Татьяна Марченко
«Народная тряпичная кукла». Семинар-практикум
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.
Задачи:
1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.
2. Познакомить с разновидностями народной куклы.
3. Познакомить с технологией изготовления куклы Масленица (тряпичная).
Публикация «„Народная тряпичная кукла“, Семинар-практикум» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Предварительная работа: Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки. Подготовка практического материала (иллюстрации народных кукол). Подготовка видео- презентации
Форма проведения: лекция, практикум.
Оборудование:
- компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
- презентация “Народная тряпичная кукла”;
- иллюстрации народных кукол;
- тряпичные куклы
- тканевые заготовки для изготовления кукол
- колокольчик, сундучок.
План проведения:
Вступительное слово ведущего .
Теория вопроса (лекция)
- Народная игрушка и детская игра: история возникновения.
- Роль обрядовой куклы в жизни русского народа
- Классификация кукол
Изготовление куклы Масленица (практикум).
- Из каких частей состоит
- Последовательность выполнения
- Изготовление куклы воспитателями
Актуальность - "Воспитательный дух фольклора"
Воспитательный дух фольклора формирует внутренний мир, закладывает первые нравственные представления. Это особенно важно на современном этапе развития нашего общества, которое в начале третьего тысячелетия столкнулось с ситуацией разрушения идеологии духовности, нравственности, морали. Идет пересмотр старых, порой основополагающих ценностей. Именно это разрушает связь с природой, культурой, семьёй. Воспитательный дух фольклора закладывает нравственные представления, формирует внутренний мир подрастающего поколения. Невозможно воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну без знания народных традиций, своих корней и истории.
Содержание:
Ведущий:
У бабушки Насти
Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)
Там заперт на ключ…
Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец (звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
- Смотрите-ка, что это у меня в сундуке?
Ведущий: Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой именно, мы сейчас постараемся разобраться.
История возникновения народной игрушки:
Игрушка во все эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется личность ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако, каждая эпоха накладывала свой отпечаток на содержание игрушек, их внешний вид, и соответственно на сами игры.
История народной игрушки уходит корнями в глубокую древность. Это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству. жизнь Как только малыш появлялся на свет, его верным спутником становилась "потешка", так называли игрушку наши предки. Самые маленькие получали погремушки или "шаркуны". Это могла быть засушенная коробочка мака с семенами, трещотка, яркий лоскуток ткани с колокольчиками или пришитыми кусочками меди. Кроме развлечения, эти игрушки, по мнению родителей, служили для привлечения к малышу доброго духа, ангела-защитника, оберегающего ребенка от нечистой силы и сглаза и как бы соединяли ребенка с миром добра. (Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.) Наши предки были прозорливы и умны. Чутко чувствуя природу ребенка, они давали ему ту детскую игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к дальнейшей жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребенка к дальнейшей жизни.
Игрушки деревенских девочек
Конечно же, тряпичные куклы. Мамы, бабушки мастерили дочкам куколок из кусков ткани и веревок. Такую куклу не выбрасывали, бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке, ведь в крестьянских семьях традиционно было много детей. Лицо у такой куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Наши предки считали, что такие игры приучают девочку быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме
Роль обрядовой куклы в жизни русского народа
Что такое кукла?. (Материал из презентации)
. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Кукла передаёт в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт – ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Народные куклы позволяли в детских играх отображать мир взрослых. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т. д.
В старину в играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На кукольных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах – плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур – «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха, «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.
Использование куклы не ограничивалось лишь игровыми действиями, она нередко выступала в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло.
В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии.
Чтобы отделить кукол игровых от обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы – порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом. При изготовлении куколки не пользуются ни ножницами, ни иглой, ни клеем. Кукла изготавливается только на основе разрыва ткани и нитей, скручивания и завязывания.
Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду.
Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Молодые девушки после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.
А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.
Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») – простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.
Народная хороводная масленичная игра
"Дядя Трифон"
Как у дяди Трифона
Было семеро детей (2 раза)
Было семь сыновей
Как на масленой неделе(2 раза)
Они не пили, не ели,
Друг на друга всё глядели(2 раза)
Разом делали вот так.
(Ведущий "Трифон" стоит в центре круга, после слов ". делали вот так. " показывает какую-нибудь фигуру, позу, движение. "Трифон" выбирает лучшего, и тот занимает место водящего.)
Практическая часть:
Ведущий:
Эй, внимание, всем вниманье!
Начинаем мы гулянье.
Торопись, честной народ,
Всех вас ярмарка зовет!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдешь.
Все подарки выбирают,
Без покупки не уйдешь.
На масленицу, устраивались народные гуляния, ярмарки. Издавна люди ходили на ярмарку, чтобы повеселиться, потешиться, покататься на каруселях, посмотреть и купить разные товары. Чего там только не было: и всякая кухонная утварь, и обувка, и ложки, и матрешки, и все, чего душа пожелает. На любой ярмарке была лавка мастеров, где каждый желающий мог научиться какому-либо ремеслу. И сегодня на нашей ярмарке для вас открыта лавка мастеров, где мы попробуем возродить русскую народную традицию женского рукоделия.
Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины. Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом мире держится на женщине.
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
(Л. Рубальская)
Итак, погружаемся в таинство изготовления кукол. Я хочу научить вас изготавливать тряпичную куклу Масленица.
Технология изготовления куклы: (презентация)
Рефлексия:
У вас получились разные, интересные, неповторимые куклы.
-Какие эмоции и чувства вы вложили в свою куклу?
-Как вы считаете, доступен ли ребенку такой вид рукоделия?
- В каких видах деятельности можно использовать такую игрушку?
- Появилось ли у вас желание сделать обереговую куклу для дома?
Ну, а наша ярмарка подходит к концу.
Вы на ярмарку сходили,
Себе куклу смастерили.
На память о нашей встрече позвольте подарить Вам одну из форм кукол Мартиничек, как символ приближающейся весны, радости и обновления.