Папки-передвижки

Познавательно-творческий проект «Природная аптека» для детей 4–5 лет

Анна Хоржевская
Познавательно-творческий проект «Природная аптека» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Автор проекта педагог дополнительного образования

Хоржевская Анна Игоревна.

Вид проекта: познавательно-творческий проект "Природная аптека".

Срок реализации: краткосрочный 1 месяц (май).

Участники проекта: дети средней группы (4 - 5 лет, воспитатели, родители.

Публикация «Познавательно-творческий проект „Природная аптека“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

Пояснительная записка.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предполагает формирование общей культуры личности детей, в том числе ценности здорового образа жизни. Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. Экологическая грамотность и бережное отношение к природе являются большим потенциалом всестороннего развития детей.

Дети среднего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях. Необходимо помочь им осознать, что растения - это не только красота и часть живой природы, а так же они являются одной из составляющих жизни человека - они помогают нам дышать, лечат от болезней, приносят эстетическое удовольствие.

Важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, желание беречь и охранять ее.

Цель проекта: сформировать и закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края, их строении, внешнем виде и целебных свойствах.

Задачи:

• Сформировать знания детей о лекарственных растениях, родного края, и их целебных свойствах.

• Отметить значение лекарственных растений для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

• Развивать познавательный интерес к объектам природы, через чтение стихов, сказок, загадок, через практическую деятельность.

• Развивать связную речь, обогащать словарь, фантазию, воображение, творческие способности.

• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

• Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к растениям родного края, восприятия ее красоты и многообразия.

Методы работы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Формы работы: познавательные беседы, экскурсии на участке ДОУ, наблюдение за лекарственными растениями на участке ДОУ, чтение литературы, заучивание стихов, дидактические и подвижные игры.

Ожидаемые результаты:

• Расширение познавательного интереса к объектам природы, лекарственным растениям.

• Развивающая среда группы пополнится: дидактическими играми, литературой, стихотворениями, загадками, картотекой лекарственных растений, гербарием.

• У детей сформируются знания о лекарственных растениях родного края, их строении, внешнем виде и целебных свойствах.

• Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап:

• Разработка проекта.

• Постановка цели и задачи.

• Подбор информационного материала по теме (стихи, фотографии, художественная литература, физминутки).

• Разработка конспектов образовательной деятельности.

Основной этап:

Работа с детьми:

НОД по ознакомлению с растениями на территории ДОУ: «Экологическая тропа весной».

Беседы на темы: «Что такое природа?», «О правилах поведения на природе», «Знаете ли вы лекарственные растения нашего края?», «Лопух (репей). Строение, внешний вид и целебные свойства», «Подорожник большой. Строение, внешний вид и целебные свойства», «Крапива. Строение, внешний вид и целебные свойства», «Ромашка аптечная. Строение, внешний вид и целебные свойства»

Рассматривание фотографий: лекарственных растений ленинградской области.

Чтение сказок (приложение №1): В. Голованова «Сказка про Репейник», С. Заварухина «Жила-была крапива», Е. Роля «Сказка про ромашку», М. Нечаева «Сказка про трех друзей, разбитую коленку и подорожник».

Разучивание стихотворений (приложение №2): А. Кулагина-Фурсина «Подорожник», «Лопух букашкам верный друг.», М. Познанская «Ромашка», М. Лаврук «Крапива».

Загадывание загадок о лекарственных растениях.

Дидактические игры: «Найди тень растения», «От какого растения листок?», «Чей цветок?», «Найди по описанию».

Пальчиковые игры (приложение №3): «Растения», «Ромашка - краса».

Игра на развитие дыхания: «Чей листок раньше (дальше) улетит?».

Игры на развитие координации слова с движением (приложение №4): «Удивляемся природе».

Труд в природе: уборка мусора на территории ДОУ.

Наблюдения: за растениями на территории ДОУ.

Театральная деятельность: "Театрализованный рассказ":

Подвижные игры: «Такой листок - лети ко мне», «Вейся венок», «Поляна цветов».

Творческая деятельность:

Рисование «Ромашки», с натуры «Крапива».

Пластилинография «Мой друг - Подорожник».

Взаимодействие с родителями:

Оформление выставки «Лекарственные растения».

Создание картотеки лекарственных растений родного края.

Создание дидактических игр «Найди тень растения», «От какого растения листок?», «Чей цветок?», «Найди по описанию».

Найти и выучить стих: о любом лекарственном растении.

Подборка стихотворений, загадок, пословиц, поговорок о лекарственных растениях.

Составление родителей с детьми описательных рассказов или сказки о лекарственных растениях.

Заключительный этап:

НОД по закреплению знаний о лекарственных растениях на территории ДОУ: «Экологическая тропа: природная аптека на территории ДОУ».

Создание гербария лекарственных растений родного края.

Приложения.

Приложение №1.

Сказка про Репейник

Валентина Голованова

На берегу реки рос репейник. Он был невзрачен на вид. У него был слабенький стебелек и хилые лопушки. И качало его при ветре из стороны в сторону.

Все над ним смеялись. Особенно доставалось ему от Мальвы-Шток-розы, которая росла неподалеку. Посмотрите-говорила она смеясь, да у него сил меньше чем у Фиалки!

Бедного Репейника это очень огорчало и он старался скрыться в зарослях высокой травы.

По ночам, когда все вокруг затихало, он выглядывал из своего укрытия, наслаждаясь ночной тишиной и подставляя лунному свету,свои слабые лопушки.

Шло время, Репейник подрастал, стебель его креп, а лопушки превращались в большие листья.

И вот настал день, когда он подрос, слегка возвышаясь над травой. Цветы росшие вокруг, по прежнему считали его некрасивым.

Как может такое ничтожество расти среди нас - говорил один цветок. Он так уродлив, что никто и не подлетит к нему-говорил другой. Бедному Репейнику оставалось только молчать,страдая от того, что он так некрасив, что все его за это осуждают.

Была уже середина лета, когда с Репейником произошли изменения. Он стал крепким, могучим, а на концах его веточек, распустились бутоны. Они были очень красивы: темно-малиновые, почти бордовые, с белыми крапинкам на концах. Когда солнце поднялось выше, они стали источать медовый аромат и к нему устремились пчелы.

Первой, его увидела Роза. Посмотрите-воскликнула она, это же наш Репейник! Как он стал красив-добавила ромашка. И все остальные цветы согласно закивали.

А Репейник, стоял в лучах солнца, протянув к нему свои веточки и был счастлив.

Сказка «Жила-была крапива».

Светлана Заварухина

Жила была крапива. Жила она тихо и скромно, ни кому не мешая, у самой реки. Ей очень нравилось часами любоваться, как одна волна догоняет другую. После того, как по реке проплывёт какой-нибудь катер или пройдёт теплоход. Ещё ей нравилось наблюдать, как летом в реке плескались ребятишки из соседней деревни. Крапиве нравилось, что с их появлением на реке становилось весело и шумно. Она знала всех ребят и даже помнила их по именам. Крапива очень переживала, если кто- то из них долго не появлялся на реке. Ей казалось, что с ними, что то случилось. Тогда она наклоняла свою метёлочку с цветами вниз и, смотря на землю, рассуждала о том, что с ними могло случиться. Её мысли всегда заканчивались на одном и том же: «Малыш простудился или же его просто не пустили гулять». Она думала так: «Они очень много проводят времени в воде, а та порой бывает такой холодной, что даже ей стоящей на берегу, бывает холодно. То уж детям, которые булькаются в ней часами и подавно. А вот за что их ещё не отпускают на реку? Она слышала от ребят, как они говорили, что кого ни будь из них, сегодня не будет, так как его «НЕ ОТПУСТИЛИ»

Крапиве очень хотелось узнать, как живут эти ребята там, в деревне. Чем они занимаются, а особенно ей хотелось узнать о том, что они делают зимой? Ведь, как известно все растения зимой остаются под снегом, они спят. Крапива тоже растение и зимой она тоже спит. Так рассуждая и любуясь окружающим её миром, крапива простояла до первого снега. Затем она заснула и проспала целую зиму. Как только землю согрели первые солнечные лучи, крапива ожила и стала расти. Первые её расточки были тёмно- зелёного цвета, а некоторые даже бурые. Крапива так обрадовалась солнцу, что её росточки стали расти всё быстрее и быстрее. Она уже представляла, как скоро на реку прибегут её знакомые ребята, и она опять будет жить в окружении их радостных криков. Она и предвидеть не могла, что всего этого она может просто не увидеть. Однажды всё так и произошло. Крапива стояла и нежилась в майских солнечных лучах. Вдруг она услышала, как кто то подошёл к ней и стал трогать её листочки. Затем она услышала старческий шёпот: «Хорошая крапивка, сочная, мягкая. Пожалуй, я сорву весь этот куст. Немного оставлю для бани буду веник добавлять. Хорошо таким веником париться, спина болеть не будет. Немного оставлю для чая. Засушу, и всю зиму буду чай пить с «крапивными» витаминами. Всем издавна известно, что майская крапива самая полезная. Ещё оставлю для внучки Алёнки. Она любит в крапивной воде волосы ополаскивать. Ещё чуть- чуть оставлю для щей. Уж больно мы любим всей семьёй крапивные щи похлебать». Так разговаривая сама с собой, старенькая бабуля сорвала весь куст и пошла дальше. Крапива должна была бы очень расстроиться, из-за того, что ей ни когда не придётся любоваться рекой, но не тут то было. Всё это время она только и думала: «Сбылась, наконец- то моя мечта. Меня сейчас понесут в деревню, и я узнаю, как живут в деревне мои знакомые ребята, чем они занимаются». За своими мыслями она даже не заметила, что её сейчас разделят на несколько пучков, что каждому из них уже предназначен свой жизненный путь. У кого то он уже скоро прервётся, а у кого- то продлится чуть дальше. Ей это всё было не интересно. «Ведь не смотря на то, что она жжётся - думала она- Она в этом не виновата, природа защищает её этими колючками, от того, чтобы её не рвали просто так, ведь она очень полезна и может быть полезна людям».

Уже к обеду бабуля с крапивой оказались в деревне. Крапиву повесили вниз листочками. Бабуля сказала, что так она быстрей высохнет. Ещё она сказала, что если сушить в тени, где есть сквозняк, она - крапива, высохнет ещё быстрей, не потеряет цвет и сохранит свою ценность.

Крапива очень расстроилась, что здесь, в тени, она ничего не увидит и не узнает. Тут дверь открылась и на пороге появилась девчонка. Крапива её сразу узнала. Это была Алёнка. Крапива её часто видела у реки. Эта девчонка часто подходила к ней, рвала растущие рядом цветы, но её никогда не трогала. Алёнка плела из цветов очень красивые венки. Крапива всегда ими любовалась. «Так вот о какой Алёнке говорила бабуля - подумала крапива - Ну что ж, пусть она будет мыть волосы в моём отваре. Пусть они у неё будут ещё пышнее и длиннее, и в этом ей помогу я. Жаль, что я не увижу больше реки, не услышу голоса ребят, но это так здорово знать, что ты кому то нужна, что ты можешь сделать приятное и полезное своему почти что другу. Да, да другу. Ведь я Алёнку знаю уже давно. Пусть будет так».

Так думая о своей не такой уж как оказалось бесполезной жизни, крапива не заметила, как листочки её высохли. Оказывается, иногда достаточно быть нужным хотя бы один раз, но этот момент будет для тебя самым важным. Ты не один.

Сказка про Ромашку

Елена Роля

Это было замечательное, просто восхитительное утро! Небо было синее-синее, солнце светило ярко-ярко, ветерок качал кроны деревьев в такт пению птиц, а на лугу, обрадованные первыми лучами утреннего солнца, начали распускаться цветы! Все вокруг звенело красотой и рождением нового чуда! И оно родилось – это чудо. Родился новый цветок: распустил свои лепестки, потянулся и улыбнулся:

- Как красиво! – воскликнул цветок – Как хорошо! Как прекрасен мир! Интересно, а я тоже так прекрасен, как все вокруг меня? – и цветок стал вертеться под дуновением ветерка, пытаясь получше разглядеть себя со всех сторон, но так ничего и не увидел. Вдруг рядышком на земле он заметил лужу, и посмотрел в нее:

- Ой, что это? Кто это? Неужели это я? Простая, невзрачная ромашка! Это несправедливо! Вокруг цветут такие прекрасные цветы, такие душистые травы растут вокруг меня, а я – простая ромашка! – и Ромашка, качаясь на ветру, заплакала, роняя на землю капельки чистейшей блестящей росы.

А в это время по лугу шла маленькая девочка со своей мамой, которые решили перед завтраком прогуляться по утренней росе. Они шли, держась за руки, о чем-то говорили и смеялись.

- Какие хорошие, веселые люди! – подумала Ромашка – Ах, как бы я хотела им понравиться! Но я всего лишь простая ромашка: они пройдут и даже не заметят меня!

Но тут произошло то, что очень удивило Ромашку. Девочка остановилась, и, показывая на ромашку, сказала маме:

- Мама, посмотри! Какое красивое солнышко!

- Солнышко? Какое солнышко? Здесь нет никакого солнышка! – удивилась Ромашка.

- Вот оно, мама. Это – золотое солнышко, – сказала девочка, показывая на сердцевину ромашки, - а это – его лучики! – и девочка показала маме на лепестки – А почему оно плачет? Оно чем-то расстроено! Ему грустно! Не плачь, Солнышко, я возьму тебя к себе домой! У нас хорошо и весело! – и девочка аккуратно сорвала Ромашку. А тем временем Ромашка удивленно разглядывала девочку и думала:

- Неужели это она про меня? Ведь я же такая невзрачная, обыкновенная ромашка, и вдруг – Солнышко! Значит, я не такая уж обычная, значит я особенная? Ах, как хорошо! Ну а раз я – Солнышко, значит, я должна дарить всем радость и тепло! – и Ромашка от счастья начала танцевать в руках у девочки в такт ее шагов.

- Мама, посмотри! Мое солнышко повеселело, и слезки высохли! Ему нравится с нами! Вот здорово! – и девочка так обрадовалась, что домой уже не шла, а летела вприпрыжку – очень ей хотелось всем домашним показать поскорее, какое у нее теперь есть Солнышко!

Она прилетела домой, забежала на кухню и наполнила стакан водой, чтобы поскорее поставить в него Ромашку – ведь без воды она может засохнуть! А потом всем-всем показала и рассказала, как она нашла свое Солнышко, и как ему было грустно, как они с мамой его взяли с собой и теперь у нее дома будет свое, настоящее солнышко, и даже когда придут тучи и начнется дождь, дома все равно будет тепло и светло…

Ромашка слушала это, и радовалась. Теперь она поняла: она не просто ромашка, она – особенная, она – Ромашка-Солнышко!

Сказка про трех друзей, разбитую коленку и подорожник.

Марья Нечаева

В далеких-далеких зеленых джунглях жили-были три лучших друга – три динозаврика.

Одного из них звали Диплодок. У него были огромные толстые ноги, длинная шея и маленькая голова. Он любил есть траву и был травоядным. Второго динозаврика звали Птеродактиль. У него были крылья и клюв, как у птицы. Только крылья были не с перьями, а кожаные. Он любил есть все подряд. Третьего динозавра звали Тираннозавр Рекс. Он был большого роста, ходил на двух мощных ногах. Также у него была огромная зубастая голова и маленькие ручки. Он любил есть мясо и был хищником.

Друзья всегда и всюду были вместе. Играли, бегали, и как все дети – хулиганили. Но была у динозавриков одна очень нехорошая особенность: они совершенно не слушали взрослых. Все предостережения и замечания родителей динозаврики пропускали мимо ушей. В одну ухо влетело – в другое вылетело.

И вот однажды друзья как обычно бегали по берегу реки, протекающей недалеко от их домиков и придумали опасную игру. Они начали прыгать с одного большого камня на другой.

Когда в очередной раз Диплодок перепрыгивал, его нога внезапно соскользнула, и Диплодок сильно ударился коленкой об острый край валуна. Брызнула кровь, динозаврик закричал и заплакал от боли.

Друзья очень испугались за Диплодока и немедля бросились в джунгли – искать волшебную траву, которая способна остановить кровь и облегчить боль. Птеродактиль и Тираннозавр Рекс всю дорогу пытались вспомнить как называется то самое растение. Но, увы, безуспешно. Ведь динозаврики невнимательно слушали своих родителей, когда те рассказывали им о безопасности.

Вдруг друзья наткнулись на траву, которая, как им показалось, может помочь. Птеродактиль клювиком отщипнул листик и, друзья ринулись в обратный путь.

Запыхавшиеся они приложили листик на разбитую коленку, но вместо благодарности Диплодок заохал и заплакал пуще прежнего.

– Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой! Что же вы принесли! Это же крапива! – кричал Диплодок и катался кубарем.

Птеродактиль с Тираннозавром Рексом снова отправились в джунгли. Теперь они были более внимательны и рассматривали каждое растение до мельчайших подробностей. Подо. конник, подо. синовик, под. березовик… бормотали то и дело друзья, пытаясь вспомнить забытое название.

- А! Вспомнил! – закричал Тираннозавр Рекс! – Вспомнил! ПОДОРОЖНИК!

Вместе друзья также вспомнили как выглядит волшебное растение. Листики у подорожника гладкие, по форме напоминают яйцо или сердечко. А по всей поверхности листика проходят продольные бороздки.

Динозаврики немного послюнявили сорванный подорожник и приложили на разбитую коленку. И, о чудо, спустя пару минут кровь перестала идти, а боль действительно утихла. Обрадованные друзья поспешили домой, чтобы там как следует обработать ранку перекисью водорода и еще чуточку зеленкой.

Это происшествие стало для Птеродактиля, Тираннозавра Рекса и Диплодока настоящим уроком. С тех пор они стали внимательно слушать взрослых, которые продолжили учить их безопасности.

Приложение №2.

Ты найдёшь его всегда

Вдоль дорожки без труда.

Листья крупные растут,

Подорожником зовут.

Он невзрачный и простой,

Но всегда помощник твой.

К ранке листик приложи

Да покрепче привяжи.

Ранка быстро заживёт,

Боль, обида пропадёт!

Кулагина-Фурсина Анна

***

Лопух букашкам верный друг —

Укроет в непогоду,

А в жаркий день,

Подарит тень

Бездомному народу.

***

На лугу у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке –

Белый с желтеньким глазком.

Я цветок сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

Познанская М.

***

Я целебна и красива,

Летом в щи кладут меня.

Почему же от крапивы

Все бегут как от огня?

Лаврук М.

Приложение №3.

«Ромашка-краса»

(Сначала работаем правой ручкой, затем — левой.)

Вот ромашка-краса,

А в ромашке роса.

Как из чашки, из ромашки

Будут пить росу букашки.

Божья коровка приползла,

водички попила.

(Мизинчиком потёрли о большой пальчик этой же ручки.)

Приполз муравей — и ты попей.

(Безымянный пальчик потёрли о большой пальчик.)

Кузнечик скок-поскок —

и тебе глоток.

(Средний пальчик потёрли о большой пальчик.)

Майский жук прилетал —

всю водичку расплескал.

(Указательным пальчиком стучим по большому пальчику.)

Источник: https://www.stranamam.ru/post/25676/

«Растения»

Много всяких растений повсюду:

Возле речки, на пруду, на поляне и в саду.

(Пальцы сжаты в кулак, плотно прижаты друг к другу.)

Утром весенним раскрывают они лепестки.

(Медленно поднимаются вверх до высоты большого пальца – прорастает растение.)

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

(Тыльные стороны ладоней соединены, пальцы опущены вниз – корень растения.)

Приложение №4.

«Удивляемся природе»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (Потягивания—руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп.

Там морковь у нас растёт. (Правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой —

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (Приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (Потягивания — руки в стороны)

Мы её не будем трогать —

Обожглись уже немного. (Потягивания — руки вперёд)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (Дети садятся)

Публикации по теме:

«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент)«Природная аптека» Видовое разнообразие родного края (региональный компонент) На территории нашей малой родины в естественных условиях произрастает великое множество лекарственных растений, которые являются составной.

Познавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 летПознавательно-исследовательский (творческий) проект «Встречаем Пасху» для детей 4–5 лет Актуальность: Пасха – самый почитаемый праздник в православном мире. Празднование Пасхи - многовековая традиция, мы не должны об этом забывать.

Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?»Познавательно-творческий проект для детей 3–4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Познавательно-творческий проект для детей 3-4 лет (во второй младшей группе) «Почему у одуванчика разный сарафанчик?» Воспитатели: Порфирьева.

Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник»Познавательно-творческий проект для детей подготовительной группы «Будущий первоклассник» Цели: обобщение знаний дошкольников о школе, оказание помощи детям в адаптации к школьному обучению. Задачи : расширить знания о школе;.

Познавательно-творческий проект «Мой любимый город»Познавательно-творческий проект «Мой любимый город» Познавательно - творческий проект «Мой любимый город» Место проведения - МДОАУ города Нефтеюганска "Детский сад №26 - "Радость" Участники.

Познавательно-творческий проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Овощи и фрукты — полезные продукты» для детей среднего дошкольного возраста Тема проекта: Овощи и фрукты Название проекта: «Овощи и фрукты- полезные продукты» Цель проекта: закрепление знаний детей о витаминах,.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Познавательно-творческий проект «Ткани разные нужны» для детей старшего возрастаПознавательно-творческий проект «Ткани разные нужны» для детей старшего возраста Цель: ознакомление с видами тканей, различными видами деятельности с тканью. Задачи педагогической деятельности: обобщить знания о натуральных.

Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка»Познавательно-творческий проект для детей второй младшей группы «Варежка» Познавательно – творческий проект «Варежка» для детей 2-ой младшей группы Краткая аннотация проекта Тип проекта: познавательный, творческий.

Познавательно-творческий проект для детей 4–5 лет «Волшебница Осень»Познавательно-творческий проект для детей 4–5 лет «Волшебница Осень» Пояснительная запискаПроблема: Представления детей четвёртого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчивы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Природная аптека» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 17:08
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-творческий проект «Природная аптека» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Хоржевская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД