Елена Близнюк
Русская народная тряпичная кукла
▼ Скачать + Заказать документы
Народная кукла – средство приобщения дошкольников к истокам русской культуры.
Актуальность этой темы объясняется тем, что в настоящее время одним из важнейших приоритетов дошкольного образования является духовно- нравственное воспитание детей. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют у дошкольников любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни. Народная культура близка детям, доступна их пониманию, так как окружающий мир отражается условно, через символические образы. Образцы народно-прикладного искусства обладают такими чертами, как типичность, красочность, декоративность. Это помогает формировать у детей эстетическое отношение к человеку, природе, искусству в целом. В связи с тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, важно знакомить детей с реальными предметами и материалами. Ребенок воспринимает внешний мир через предметы, которые его окружают. Интерьер, посуда, одежда, всякая домашняя утварь воздействуют на психику, интеллект, эмоциональную сферу маленького человека. От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта. Текстильная кукла стала предметом коллекционирования, объектом эстетических экспериментов, одним из средств самовыражения. Другими словами, в куклы принялись играть взрослые. А как же дети? Знают ли они народные куклы?
Публикация «Русская народная тряпичная кукла» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2016
Перед собой я поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народной куклы. Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, решила познакомить с изготовлением русской народной тряпичной куклы.
Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Самые вдохновенные творцы кукол — дети. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук. Прежде всего, важно отметить, что народная игрушка воздействует на все уровни ощущений: тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имеет материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, известно, что тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, небоязливое отношение к миру.
Дети узнали, что каждая кукла имеет свое значение. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. А главное, что традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это было чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать. Вот с такими куклами дети познакомились на занятии и сделали сами.
«Кубышка-Травница».
Эта кукла интересна тем, что её можно использовать как аромотерапия. Наполняли эту куклу травами : мятой, душицей, апельсиновыми корочками. Всем известно, что запах цитруса поднимает настроение, а травы мяты оказывают успокаивающее воздействие.
«Куколка на счастье».
Само название куклы говорит за себя. Ею любят играть девочки, заплетать косу. Единственная кукла, у которой есть ножки и длинная роскошная коса.
«Зерновушка или Крупеничка».
С этой куклой мы познакомились осенью. Ведь её мастерили после сбора урожая. Дети были удивлены, что внутри куклы может находится крупа, а в руках ключ. Кукла – хозяюшка,
Краткие образные характеристики помогали детям запомнить название кукол, формировали доброжелательное отношение к ним.
«Кукла Колокольчик».
Мы используем эту куклу для звонка на занятия. Это детей организует на рабочий лад после совместных игр.
На занятиях по изготовлению кукол у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, учатся пеленать и заворачивать кукол, одевать их, придумывают о них рассказы, разыгрывают драматизации. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, тем самым у них развивается моторика рук.
Для того чтобы привлечь внимание родителей к проблеме ознакомления детей с историческим прошлым своих предков, их играм и игрушкам я предложила родителям своих воспитанников активно включиться в совместную деятельность. На родительском собрании «Игрушки современных детей» провела практическое занятие «Зайчик на пальчик». Родители приняли активное участие в изготовлении данной игрушки.
Параллельно велась работа с педагогами. Знакомила педагогический коллектив с историей развития народных кукол, а также провела мастер класс, где педагоги с удовольствием сами изготовили куклы «Подорожница».
Хороши куклы в подарок добрым людям, для благотворительных целей. Дети и взрослые совместно принимали в изготовлении кукол для участия в благотворительной акции в поддержку детей с ОВЗ «Доброе сердце», в акции благотворительного фонда «Подари надежду».
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Народная игрушка является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру с куклой ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире.
А сейчас я расскажу, как сделать куклу «Подорожница».
И так начнём.
Куклу – «Подорожницу»
В путь с собой возьми.
Держит «Подорожница»
Горсть родной земли.
Любящая женщина
Молится и ждет,
Пусть дорога дальняя
Радость принесет!
«Подорожница» - рукотворный ангел-хранитель тела и души и хороший подарок для отъезжающих. Покидая родину, увозят с собой горсть земли или золы из родного очага. Это было давней и широко распространенной традицией. «Подорожница» очень сильна своим терапевтическим эффектом в уверенности — всё будет хорошо. Надёжный оберег, ибо как мыслим, так и складывается. К тому же мы всегда в пути!
Нам понадобятся лоскутки Делаем голову куклы, затягиваем ниткой.
ткани, вата.
Делаем повойник и затягиваем. С изнанки делам затягиваем ниткой
сарафан
Выворачиваем на левую сторону Скручиваем полоску для рук,
завязываем котомку, прикрепляем к рукам
Затем за головой куклы Завязываем платок. Наша куколка готова!