Наталья Василенко
Познавательно-творческий проект «Этот удивительный космос»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Восточный административный округ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1373»
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Этот загадочный космос»
Выполнил:
Воспитатель квалификационной категории
Василенко Наталья Николаевна
Москва, 2022г.
Познавательно-творческий проект «Этот загадочный космос» для детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Этот удивительный космос“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2022
Жизнь показывает, что космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди.
Юрий Алексеевич Гагарин
Паспорт проекта «Этот загадочный космос».
Тип проекта : познавательно-творческий.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность в виде игр-занятий; рассматривание картин и репродукций; слайд-шоу; чтение художественной литературы; дидактические и развивающие игры; подвижные игры; упражнения для самостоятельного рассуждения; видеоподборка материалов и фильмов «Звезды всегда рядом»; видеоэкскурсия - поездка в планетарий. Большая космическая библиотека» - в книжном уголке. Подготовка вопросов к викторинам: «Мы и Космос» «Наши соседи в космических галактиках» «Кто такие Инопланетяне?» «Почему Космос – Родина Земли?»; наблюдения.
Продолжительность проекта : средней продолжительности. Проект рассчитан на месяц.
Участники: дети 5-6 лет, родители, воспитатель, музыкальный руководитель.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ресурсное обеспечение: энциклопедическая, детская и методическая литература, фотографии, картины, настольно-печатные игры в группе; технические средства обучения музыкального, спортивного залов, групп.
Актуальность проекта заключается в том, что кругозор у детей ограничен, представления о Космосе бедны, знания «космической» темы однообразны, примитивны, ошибочны. Создатели популярных мультипликационных и художественных фильмов, производители современных детских игрушек, активно используют «околокосмическую» тему. Что, в свою очередь, искажает представления детей о реальности, о доступных их пониманию процессах и научных знаниях.
Цель проекта : создание благоприятных условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и её планетах, освоение космоса людьми.
Задачи проекта.
Образовательные: сформировать у детей элементарные знания о космосе и его многообразии. Рассказать о том, как люди мечтали и мечтают покорить космос и как эти мечты воплощаются в реальность. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лё тчиком-космонавтом Ю. А. Гагариным, другими героями-космонавтами.
Развивающие: расширять кругозор, развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать, любознательность.
Воспитательные: воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Ожидаемые конечные результаты реализации образовательного проекта.
Создание системы работы по познавательному развитию дошкольников в направлении «Ознакомление с миром Солнечной системы», способствующей формированию мышления и творческого воображения в процессе проектной деятельности.
Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о людях космических профессий.
Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОО.
Вовлечение родителей в образовательную деятельность детей.
Оформление тематической выставки детских работ.
Конкурс «Инопланетные формы жизни».
Тематическое развлечение, посвящённое Дню Космонавтики.
Повышение профессионального роста и мастерства педагогов.
Содержание деятельности и этапы реализации проекта «Этот загадочный космос».
1. Подбор литературы для оформления «Книжной полки», содержащая иллюстрации, рассказы, стихи, загадки, энциклопедическую информацию о космосе.
2. Подготовлены презентации о космосе, Солнечной системе, космонавтах.
3. Подобраны занятия по продуктивным видам деятельности на тему «Космос», соответствующие возрасту и усвоенным навыкам для детей старшего дошкольного возраста, подобраны тематические раскраски.
4. Дополнена картотека подвижных и дидактических «Космических игр».
5. Подготовлена подборка музыкальных произведений для слушания и заучивания.
6. Объявлен конкурс семейного творчества «Инопланетные формы жизни».
Практический этап проекта (ответственный — воспитатель группы) :
1. Познавательная деятельность.
Ознакомление с окружающим миром «Земля — наш дом во Вселенной». Цели: сформировать у детей понятие «космос», «космическое пространство»,подводить к пониманию того, что освоение космоса — ключ к решению многих проблем на Земле. Объяснить, что представляет собой Солнечная система; ввести понятия: «звёзды», «планеты», «кометы», «спутники», «Вселенная».
Просмотр видеопрезентаций «Космическое путешествие». Цель: систематизировать знания детей о космосе. Ввести в речь слова Вселенная, галактика, Млечный Путь; Солнечная система, планеты Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн; искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция; генеральный конструктор Сергей Павлович Королев и др.
Работа в книжном уголке. Рассматривание иллюстрации космического пространства (фотографии земли из космоса, картины А. Леонова, иллюстрации, полученные с использованием компьютерной графики, обсуждение с детьми этих иллюстраций. Книги о космосе и его покорении человеком.
Просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» режиссёр Р. Качанов. Цель: формировать интерес к художественным произведениям про космос, познакомить с героиней произведения К. Булычёва.
2. Коммуникативная деятельность
Вопросы к беседе: Как и когда люди узнали, что Земля имеет шарообразную форму? Что такое космос? Как называется планета, на которой мы живем? Как называется ближайшая к нам звезда? Что такое Солнечная система? Какие планеты Солнечной системы ты знаешь? Какая из них самая большая? Какую планету называют красной? Почему? (Эту планету древние римляне назвали в честь бога войны Марса.) Как ты думаешь, почему? Какая планета находится ближе всех к Солнцу? Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь? Какие созвездия нашего неба ты знаешь? Что такое метеориты? Какая звезда считается у моряков путеводной? Почему? Кто был первым космонавтом Земли? Когда впервые человек полетел в космос? Каких российских космонавтов ты знаешь? Ты хотел бы стать космонавтом? Почему? Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?
Цель: рассказать детям об изменениях представлении людей в прошлом о нашей планете; уточнить, закрепить, расширить представления детей о Земле, космическом пространстве, планетах солнечной системы, солнце, звёздах; рассказать о лунных экспедициях; уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит, как далеко находится, дать понимание о невозможности жизни без солнечной энергии и света; познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
Ситуативные разговоры «Съедобное - несъедобное, о питании космонавтов», «Почему космонавт должен быть здоровым?», «Зарядка в невесомости». Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, рассказать об особенностях жизнедеятельности на космической станции, о питании космонавтов, о необходимости делать зарядку.
3. Изобразительная деятельность
Рисование и раскрашивание «Раскраски о космосе». Цель: развивать цветовосприятие, умение подбирать цвета соответствующие изображаемому образу, аккуратность, самостоятельность; поддерживать интерес к изобразительной деятельности.
Рисование «Путь к звёздам». Цели. Учить детей рисованию цветными восковыми мелками по белому листу бумаги с последующим покрытием всего листа гуашью. Закреплять навыки работы с гуашью. Учить детей изображать звездное небо, его вид в безвоздушном пространстве. Учить детей изображать ракету в полете. Обучить детей приему набрызга. Учить детей продумывать композицию и содержание рисунка. Учить детей использовать пространство переднего и заднего плана. Учить детей передавать в рисунке характерные особенности космического корабля. Развивать навыки работы с кистью и красками, навыки тонирования бумаги, рисования кистью.
Рисование «Лунный пейзаж». Цели. Закреплять навыки создания фона с помощью рисования «по сырому». Закреплять навыки работы гуашевыми красками по цветному фону. Закреплять умение рисовать одним цветом по другому по мере высыхания. Развивать умение дополнять рисунок интересными и необходимыми деталями. Учить детей рисовать фигуру космонавта в скафандре. Учить детей передавать в рисунке характерные особенности космического корабля, лунохода, роботов. Учить детей использовать пространство переднего и заднего планов.
Аппликация с элементами рисования «Звёздный коллаж». Цели. Обучить детей новому для них способу рисования с помощью мыльных пузырей. Развивать навыки силуэтного вырезания. Обучать детей методам нетрадиционного рисования (метод отпечатывания). Развивать навыки симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам. Развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию.
Лепка «Весёлые инопланетяне». Цели. Развивать творческую фантазию детей, умение лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке. Учить детей размещать сделанные ими фигурки в общей композиции. Учить детей делать совместные поделки, согласовывая свои замыслы с замыслами других детей. Развивать навыки работы с пластилином, приемы раскатывания, растягивания, расплющивания, примазывания, различные способы соединения деталей поделки. Развивать мелкую моторику руки.
4. Конструктивная деятельность
Конструирование из строительного материала «Наш космический корабль». Цели. Учить детей делать постройки, используя бросовый материал. Учить находить интересные, необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей. Учить мыслить самостоятельно. Развивать творческое воображение детей. Учить работать коллективно: распределять между собой различные участки работы, получать удовольствие, радость от удавшейся совместной работы.
5. Чтение К. Булычев «Тайна третьей планеты», В. Медведев «Звездолет Брунька», В. Кащенко «Найди созвездия», В. Бороздин «Первый в космосе», П. Клушапцев «О чем рассказал телескоп», А. Леонов «Шаги над планетой». Цели: дать понимание, что для достижения цели человек должен трудиться, преодолевать трудности.
6. Игровая деятельность
Дидактические игры:
1.«Найди лишнее». Цель: развитие логического мышления (анализ и синтез); развитие умения проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному, существенному, признаку; развитие памяти.
2. «Укрась слово». Цель: развитие образного мышления, воображения, ассоциативного процесса.
3. «Дверная скважина». Цель: развитие зрительной памяти и пространственного мышления.
4. «Звук потерялся». Цель: развитие внимания, фонематического слуха.
5. «Разведчики». Цель: развитие наблюдательности, коммуникативности и организаторских способностей.
6. «Что изменилось?». Цель: тренировка наблюдательности, развитие зрительной памяти.
Сюжетно-ролевые игры «Космическая кухня», «Наш дом — МКС», «Космонавты на старт», «Будущие космонавты». Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем организовывать игру.
Подвижные игры: «Ждут нас быстрые ракеты», «Космонавты», «Ракетодром», «Невесомость». Цель: учить детей использовать разнообразные подвижные игры, способствующие развитию психофизических качеств, координации движений, умения ориентироваться в пространстве, развивать интерес к спортивным играм и упражнениям.
7. Музыкальная деятельность (ответственный — музыкальный руководитель).
Заучивание песни «Гагарин», автор слов и музыки А. Чугайкина. Разучивание песни о первом лётчике- космонавте, полетевшем в космос, Юрии Гагарине. Задачи: раскрытие образа песни средствами вокально-технических приёмов исполнения. Работа над дикцией, дыханием, интонацией и ритмом.
Танцевальная игра-импровизация «Звёздочки». Цели: развитие импровизационных способностей детей, коммуникативных навыков.
Подвижная игра с музыкальным сопровождением «Полёт-Венера-Посадка». Цель: развитие слухового внимания. Задачи: учить выполнять движения, в соответствии с командой, сразу после слов взрослого; ориентироваться в пространстве; учить не сталкиваться со сверстниками при движении.
Слушание «Мы в космос улетаем на работу», «На пыльных тропинках далёких планет», «И на Марсе будут яблони цвести». Цель: развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, ассоциативное мышление.
Обобщающе-результативный этап
— Выставка работ детского творчества.
— Награждение победителей творческого конкурса.
— Проведение итогового музыкально-развлекательного досуга посвященного Дню Космонавтики.
Вывод. В результате работы по проекту «Этот загадочный космос» у детей повысился познавательный интерес к космосу, желание активно его изучать; искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Проявилась инициатива в самостоятельных наблюдениях, опытах, рассуждениях по содержанию прочитанной литературы. Осознание того, что человек — часть природы, а природа эта часть космоса. Что будущее нашей планеты зависит от человека.
Проект обеспечил условия для формирования системы знаний по ознакомлению с Солнечной системой у дошкольников; привлёк родителей к активному сотрудничеству с ДОО.
Литература:
1. «Беседы о космосе». Методическое пособие. Авторы Е. А. Панникова, В. В. Инкина. Москва, 2011.
2. «Всё обо всём» («Космос»). Научно-популярное издание. Автор Михаэль Бул, перевод с немецкого Г. Яшиной. Москва-Астрель, 2007
3. «Моя первая книга о космосе». Автор К. А. Порцевский. Москва «РОСМЭН»,2008.
4. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. Мозаика-Синтез, 2012.
5. «Расскажите детям о космосе».(Карточки для занятий в ДОО).
6. «СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей hhh ://vk.com/club_ sunduk_ru
7. Скоролупова О. А. «Покорение космоса».-2-е изд. – М:ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2009
8. Увлекательная астрономия/Елена Качур; ил. Анастасии Балатенешывой и Анастасии Холодиловой. —2- е изд. — М. :Манн, Иванов и Фербер,2016.
9. Юрий Гагарин/ А. И. Мовиж-Монтвид; ил. М. М. Салтыкова. — М. :Издательство АСТ, 2015.