Марина Ивлева
Познавательно-творческий проект в старшей группе «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательный, творческий, игровой.
Продолжительность: краткосрочный (январь)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Актуальность темы: Какая прекрасная пора — зима! Закружило, завьюжило. Морозы сковали водоёмы. Застыли деревья в белоснежной бахроме. Кусается морозный воздух. Снежный покров надёжно укрыл землю. Вот и пришла белоснежная красавица зима - любимая пора детей. Катание на санках, лыжах, коньках, лепка из снега крепости, снеговиков. Одной из главных задач современного дошкольного воспитания является снижение риска заболеваемости детей наиболее распространенными простудными заболеваниями, главный акцент - закаливание детского организма. Пребывание детей на свежем воздухе, имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания. Правильно организованная прогулка в полной мере удовлетворяет потребность детей в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим, новых ярких впечатлений, свободных активных движений в игре. Организовать прогулки так, чтобы они были интересными и полезными, поможет проект «Веселимся на полянке — я, зима и санки».
Публикация «Познавательно-творческий проект в старшей группе „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Зимние забавы и игры
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Поэтому, было решено приложить усилия для того, чтобы подобрать весь необходимый материал по данной теме, привлечь к этому родителей, и совместными усилиями сделать незабываемой нашу зиму.
Цель проекта : Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни и потребности в разнообразной самостоятельной двигательной деятельности на воздухе.
Задачи проекта :
- продолжать знакомить с зимними видами спорта;
- обогащать знания детей о безопасном поведении зимой;
- развивать у детей физические качества: ловкость, быстроту, выносливость;
- развивать у детей умение работать в коллективе.
Участие родителей в реализации проекта : совместное с детьми разучивание стихотворений, загадок о зиме, зимних забавах, беседы.
План реализации проекта :
1. Беседа «Зимние виды спорта», «Как обезопасить себя во время катания на санках, ватрушках, коньках», «Почему я люблю зимнее время года?»
2. Составление творческих рассказов «Любимые зимние забавы».
3. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».
4. Конспект НОД по познавательному развитию «Зима. Зимние забавы».
5. Конспект НОД по рисованию «Весело качусь я под гору в сугроб», «Волшебные снежинки», раскраски по теме.
6. Конспект НОД по аппликации «Снеговики в шапочках и шарфиках»,
«Заснежиный дом», коллективная аппликация «Зима в природе», работа в парах «Зимние забавы», «Зимние виды спорта»
7. Конструирование из бумаги «Наш весёлый Снеговик» .
8. Чтение Н. Носов «На горке», В. Шипунова «Модный снеговик», И. Гурина «Новогодние забавы», И. Гурина «Снеговик», А. Введенский «На лыжах», А. Бродского «Снежная баба», Н. Сладков «Во льдах».
9. Подвижные игры: «Снежки», «Снеговик», «Зимние забавы», «Зима пришла», «Мороз-Красный нос».
10. Дидактические игры: «Назови виды спорта», «Что лишнее?», «Найди фрагмент», «Собери снеговика», «Наоборот», Игра-инсценировка русской народной сказки «Рукавичка».
11. Пальчиковые гимнастики: «Прогулка», «Зимние забавы», «Спортсмены», «Снежок».
12. Физкультминутки: «Конькобежный спорт», «Зима», «Снежная баба».
13. Просмотр мультфильма «Снежные дорожки», «Приходи на каток», «Озорная семейка. Зимние спортивные серии», «Шайбу. Шайбу».
14. Консультации для родителей: «Зимние игры и забавы», «Зимние забавы активный отдых в семье». Оформление памятки «Зимние забавы и безопасность»
Предполагаемый результат:
Таким образом, внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс поможет обеспечить развитие у детей любознательности. Дети овладеют достаточным уровнем двигательной активности согласно возрасту.
Воспитанники ознакомятся с новыми разнообразными играми и упражнениями на воздухе. Освоят изготовление снежных комков, лепку снеговика. Полученный двигательный опыт позволит избежать несчастных случаев. Повысится двигательная самостоятельность, общая выносливость, надеемся, что снизится заболеваемость детей.
Стратегия осуществления проектной деятельности :
Данный проект осуществляется в рамках старшей группы МБДОУ детский сад «Теремок», в совместной деятельности педагогов и детей.
Продукт проектной деятельности : Совместное творчество, игры, наблюдения, рекомендации для родителей.
Презентация проекта : Развлечение «Веселая зима».
Приложения к проекту «Зима. Зимние забавы».
Беседа «Зимние виды спорта».
Задачи:
- уточнить знания детей о зимних видах спорта;
- пробудить интерес к физической культуре и спорту;
- формировать у детей потребность в двигательной активности;
- дать представления о важности, пользе занятиями спортом для здоровья.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам стихотворение. А вы послушайте внимательно и мне скажите про что оно.
Мы зиму ждали не напрасно:
Морозным днем под небом ясным,
Все будущие чемпионы,
Торопятся на стадионы.
И для тебя, и для меня,
Уже проложена лыжня.
Давно наточены коньки,
Блестят залитые катки.
Флажки видны на склонах снова -
К соревнованьям все готово.
Вот шайба, санки, клюшка, шлем -
Что для чего здесь - ясно всем.
Ведь знает про бобслей, шорт-трек
Сегодня каждый человек.
И вновь спешит к ледовым трассам
Болельщиков веселых масса.
Они с невиданным азартом,
Поддержат каждого на старте.
«Давай!», «Нажми!», «Еще быстрее!»-
Так громко все вокруг болеют,
Будто румяная зима,
Вдруг встала на коньки сама!
Воспитатель: Ну, что догадались, о чем мы с вами будем говорить? (Ответы детей). - Да, о зимних видах спорта. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье. Если регулярно заниматься спортом и физкультурой, то будешь меньше болеть. Зимние виды спорта - это такие виды спорта, занятия которыми возможны, как правило, только в холодное время года. Все зимние виды спорта можно разделить на две группы : виды спорта, проводимые на снегу и виды спорта, проводимые на льду. Как называют людей, которые занимаются спортом? (спортсменами).
- А вы, хотите стать спортсменами? (Да)
- Давайте поиграем.
Подвижная игра «Спортсмены».
По сигналу «Бегом» дети легко бегают по площадке, по сигналу «Стоп» останавливаются и принимают позу, по которой можно определить, каким видом спорта занимаются спортсмены. Один ребенок, назначенный ведущим, пытается угадать вид спорта. Кто пошевелится, выбывает из игры.
Воспитатель: Ребята, а какими видами спорта вы хотели бы заниматься? (Ответы детей). Сейчас проверим, хорошо вы знаете зимние виды спорта.
1. Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)
2. Две полоски на снегу,
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)
3. На льду танцует наш артист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется … (Фигурное катание)
4. И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют,
Очень просто:. (Биатлон)
5. Посмотрите: лыжник мчится,
А потом летит как птица,
Совершив прыжок с вершин.
А помог ему. (Трамплин)
6. Мчаться вниз по снежным склонам –
Очень мужественный спорт!
А поможет чемпионам,
В этом спорте. (Сноуборд)
7. Вопрос не лёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях,
По жёлобу съезжают? (Бобслей)
Воспитатель: Молодцы, угадали все загадки. А теперь поиграем.
Игра «Кто что делает?»
Ходит на лыжах – лыжник, лыжница.
Бегает на коньках – конькобежец, конькобежка.
Играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка.
Занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка.
Ходит на лыжах и стреляет по мишени – биатлонист, биатлонистка.
Спускается по ледяному желобу в бобе – бобслеист, бобслеистка.
Прыгает на сноуборде – сноубордист, сноубордистка.
Физкультминутка «Конькобежный спорт»
На коньках стоять умеем,
И на ноги их оденем,
(шагаем на месте, одеваем коньки)
Приготовимся – Вперед!
Совершаем мы полет.
(согнули спину, присели на полусогнутых)
Плавно ноги мы разводим,
Быстро двигаемся, сводим,
(нога и рука вправо)
Руки тоже за ногами
Быстро двигаются сами.
(нога и рука влево)
Мы на льду быстрее всех,
Впереди нас ждет успех!
(маршируем, хлопки перед грудью)
Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу про распространенные зимние виды спорта для детей.
Многие виды зимнего спорта относятся к экстремальным. Это, например, горные лыжи, сноуборд или натурбан. Детям дошкольного возраста детского сада наиболее подходят виды, не связанные с большим риском травматичности - лыжи, санки или коньки (хоккей и фигурное катание). Хоккей вообще-то также достаточно травмоопасная игра, однако его не относят к экстремальным видам спорта.
Лыжами могут заниматься дети, начиная с 5-6 лет. Тренировки обычно проводятся на свежем воздухе, их можно организовать недалеко за городом, на природе. Также полезно малышам, заниматься санным спортом. Любой спорт полезный, повышает выносливость.
Дальше наша дружба со спортом будет продолжаться.
•Давайте ещё раз повторим, что нужно делать, чтобы быть здоровым, красивым, крепким, бодрым? (заниматься спортом)
•Как называются люди, занимающиеся спортом? (спортсмены)
• Предлагаю запомнить поговорки о спорте:
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете зимние виды спорта, и надеюсь, будете ими заниматься. А знаете вы, что нужно делать, чтобы стать спортсменом? Больше гулять, заниматься спортом, быть такими же сильными, ловкими, быстрыми и, конечно же, здоровыми.
Беседа «Как обезопасить себя во время катания на санках, ватрушках, коньках».
Цель:
- формирование у детей представления о правилах безопасного поведения во время катания на санках, ватрушках, коньках.
Воспитатель: Вот и наступила зима, много выпало снега. Все взяли ватрушки, санки и коньки и вышли на снежные горки и катки. У зимних забав две стороны. Они могут принести не только радость, но и тяжелые травмы. Очень часто невинное развлечение заканчивается посещением травматологического пункта и даже госпитализацией. Идете на каток – соблюдайте правила безопасности! Вот некоторые из них.
- Если катаетесь часто, то лучше приобрести коньки, а не брать их в прокате. Они должны быть удобными и нигде не жать, не давить. Если нога будет свободно, то будете часто падать. Шнуровка должна быть крепкой, чтобы вы чувствовали себя, как можно более уверенно.
Одежду тоже нужно подобрать правильно. Она должна быть теплой, но не тяжелой. Если вы новичок, не забудьте надеть штаны потолще – падать в них не так больно. Вообще, падения – тема для отдельного разговора. Приземляться нужно уметь правильно.
- Если чувствуете, что вот-вот упадете, то попытайтесь на бок или хотя бы вперед «рыбкой», – советуют опытные конькобежцы.
- Если рядом с вами катаются другие люди, то постарайтесь упасть так, чтобы лезвия ваших коньков не были направлены в их сторону. В противном случае вы можете задеть их и поранить. На скорости лезвия могут нанести глубокую рану за счет своей остроты.
- Детям не следует ходить на каток одним. Кто-то всегда должен быть рядом, чтобы в случае несчастья, было кого позвать на помощь.
Физкультминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель:Ещё одна зимняя забава катание на «ватрушках». Кататься на них любят не только дети, но и взрослые. Увы, это один из самых травмоопасных видов зимнего отдыха. «Ватрушки» развивают высокую скорость и могут закрутиться вокруг своей оси. Они абсолютно неуправляемые. Самое досадное, что они не оборудованы тормозным устройством. Есть несколько правил, как обезопасить себя во время спуска на «ватрушке».
- Кататься на «ватрушках» необходимо в строго отведенном для этого месте, а перед спуском проверять, чтобы на пути не было других катающихся.
- В процессе самого катания рекомендуется держаться за специальные ремни, расположенные по бокам.
- Не прикреплять «ватрушки» друг к другу «паровозиком» : иначе они могут перевернуться.
Подвижная игра «Пришла зима».
Задача участников этой игры — быстро и четко показывать то, что говорит ведущий. Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: «Пришла зима» — все прыгают на месте. По команде «Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх. Команда «Завыла вьюга» — все бегут по кругу.
По сигналу ведущего «Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах. «Намела метель сугробов» — все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками. Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры.
Воспитатель: Санки не так опасны, как «ватрушки». Но тем не менее. Катание на них – развлечение преимущественно детское.
Во-первых, нужно правильно одеться. Лучше всего подойдут «дутые» сантипоновые куртки и штаны. Они не позволят сильно вспотеть и в случае падения максимально смягчат удар.
Во-вторых, обратите внимание на съезд. Он должен быть плавным и выходить в место без деревьев, заборов, пешеходных тротуаров, автомобильных дорог и прочих препятствий.
- Дети любят придумывать необычные способы катания на санках. Например, лежа на животе, стоя на ногах или на коленях, сидя против движения. Делать так категорически запрещается. Приветствуется только традиционное катание. Но все же если столкновение неизбежно, лучше выпрыгнуть из санок и правильно упасть. Падать лучше на бок с перекатом на спину. Подбородок надо прижать к груди.
Игра «Что лишнее?»
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д., сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход: Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько парных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?»
Воспитатель: Еще есть несколько нехитрых правил для безопасного катания на лыжах.
- Лыжи должны быть подобраны по росту лыжника и находиться в исправном состоянии.
- Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.
- Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной.
- При спусках не выставляйте лыжные палки вперед.
Воспитатель: Ребята, ели вы будете соблюдать все правила, то вам обеспечены радостные, веселые прогулки на свежем воздухе.
Конспект НОД по познавательному развитию «Зима. Зимние забавы».
Задачи:
- расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки);
- расширять и активизировать словарный запас;
- расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;
- воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о зиме, зимних забавах.
Пришла зима веселая,
С коньками и салазками.
С лыжнею, припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной,
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая,
Подольше не кончается! (И. Черницкая)
Воспитатель: Про какое время года было стихотворение? (зиму)
- Какая погода может быть зимой?
- Ребята, расскажите, за что вы любите зиму? (ответы детей)
- Скажите, как вы понимаете слово «забавы»?
С наступлением зимы становится все холодней, приходят морозы. Почти всегда зимой небо покрывают облака, которые приносят уже не дождь, а снег. Он покрывает землю, ветки деревьев, крыши домов. Мороз сковывает льдом озера, реки, ручьи. Это происходит потому, что солнце в это время года находится низко над землей и не прогревает землю.
Дидактическая игра «Да и нет».
Воспитатель предлагает детям фразы, а дети определяют, бывает это зимой или нет: Зимой идет снег. Зимой люди купаются в реке. Зимой прилетают снегири. Зимой летают бабочки. Зимой люди надевают теплые шапки, варежки, шубы. Зимой солнце греет. И так далее.
Воспитатель: В снегопад, при тихой безветренной погоде, из облаков на землю падают, точно маленькие парашютики, снежинки. Подставив варежку, можно поймать снежинку и полюбоваться ее узором. Кажется, что каждая снежинка не похожа на другие, но ученые сумели выделить несколько основных форм снежинок. Им даже дали названия: звезда, пластинка, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка. Форма снежинок зависит от погоды. В безветренный морозный день снежинки падают медленно. Они крупные, блестящие, похожие на звездочки. Снежинки падают по одной, поэтому их легко рассмотреть. При слабом морозе снежинки похожи на снежные шарики – «снежная крупа». А при сильном ветре идет «снежная пыль», так как ветер обламывает у снежинок лучи и грани. Когда нет мороза, падая на землю, снежинки прилепляются друг к другу и образуют «снежные хлопья». Они крупные и напоминают кусочки ваты.
Дыхательные упражнения.
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок.
Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
- Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаю снежинки)
- А вы умеете правильно дуть? Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок).
-Вот какие красивые снежинки. Давайте рассмотрим их получше. Каждая из них неповторима. Давайте мы подберем красивые слова для снежинок. Какие снежинки? (Серебристые, маленькие, воздушные, сверкающие, кружевные, белоснежные, холодные, блестящие).
Воспитатель: Для всей ребятни зима - это неутомимый праздник и веселье! Когда как не зимой можно поиграть в снежки, слепить самую лучшую в своей жизни снежную бабу или снеговика.
- Из какого снега можно слепить снеговика? (Из липкого).
- А почему не из рассыпчатого?
Игра «Собери снеговика».
Используя геометрические фигуры нужно изобразить снеговика.
Воспитатель: Зима прекрасное время для веселых подвижных игр на свежем морозном воздухе, к которым относится и катание со снежных (ледяных) горок, катание на коньках. Можно получить большое удовольствие от этого развлекательного вида отдыха, необходимо лишь соблюдать определенные правила и требования. Зимние игры не обходятся без падений, поэтому, необходимо научить правильно, падать.
Подвижная игра «Что нам нравится зимой?»
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Белые полянки. Развести руки в стороны.
И на горке снеговой, Поднять руки вверх, показать «горку».
Лыжи или санки. Ходьба лыжника.
Что нам нравится зимой? Хлопки
Мягкие сугробы, Показать сугробы.
Чтоб копаться день – деньской. Имитировать копание снега лопатой
Крепость делать чтобы. Лепить снежки
Что нам нравится зимой? Хлопки.
Потеплей одеться, Имитировать одевание одежды.
В шубке тёплой меховой, Похлопать ладошками по одежде.
На морозе греться (2 р.) Прыжки.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня были активными и внимательными на занятии. Молодцы! А вам понравилось? Что вам понравилось больше всего? Ну, что вы скажите про зиму?
Конспект занятия по аппликации в старшей группе
Тема: «Зимние забавы» (работа в парах)
Цель: Закреплять приём обрывания (сугробы и снег); навыки вырезания по кругу; умение аккуратно обращаться с ножницами.
Задачи: Развивать творческую активность детей, художественный вкус, фантазию при создании композиции. Учить детей работать в парах, договариваться кто какую операцию выполняет. Воспитывать стремление доставлять себе и другим радость от работы.
Материалы и оборудования: ножницы, клей, белая бумага, цветная бумага.
Предварительная работа: проведение занятия по ознакомлению с окружающим «Зимние забавы», рекомендация для родителей «Зимние игры и забавы», поручить родителям и детям дома раскрасить и вырезать картинки с зимними забавами для аппликации, во вторую половину дня подготовить «снег из белой бумаги» (порвать на мелкие кусочки.)
Ход занятия
1. Организационный момент
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо,
падает ложится.
2. Беседа
Воспитатель: Какое время года описал поэт?
Кто из вас любит это время года, и за что? (ответ детей)
Да ребята вы уже много знаете о зимних забавах. Я вам предлагаю поиграть.
3. Игра «Закончи предложение»
Кататься на …
Зимой играть в …
4. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика
Снег, снег, белый снег
Засыпает он нас всех
Мы на саночки садимся, и под горку быстро мчимся.
Мы из снега ком слепили, потом бабу смастерили.
5. Объяснение выполнения работы
Сегодня мы будем работать в парах. Кто скажет- это как? Давайте посмотрим какую работу вы будете выполнять в паре. Посмотрите на сваю заготовку и на мою готовую работу. Что нужно сделать, чтобы у вас получилось как у меня (ответ детей) Сначала нужно вырезать ёлки, каток, Дети которые катаются на различных предметах у вас уже есть. Вы их подготовили с родителями дома. Потом все разлаживаем и, смотрим какой будет готовы вариант. Далее наклеиваем ёлки на линии горизонта, на горизонт наклеиваем кусочки бумаги, чтобы ёлки стояли в снегу. Затем каток, Потом горку и вокруг катка нужно засыпать снегом. Кусочки белой бумаги нужно стараться наклеивать близко друг другу, чтоб наша горка была настоящей. Клей наносим равномерно. Последнее что мы наклеиваем, это детей.
6. Практическая работа
7. Выставка работ.