Бобылева Анна Александровна
Познавательно-творческий проект «Путешествие по городам России»
▼ Скачать +Заказ
Познавательно-творческий проект
Дошкольный возраст – это время, когда закладывается фундамент воспитания ребенка как личности, когда определяется устойчивое представление о добре и зле, усваиваются правила нравственности и нормы поведения, проявляется собственная воля и характер, выстраиваются взаимоотношения с родителями, друзьями, с окружающими людьми, раскрывается качественное своеобразие творческой индивидуальности ребенка.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Путешествие по городам России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Воспитание нового гражданина нужно начинать с самых ранних лет. Чем раньше в сознании ребенка будет поселено чувство гордости за свое Отечество, чем раньше он приобщится к культурно-историческим и национальным традициям, познакомится со страницами истории своей Родины, узнает о создании своими предками Российского государства, тем успешнее будет идти его развитие как гражданина в дальнейшем.
Понятие «Родина» имеет несколько значений: это великая держава с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос. Человек с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре своей малой родины, к быту своего народа.
Любой край, область, даже небольшое село имеют своеобразие и неповторимость. Однако мало любить родную землю, необходимо знать ее историю и культуру, иметь стремление к ее защите и улучшению.
Все это, способствует не только воспитанию, но и гражданскому становлению личности, освоению общечеловеческих ценностей.
Таким образом, проблема патриотического воспитания на материале ознакомления с родной страной сегодня одна из наиболее актуальных.
В связи с этим можно сделать вывод, что работу по патриотическому воспитанию нужно начинать в дошкольном возрасте, проводить эту работу в определённой системе с учётом культурных, исторических традиций, осуществляя тесный контакт с семьями воспитанников, используя разнообразные формы работы.
В ходе беседы выяснилось, что дети хорошо знакомы с родным городом, но у них недостаточно знаний о других многочисленных городах России. Каждый регион России уникален – своей историей, традициями, природными и рукотворными памятниками. Возникла идея для проведения данного проекта. Захотелось рассказать детям о красивых и интересных достопримечательностях нашей Родины, познакомить с особенностями быта, национальной кухней, знаменитыми людьми.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа).
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – март).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: Способствовать развитию у детей патриотических чувств; развивать познавательную активность.
Задачи:
- Познакомить детей с некоторыми городами России и их достопримечательностями;
- формировать понятие «Родина»;
- развивать навыки партнерства и сотрудничества;
- упражнять в передаче своих впечатлений в продуктивном творчестве;
- воспитывать чувство гордости за свою страну, патриотические чувства, интерес к традициям своего народа;
- формировать у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.
Предполагаемый результат.
Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.
Для детей:
- дети испытывают гордость за свою страну, интересуются историей Родины;
- знают достопримечательности некоторых городов, умеют рассказать о них;
- знают традиции родного народа, символику России и некоторых городов, рассказывают о разнообразии природы России;
- дети могут анализировать информацию в силу возрастных и индивидуальных
способностей, готовить небольшие сообщения, задавать вопросы, отвечать на вопросы сверстников и взрослых;
- повышение познавательного интереса среди детей к городам России.
Для педагогов:
-самореализация, повышение творческого потенциала;
- самообразование.
Для родителей:
- вовлечение родителей в образовательный процесс для установления более тесного сотрудничества;
- понимание важности воспитания патриотических чувств в дошкольном возрасте.
Продукт проектной деятельности:
детские работы, тематические уголки, самодельные карты, интерактивные игры, мини-музеи народных промыслов, коллекционирование магнитов, открыток, создание библиотеки книг по теме, сценарии итоговых мероприятий.
В основу проекта легли следующие принципы:
- учет возрастных, индивидуальных особенностей детей при отборе содержания, темы, задач воспитания и обучения;
- принцип доступности и занимательности материала;
-принцип сотрудничества взрослого с детьми;
- выражение инициативы, самостоятельности, активности, личный вклад в проект.
Формы реализации проекта:
- беседы по теме;
- рассматривание иллюстраций, картин;
- знакомство с творчеством знаменитых людей изучаемого края;
- знакомство с предметами народного творчества;
- виртуальные экскурсии;
- совместная творческая деятельность;
- организация выставок творческих работ детей;
- разучивание русских народных игр, стихов;
- чтение художественных произведений.
Этапы проекта.
I. Подготовительный.
Разработка содержания проекта. Определение проблемы. Постановка целей и задач. Сбор информации, литературы, дополнительного материала. Подбор материалов для продуктивной деятельности. Составление плана работы.
II. Основной.
План реализации основного этапа проекта.
Сентябрь «Наша Родина – Россия»
Беседы:
- «Моя Родина – Россия»;
- «Большие и малые города России»;
- «Что я знаю о своей стране»,
- «Как узнать о том, что интересного есть в других городах»;
- «Символы нашего государства»;
- «Мой родной город».
Рассматривание. Карта России; скретч – карта России; глобус; атлас России «Наша Родина - Россия».
- Использование наглядных пособий, репродукций картин, иллюстраций в книгах, фотографий и открыток.
Книга Н. Андриановой «Россия для детей»
Чтение: З. Александрова «Родина»; М. Исаковский «Поезжай за моря океаны»; Н. Волкова, В. Волков «Кремль сердце Москвы»
Лепка: Флаг России
Слушание: гимн Р. Ф., песни о России.
Работа с родителями
Помощь в приобретении скретч-карты России;
Оповещение родителей о начале проекта.
Выставка фотографий «Наши летние путешествия».
Октябрь «Москва – столица нашей Родины»
Видеотека:
«Прогулка по Красной площади»; «Гимн России на Спасской башне»; заставка о Москве из цикла мультфильмов «Гора самоцветов», мультфильм «Егорий Храбрый».
Познавательная передача для детей «Путешествуй с нами» (Царь-колокол, царь-пушка).
Чтение: «Необычные дома Москвы», Ю. Егорова; отрывки из книги Л. Скрыпник «Минин и Пожарский»;
Работа над пословицами
- Вся Российская земля начинается с Кремля.
- Кто в Москве не бывал, тот красоты не видал.
- Москва – всем столицам голова.
- Кремлем в столице народ гордится.
Конструирование:
Пазл из бумаги «Спасская башня»; из различных видов конструктора «Кремлевские башни».
Беседы:
«Кремль – сердце Москвы», «Спасская башня Московского Кремля», «Красная площадь», «Покровитель Москвы – Святой Георгий», «Большой театр».
Рассматривание: «Герб Москвы», банкнота номиналом 100 рублей; Энциклопедия - раскладушка «Москва. Как все устроено» Волков В., Н. Волкова; Е. Логунова, А. Голубев «Буквальные столицы. Москва»; А. Голубев «Карты России» (Москва, Московская область) .
Рисование, раскрашивание по теме.
Дегустация конфет «Красный октябрь».
Работа со скретч – картой России
Итоговое мероприятие:
Викторина «Знатоки Москвы»
Работа с родителями
Помощь в сборе коллекции магнитов, открыток по теме.
Беседы с детьми о Москве.
Отчет для родителей о проведенной работе.
Ноябрь «Моя малая Родина – Рязанская земля»
Видеотека: «Сказ о Евпатии Коловрате»; «Мещера» (Олег Буцкий); «Работа гончара».
Чтение:
Работа над поговорками: «Мужик - косопузый», «А у нас в Рязани – грибы с глазами»; Чтение сказок из сборника «Рязанские сказки» (из сборника сказок И. А. Худякова); «Легенда о Мещере».
Беседы:
Рассказ воспитателя о татаро-монгольском иге; «Мещера – лесной и озерный край Рязанской области»; «Экскурсия в музей скопинской керамики»; «Рязанский поэт – С. А. Есенин»; «Циолковский. Путь к звездам», «Рязанский Кремль».
Выставка: «Скопинская керамика»; создание тематического уголка.
Рассматривание: «Герб Рязани», открытки «Рязанский Кремль», «Рязанский народный костюм», «На родине С. А. Есенина», книга «По обычаю дедову» (экспозиция Певческого корпуса Рязанского Кремля, иллюстрации растений и животных Рязанской области, занесенных в Красную книгу; А. Голубев «Карты России» (Рязанская область) .
Работа со скретч – картой России
Итоговое мероприятие:
Создание коллажа «Моя малая Родина Рязанская земля!» Беседа «О чем нам может рассказать коллаж Моя малая Родина Рязанская земля?»
Сотрудничество с городской детской библиотекой №1.
Книга «Сказки Рязанского края»
Работа с родителями
Помощь в подготовке детей к участию в областном литературно-творческом конкурсе «По следам Рязанской сказки».
Помощь в сборе коллекции магнитов, открыток по теме.
Помощь в оформлении тематического уголка.
Отчет для родителей о проведенной работе.
Ноябрь-Декабрь «Тула – стальная душа, пряничное сердце»
Видеотека: «Как делают печатные пряники»; мультфильм «Петрушка и тульский пряник»; заставка из цикла мультфильмов «Гора самоцветов» (Тула); «Про самовар» (из цикла народные промыслы России); «Тульский музей оружия».
Чтение: рассказы Л. Н. Толстого «Косточка», «Девочки и грибы», «Филлипок», «Пожар»; Загадки о тульских символах, пословица «В Тулу со своим самоваром не ездят».
Конструирование: башни Тульского Кремля из разных видов конструктора, из песка.
Беседы: «Старшая сестра Москвы», «Кремлевские улицы», «Башни Тульского Кремля», «Ясная Поляна», «Филимоновские свистульки».
Выставка: Тематический уголок, книги Л. Н. Толстого в книжном уголке.
Рассматривание: «Герб Тулы», открытки «Тульская игрушка», «Тульские самовары», «Филимоновская игрушка», «Тула»; А. Голубев «Карты России» (Тульская область) .
Выставка творческих работ детей: «Самовары», «Укрась пряник».
Дегустация тульского пряника
Д. и. : «Из чего сделана начинка?»
Рисование по клеточкам «Самовар».
Слушание: «Гимн Туле»
Работа со скретч – картой России.
Итоговое мероприятие:
Итоговое занятие с использованием интерактивной игры.
Работа с родителями
Видеоролик для родителей «По следам проекта».
Разучивание с детьми стихотворений о Туле.
Выставка детско-родительских работ по теме. Видеоролик для родителей «Читаем стихи про Тулу».
Помощь в организации книжной выставки, посвященной творчеству Л. Н. Толстого.
Помощь в сборе коллекции магнитов, открыток по теме.
Отчет для родителей о проведенной работе.
Декабрь «Санкт – Петербург – город на Неве»
Видеотека: Мультфильм из цикла «Гора самоцветов» «Петр и Петруша»; заставка о городе; «Куранты Петропавловского собора играют гимн»; «Город с высоты птичьего полета», «Часы Павлин».
Чтение: Д. Арсеньева «Пешком по Невскому».
Конструирование: «Строим мосты» из различных видов конструктора; пластилинография «Герб Санкт – Петербурга»; техника обрывной аппликации «Памятник Петру I»; пазл объемный «Петропавловский собор», набережная реки Невы (коллективное конструирование из бумаги).
Создание «Азбуки Санкт-Петербурга».
Беседы: «Основание Петербурга», «Нева. Наводнения», «Невский проспект», «Адмиралтейство», «Главный собор», «Петропавловская крепость», «Зимний дворец», «Медный всадник», «Дворцовая площадь».
Выставка: тематический уголок.
Рассматривание: «Герб Санкт – Петербурга», открытки «Санкт – Петербург», иллюстрации в книгах Н. А. Гурьева «Детям об архитектуре Санкт - Петербурга», Е. Логунова, А. Голубев «Буквальные столицы. Санкт - Петербург»; А. Голубев «Карты России» (Санкт - Петербург, Ленинградская область).
Выставка творческих работ детей: «Достопримечательности Санкт-Петербурга».
Работа со скретч – картой России
Д. и. : «Чья тень?»
Итоговое мероприятие:
Квест игра по книге «Приключения мышонка Недо в Санкт - Петербурге».
Работа с родителями
Видеоролик для родителей о том, как проходил тематический период «Город на Неве»
Помощь в сборе коллекции магнитов, открыток по теме.
Отчет для родителей о проведенной работе.
Январь - Февраль «Архангельск – город у Белого моря»
Видеотека: Мультфильм из цикла «Гора самоцветов» об Архангельске; «Налим Малиныч» (по сказке Степана Писахова); «Как делают Каргопольскую игрушку», «О М. Ломоносове».
Чтение: сборник сказок Дениса Макурина «Поморская окутка».
Конструирование: Северные пряники «Козули».
Чаепитие с пряниками и вареньем из морошки.
Беседы: «История основания города», «Архангел Михаил», «Первый порт России», «Новодвинская крепость», «Северный морской путь», «Северная ягода морошка», «Северное сияние», «Знаменитый сказочник северных краев Степан Писахов».
Выставка: тематический уголок.
Рассматривание: «Герб Архангельска», денежная купюра номиналом 500 рублей, рождественские северные пряники; А. Голубев «Карты России» (Архангельская область) .
Выставка творческих работ детей: «Каргопольская игрушка».
Работа с скретч – картой России
П. и. : русская народная игра архангельского края «Тетера».
Слушание: архангельские народные песни
Итоговое мероприятие:
Открытое занятие «Путешествие в историю города Архангельска»
Работа с родителями
Выпечка Архангельских козуль дома вместе с детьми.
Семейные чтения «Сказки Степана Писахова», просмотр мультфильмов по произведениям С. Писахова.
Отчет для родителей о проведенной работе.
Март «Кострома – город серебряных кружев»
Видеотека: видео из передачи Галилео «Красносельская скань»; отрывок из передачи «Почемучка – с добрым утром малыши» - «Что такое прялка», «Лосиная ферма», «Терем Снегурочки в Костроме».
Чтение: работа с пословицами «Девку лен одевает», «Лен ручки любит», «Мни лен дольше, волокон будет больше».
Конструирование: пластилинография «Мы ювелиры - сканщики» (узоры из пластилина по шаблону).
Беседы: «Как наши предки шили одежду», «Кострома – город Золотого кольца России», «Кострома берестяная», «Корстрома – Родина Снегурочки», «Подвиг Ивана Сусанина», «Музей под открытым небом», «Как у Костромы появился герб», «Пожарная каланча – символ Костромы».
Выставка: тематический уголок.
Рассматривание: открытки «Оружейная палата Московского Кремля» (скань, иллюстрации из сказок «Пряхи»; чучело Кострома, сравнение с Масленицей; изделия из бересты, льняная ткань, веретено.
Выставка творческих работ детей: «Расписная прялка», «Узоры скани».
Работа со скретч – картой России
П. и. : русские народные игры «Челнок», «А мы сеяли лен», «Калечина- Малечина», «Кострома».
Д. и. : «Что сначала, что потом» (скань, «Расставь по порядку» (как на Руси шили одежду)
Итоговое мероприятие:
Игра викторина «И зовется город – Костромой!»
Работа с родителями
Помощь в сборе коллекции магнитов, открыток по теме, оформлении тематического уголка.
Отчет для родителей о проведенной работе.
III. Заключительный.
Результат:
Дети получили новые знания о городах России; дошкольникам понятно и интересно данное направление, они проявляют интерес и любознательность, многие с родителями летом собираются посетить изученные города; у детей сформировано представление о культуре и ценностях жителей разных городов России; полученные знания и впечатления дети отражают в самостоятельной и совместной деятельности. Педагоги пополнили методическую копилку. Родители проявили интерес и активно участвовали в реализации проекта.