Волегова Юлия Александровна
Познавательно-творческий проект «Народы Алтайского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Актуальность проекта
Любовь к родному краю начинается не только с ознакомления с его географическими особенностями, но и с формирования представлений об особенностях культуры, обычаев, традиций людей, проживающих на его территории.
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов гражданско-патриотического воспитания. Важно воспитывать в детях такие чувства, как: уважение и любовь к Родине, малой родине, родному краю. Особенно важно формировать у детей такие положительные качества, как: коммуникабельность, активность, доброта, отзывчивость, толерантность. Только через личный пример педагогов, родителей, активную жизненную позицию можно достичь все вышеперечисленное.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Народы Алтайского края“» размещена в разделах
- Алтайский край
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2024
Алтайский край населяют люди разных национальностей. Важно отметить то, что каждый народ является уникальным, несмотря на то, что объединен общей территорией проживания. Чтобы лучше понимать другие народы, необходимо знать их культуру, традиции, быт и т. п.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть, детей может взволновать только что услышанный рассказ о разных народах края, но затем, со временем, возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта, реализует свои возможности в разных видах деятельности, эмоционально проживая каждое событие.
При беседах, просмотре и обсуждении видеороликов активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России, орнаментами. В игровой деятельности (подвижные и малые подвижные игры) дети знакомятся с фольклором народов родного края, проявляют активность и участие.
Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Народы Алтайского края». Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма. Цели проекта достигаются совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, социальных партнеров.
Форма проведения: педагогический проект
Вид проекта : познавательно-творческий.
Целевая аудитория: дети старшей группы «Ромашка» (5-6 лет); воспитатели; родители воспитанников
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о народах, проживающих на территории Алтайского края.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с особенностями культуры, обычаями и традициями народов, проживающих на территории Алтайского края (русские, украинцы, белоруссы, немцы, казахи, алтайцы);
Развивающие:
• Расширять кругозор у детей в области их представлений о родном крае.
Воспитательные:
• Воспитывать толерантность, доброжелательность к представителям иной национальности.
Продолжительность проекта : долгосрочный (с 06.11.23 по 30.01.24 гг.)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Планируемые результаты:
• У детей сформированы представления о коренных и иных народах, проживающих на территории Алтайского края.
• У детей сформирован познавательный интерес к национальным традициям, обычаям, жизненному укладу народов, проживающих на территории Алтайского края.
• Родители обогатили свои знания в области ознакомления с культурой, обычаями и традициями народов, проживающих на территории Алтайского края.
• Педагоги получили систему работы по формированию представлений детей о народах, проживающих на территории родного края.
Продукт проектной деятельности : Развлечение «Алтайское дефиле»
Используемые педагогические технологии, методы, приемы:
Технологии: проектная деятельность, игровые, ИКТ.
Методы и приемы: наглядные (демонстрация наглядного, дидактического материала, просмотр видеороликов); словесные (рассказ, беседа); практические (дидактические, музыкальные народные игры, игры-соревнования, работа над созданием макета); методы стимулирования (поощрение).
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении мероприятия:
Кадровые: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, сотрудники городской библиотеки детства и юношества г. Рубцовска.
Методические: программа регионального компонента МБДОУ «Детский сад № 24 «Солнышко»
Информационные: библиотечные (художественная литература, презентация); интернет-ресурсы (видеоролики).
Основная часть
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный.
Цель: подготовить план работы мероприятий.
1. Выявление проблемы.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями, социальными партнерами.
Предварительная работа:
• Информирование родителей о предстоящей деятельности.
• Подбор и оформление дидактического материала, бесед, ИКТ по теме проекта.
II этап. Основной.
Цель: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми.
Дата Форма работы Тема Цель Участники
Ноябрь
06.11.23 г. Рассматривание тематических альбомов Серия альбомов по Алтайскому краю Формировать познавательный интерес к родному краю Воспитанники, воспитатели
13.11.23 г. Видеоролик «Алтайский край» Продолжать формировать представления о родном крае Воспитанники, воспитатели
20.11.23 г. Беседа «Коренные народы Алтайского края» Формировать у детей представления о коренных народах Алтайского края (их традициях, обычаях, условиях проживания и т. п.) Воспитанники, воспитатели
23.11.23 г. Видеоролик «Кумандинцы – древний народ Алтая» Познакомить детей с представителями малых народов Алтайского края Воспитанники, воспитатели
28.11.23 г. Интервью «Волшебные слова» Вовлечение родителей в проектную деятельность Воспитатели, родители
Декабрь
04.12.23 г. Беседа «Все народы хороши, все народы нам нужны» Познакомить детей с народами, проживающими на территории Алтайского края Воспитанники, воспитатели
07.12.23 г. Напольное лото «Дружба народов Алтая» Закрепить знания детей о народах, живущих в родном крае, развивать внимание, навыки коллективного взаимодействия Воспитанники, воспитатели
11.11.23 г. Раскраски «Народы Алтайского края» Закреплять знания детей о национальной одежде народов, проживающих в Алтайском крае. Воспитанники, воспитатели
14.12.23 г. Подвижные игры и игры малой подвижности «Алтайская шкатулка игр» Развивать познавательный интерес к играм народов родного края, воспитывать уважение к их обычаям Воспитанники, воспитатели
18.12.23 г. Кластер «Народная узнавайка» Помочь детям систематизировать полученные знания о народах Алтайского края Воспитанники, воспитатели
21.12.23 г. Экскурсия в библиотеку Интерактивное путешествие «Краеведческий автобус» Продолжать формировать познавательный интерес к родному краю Воспитанники, воспитатели,
родители
Январь
15.01.24 г. Подвижные игры и игры малой подвижности «Алтайская шкатулка игр» Развивать познавательный интерес к играм народов родного края, воспитывать уважение к их обычаям Воспитанники, воспитатели
22.01.24 г. Видеоролик «Фестиваль национальной кухни «Мать земля Алтай» Формировать знания детей о национальной кухне разных народов; Воспитанники, воспитатели,
26.01.24 г. День национальной кухни «Хлебосольный край» Развивать познавательный интерес и воспитывать уважение к традициям разных народов Воспитанники, воспитатели,
родители
31.01.24 г. Изготовление макета «Алтай – гостеприимный край» Обобщать и закреплять знания о народах Алтайского края, их обычаях, традициях. Воспитанники, воспитатели,
родители
30.01.24 г. Развлечение «Алтайское дефиле» Совершенствовать знания детей в области традиций разных народов; развивать творческое мышление, фантазию. Воспитанники, воспитатели,
родители
III этап. Заключительный.
Цель: подведение итогов проектной деятельности.
Заключение
Проект «Народы Алтайского края» соответствует возрастным особенностям воспитанников старшей группы (5-6 лет). Формы, методы, приемы подобраны таким образом, чтобы сформировать у детей познавательный интерес к народам, проживающим на территории родного края, их обычаям, традициям, культуре.
Представления детей не формируются только на основе словесных методов (рассказ, беседа). Содержание данного проекта наполнено такими формами мероприятий, благодаря которым дети могут в большей степени реализовать свою активность, коммуникабельность, а также проявить у себя следующие качества: доброта, отзывчивость, толерантность, уважение и любовь к Родине, малой родине, родному краю.
На мой взгляд, проект «Народы Алтайского края» достаточно грамотно раскрывает перед детьми свои задачи, и дает возможность эмоционально прожить его. В дополнениях не нуждается.
Список источников:
1. Фильм к 80-летию Алтайского края [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zBKL24lk_Bk&t=4s Дата обращения: 10.11.23 г.
2. История Алтая за 10 минут [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=bKoUePUV5Kc Дата обращения: 05.12.23 г.
3. ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАСЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://triptonkosti.ru/7-foto/prezentaciya-naselenie-altajskogo-kraya-95-foto.html Дата обращения: 20.11.23 г.
4. Алтайский народ : традиции и обычаи [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/11520994493357506988
Дата обращения: 20.11.23 г.
5. Внеклассная работа "Алтайская шкатулка игр"[Электронный ресурс] Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/vneklassnaya-rabota-altayskaya-shkatulka.14657/ Дата обращения: 13.12.23 г.
6. "Игры народов Алтайского края" [Электронный ресурс] Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2019/07/16/igry-narodov-altayskogo-kraya Дата обращения: 14.12.23 г.
7. Алтайская народная игра «Кажык» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4jxaThIjj4o&t=180s Дата обращения: 07.01.23 г.
8. Мастер-класс «Организация татарских народных подвижных игр» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=4jxaThIjj4o&t=180s Дата обращения: 07.01.23 г.
9. Русская народная игра " Золотые ворота" ГБОУ Школа № [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=5d7w0r1i0Jo&t=152s Дата обращения: 07.01.23 г.