Елена Гайнуллина
Познавательно-творческий проект «Почему осенью листья желтеют?»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. В дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти, а знания, добытые самостоятельно, всегда являются основными и более прочными.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Почему осенью листья желтеют?“» размещена в разделах
- Деревья осенью, листопад
- Осенние деревья. Проекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Проектная деятельность, в процессе которой, ребенок активно познаёт окружающий мир, способствует формированию познавательных действий, учит самостоятельно проводить исследования, собирать доступную информацию об объекте исследования, фиксировать ее. Задача педагога помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе.
ПРОБЛЕМА
Деревья окружают нас повсюду, однако дети, как правило, мало обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к животным и цветущим растениям. Кроме того, дети часто воспринимают растения, в том числе и деревья, как неживые объекты. Дерево - прекрасный объект для наблюдений. Они имеют ярко выраженные сезонные изменения. На их примере могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой и другими живыми организмами. Деревья играют важную роль в нашей жизни. Состояние этих растений, их внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают.
Дети легко называют признаки осени. Но никто из детей не знает, почему осенью листья деревьев меняют цвет?
Проблемные вопросы:
- Почему осенью желтеют листья?
- Почему осенью листопад?
- Зачем деревья сбрасывают листья?
ЦЕЛЬ:
Систематизировать знания детей об осени, как о времени года, её признаках и явлениях. Расширить знания детей об изменениях, которые происходят с листьями деревьев осенью.
ЗАДАЧИ (для детей, педагогов, родителей)
- для детей:
1. Расширять представления детей о природных явлениях осени: почему желтеют листья?
2. Развивать познавательный интерес детей к исследовательской деятельности в процессе наблюдения за объектами живой природы и экспериментирования.
3. Формировать у детей предпосылки универсальных познавательных действий: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать, проводить сравнение, анализировать, составлять схемы и модели по изученной теме.
4. Активизировать и обогащать словарь.
5. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающего мира, разнообразие его красок и форм.
- для педагога:
1. Повышать профессиональную компетентность по формированию у детей представлений об объектах живой природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
2. Создать необходимые условия для совместной познавательно-исследовательской деятельности посредством обогащения развивающей предметно - пространственной среды.
3. Поддерживать у детей инициативу, любознательность, сообразительность, самостоятельность в процессе экспериментальной деятельности.
4. Вовлекать родителей в образовательную деятельность ДОУ.
- для родителей:
Повышать компетентность родителей по вопросам познания ребенком окружающего мира, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: Дети 6-7 лет, педагоги, родители
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 1 месяц
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Дети знают и называют осенние месяцы, периоды осени, приметы, умеют наблюдать, исследовать, анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Умеют правильно формулировать предложения, составлять рассказы по предложенному материалу; у детей сформированы навыки ответственного отношения к природе, как к основе экологических условий жизни.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
(этапы проекта, план мероприятий).
I этап – Подготовительный
1. Беседа с детьми. Наблюдения с детьми признаков осени.
2. Обозначение проблемы и темы проекта.
3. Подбор информационных ресурсов, энциклопедической и художественной литературы, интернет-ресурсов.
4. Создание предметно-развивающей среды: интеллект карта «Почему желтеют листья?», сбор листьев различных деревьев, сбор природных материалов, пополнение уголка природы энциклопедической, художественной литературы по изучаемой теме.
5. Создание проблемной ситуации: почему желтеют листья?
II этап - Основной
1. Беседы с детьми на тему: «Признаки осени», «Что такое листопад?», «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники».
2. Отгадывание загадок по теме «Осень».
3. Наблюдения с детьми на прогулке за деревьями, за изменениями погоды осенью.
4. Наблюдения за деревьями вне детского сада совместно с родителями.
5. Чтение детской художественной литературы по теме «Осень»: М. Грибачев "Рыжие листья", Н. Сладков "Осень на пороге", Г. Скребицкий «Четыре художника», К. В. Лукашевич "Осень", В. Бианки "Осень" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь", Т. Домаренок "Осень", И. Бунин «Листопад», Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», М. Лермонтов «Осень», С. Есенин «Закружилась листва золотая», А. Пушкин «Унылая пора. Очей очарованье», Е. Трутнева «Осень» и т. д.
6. Просмотр иллюстраций живописи известных художников по данной теме: И. Шишкин «Золотая осень», И. Левитан «Осенний день. Сокольники», Осенний пейзаж», «Золотая осень», В. Серов «Осенний вечер».
7. Рассматривание листьев различных деревьев.
8. Дидактические игры в режимных моментах «С какого дерева лист?», «Какой лист?», «Собери листья».
9. Рассматривание листьев с помощью лупы и под микроскопом.
10. Эксперименты и опыты с листьями:
- «Строение листьев» (у листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой)
- «Почему лист зеленый?» (выделение из листа хлорофилла, как самостоятельное красящее вещество)
- «Почему опадают листья?» (у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки)
- «Почему листья падают по-разному?» (крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и красиво кружатся)
III этап - Заключительный
1. Составление интеллект-карты «Почему желтеют листья?»
2. Выставка совместных работ родителей и детей «Осенняя фантазия».
3. Фотовыставка «Осень».
4. Работа по оформлению коллекции листьев.
ВЫВОД: Проектная деятельность повысила интерес детей, их родителей к познанию окружающего мира путем наблюдения и экспериментирования. Использование исследовательского метода позволило детям в ходе экспериментов и практической деятельности находить ответы на интересующие их вопросы, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие.
2. Дмитриева Е. А. ,Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками.
3. Шапиро А. И. Первая научная лаборатория. Опыты, эксперименты, фокусы и беседы с дошкольниками.
4. Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования.
5. Граубин Г. Р. Почему осенью листопад?
6. Художественная литература.