развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук, воображения,
-Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
Задачи:
-Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы.
-Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка.
-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
-Побудить интерес к познавательной деятельности.
Образовательные задачи:
- Формировать представления детей о свойствах песка;
-Формировать навыки экспериментирования с песком;
- Обогащать тактильный опыт детей;
-Развивать кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- Развивать речевую активность, коммуникативные навыки, внимание, память;
Методы и приемы: словесные: (беседа, рассуждение,наглядные, практические,продуктивные.
Материалы и оборудование: Песок, фото и видео презентация о песке, стаканчики, ложечки, тарелочки, лупы, бутылочки с водой, игрушки зверей,весы, часы песочные,сухой цветной песок, лист А4 с контуром готового рисунка (набросок, кисточки на каждого ребенка с клеем.
Ход образовательной деятельности
1. Организационный момент.
Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их.
(дети приветствуют гостей).
Воспитатель. : Я предлагаю вам стать исследователями. Сегодня мы будем проводить опыты и эксперименты. А вот что будем исследовать, вам надо угадать.
2. Загадка о песке. (на проекторе)
….
3. Что там?
Воспитатель: Ребята, в этом загадочном ящике есть то, что нужно нам для занятия.
(Каждый ребенок, засунув руки под салфетку старается на ощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях).
Прослушав ответы детей, открывает ящик, показывает детям песок.
4. Беседа. Вопросы:
-Кто мне расскажет, Как появился песок? Его создал человек (ответы)
-Где и в каких местах может встречаться большое количество песка?
5. Рассказ воспитателя о песке. Какой бывает песок?
Песок может быть разноцветным (коричневым, желтым, белым и даже чёрным). Есть песок строительный, это то что сейчас перед нами. Если к нему добавить цемент и воду – получится раствор. Его используют при строительстве жилых домов.
Из песка делают наждачную бумагу, она нужна для того, чтобы сделать предмет ровным, гладким. Из песка делают стекло, оно необходимо при изготовлении окон. Еще песок мы можем наблюдать в песочных часах. При помощи них мы можем измерять время. Ребята, а что мы можем сделать из песка на пляже? Из песка лепят замки, рисуют песком.
Для чего, еще, используют песок?
- Песок используют для наполнения туалетов комнатных животных;
- Зимой песок работает во время гололеда на дорогах;
- Песок помогает тушить пожар;
- Песок является естественным фильтром воды
- В декоративных целях используют картины из песка;
- Во время пересадки комнатных растений песок добавляют в землю.
Итак, песок создал человек или он создан природой? Песок – природный материал. Повторить вместе с детьми.
6. Гимнастика для глаз
А пока сделаемгимнастику для глаз:
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
7. Эксперимент 1. «Лупа, на ощупь».
Воспитатель: Перед вами стоят подносы с песком. Теперь возьмите немного песка, потрогайте его, опишите, что вы ощущаете между пальцами?
Дети: Песок состоит из маленьких песчинок. (ответы детей)
Воспитатель: Возьмите, пожалуйста, лупы и рассмотрите песок. Из чего состоит песок?
(из маленьких песчинок, они отделены друг от друга, очень мелкие, круглой формы, полупрозрачные).
8. Опыт 2. «Растворяется или нет?»
Воспитатель: Наш следующий опыт, давайте проверим, растворяется ли песок в воде. (Один участник) возьми стакан с водой и положи туда 1-2 ложки песка. (Второй ребенок, помешай. Растворился ли песок в воде?
Дети: Нет, песок сел на дно стакана. Вывод: Песок не растворяется
9. Эксперимент 3. «Сухой и влажный песок».
Воспитатель: Повернитесь спиной!
(Дети отворачиваются).
Двое детей берут один мокрый песок другой сухой.
Воспитатель: Как вы думаете, не трогая песок можно сказать, где сухой, а где влажный?
(Ответы) Дети: Влажный песок - темно-желтого, сухой песок - светло-желтого цвета.
Вопросы: Песок он двигается, значит что он живой? Ответы детей ….
Воспитатель: А как вы думаете, какой песок сыпучий? А какой нет? Проверим?
Третий участник пересыпает мерной ложкой сухой и влажный песок на лист бумаги.
Дети: –Сухой песок –сыпучий.
Влажный –нет
10. Эксперимент 4.«Следы на песке»
Воспитатель: А как вы думаете, на каком песке можно оставить следы, а на каком нет? (два подноса с песком)
(Дать песочные игрушки, игрушки зверей и попробовать оставить от них следы)
Вывод: Следы остаются на влажном песке. Лепить можно из влажного песка.
(вытереть руки влажными салфетками)
Воспитатель: Ребята, учёные делают перерыв в своей работе, а потом с новыми идеями продолжают трудиться. Я вам тоже предлагаю отдохнуть. Выходите в центр зала. Представьте, что мы делаем разминку на песке.
11. Физминутка
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали.
Руки – вверх! Руки – вниз!
Влево, вправо потянись.
По песочку пробегись!
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонились вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.
12. Эксперимент 5. «Земля и песок. Где больше влаги?»
Почему не растут в пустыне растения или их очень мало?
Насыпать одинаковое кол-во земли и песка в стаканчики.
Налить одинаковое кол-во воды в стакан с землей и песком. Что произошло с водой, в каком стакане с землей или в стакане с песком, вниз ушла вода? (ответы детей) Выводы: песок не удерживает воду так как земля или глина.
13. Эксперимент № 6 «Тяжелый, легкий песок»
-Возьмите стаканчики в руки. Какой стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой? Давайте проверим – точнее вес можно определить с помощью весов.
На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого». Выводы: влажный песок тяжелее сухого.
14. Рисование песком
Ход эксперимента: звучит спокойная музыка.
Предложить клеящим карандашом или кисточкой с клеем обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать песок.
Стряхнуть лишний песок, посмотреть, что получилось.
Вывод :сухим песком можно рисовать.
Подведение итогов:
Песок состоит из песчинок.
Песчинки имеют разную форму, размер.
Песок может двигаться.
Песок используют в хозяйстве и в строительстве
Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки.
Песок не удерживает воду
Песком можно рисовать и т. д.