Наталья Трофимова
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Матушка печка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 14 «Родничок» общеразвивающего вида»
«Матушка Печка»
Автор: Клишева Наталья Альбертовна,
воспитатель
Новодвинск 2021г.
1. Введение
Актуальность
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Публикация «Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста „Матушка печка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность проекта, заключается в необходимости формирования духовного мира ребенка, живущего в мире ценностей более материальных, чем духовных. Необходимо с дошкольного возраста развивать у таких детей коммуникативные навыки, создавать атмосферу непринужденности и комфорта. Реализация такой системы невозможна без традиционной национальной культуры. Знакомство с бытом русского народа, фольклорными произведениями (сказками, потешками, прибаутками) дает ребенку возможность не только получить знания о жизни, обычаях наших предков, но и воспитывает их внутреннюю культуру на примере отношений, норм поведения, содержащихся в фольклорном материале, а также способствует развитию творческой активности у детей. Реализация авторской дополнительной программы ДОУ «Северный Родник» позволяет педагогу и детям узнать и изучить культурные традиции нашего народа. Одна из тем, посвящена именно русской печи.
Читая с детьми старшей группы русские народные сказки, загадки, поговорки, пословицы, нам довольно часто встречался образ печки. Нашим дошколятам захотелось узнать побольше о печке, ее устройстве, как раньше ее использовали и зачем? Желание и интерес детей привели нас к разработке проекта «Матушка-печка».
Новизна проекта состоит в том, что дошкольники будут знать и будут дальше продолжать изучать культуру своих предков.
Гипотеза: Уровень познавательного интереса и творческих способностей повысится у детей старшего дошкольного возраста в результате знакомства с культурными традициями русского народа.
Цель проекта :
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, посредством знакомства с русской печкой.
Задачи:
1. Знакомить детей с предметами русского быта, с русской печью.
2. Изучить внешнее и внутреннее строение печи, печную утварь.
3. Расширять кругозор детей посредством организации социального партнерства выставок, экскурсий, встреч с интересными людьми.
4. Продолжать знакомить детей с образом русской печи в пословицах, поговорках, поверьях, загадках.
5. Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Тип проекта :
творческий, познавательный
Сроки проведения:
Проект- долгосрочный (Январь-май 2019г.)
Участники проекта :
дети старшей группы, воспитатели, родители, педагоги дополнительного образования.
2. Этапы реализации проекта :
Подготовительный – январь 2019г.
Основной – февраль – апрель2019г.
Заключительный – май 2019 год.
Содержание проекта :
Подготовительный (январь 2019г.)
1. Создание совместного плана работы с детьми
2. Подбор наглядного и методического материала
3. Подбор научно-популярной и художественной литературы
Основной (Февраль – апрель 2019г.)
Решаемые задачи Деятельность участников Сроки
Познакомить детей с русской печью (презентации, фильмы). Вырабатывать у детей умения использовать в речи русский народный фольклор: загадки, пословицы, сказки. Обогащать словарный запас названиями предметов быта: (ухват, чугунок, русская печка, кочерга, крынка и т. д.). Воспитывать интерес к русской народной культуре, национальным традициям и обычаям, устойчивый интерес и уважение к истории и культуре русского народа. В рамках творческой недели «В русской избе» (на базе ДОУ) была проведена НОД «Русская печь всему дому кормилица»
Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью и ее атрибутами. В рамках творческой недели дети посетили «Русскую избу» в ДДТ (Детский дом творчества.)
Совершенствовать технику рельефной лепки (придавливать примазывать, разглаживать границы соединений частей, развивать пространственные представления и композиционные навыки. Совместная деятельность «Печечка» (Пластилинография).
Обучать правильному подбору
цветовых сочетаний, развивать и укреплять навыки рисования,
развивать художественный вкус,
создавать эмоциональную атмосферы.
В самостоятельной деятельности дети рисовали и раскрашивали эпизоды из разных сказок про печку.
Познакомить с особенностями профессии, рассказывать о разных печах, их устройстве, предназначении. Встреча с профессиональным печником.
Воспитывать у дошкольников интерес к мультфильмам, побуждать детей к активному обсуждению сюжета и пересказу, формировать эмоциональную отзывчивость на мультипликационный
фильм, закреплять знания детей о мультфильмах и их героях. Смотрели мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве»,«Жихарка», «Печечка».
Побуждать детей выражать эмоциональное отношение к прочитанному, рассказывать о своём восприятии поступков персонажей, размышлять над скрытыми мотивами их поведения.
Воспитывать чуткое отношение к художественному слову, умение замечать яркие описания, эпитеты, сравнения. Объяснять в доступной детям форме не понятные слова и эпитеты. Чтение художественной литературы: Юнна Мориц «Домик с трубой», сказки «Каша из топора», «Царевна-лягушка», «Лиса и заяц», «Финист – ясный сокол», «Лисичка со скалочкой», «По щучьему веленью».
Слушание песен из м/ф «Летучий корабль», песни Печки из фильма-сказки «Маша и Витя против «Диких Гитар».
Формировать психические процессы и способности детей.
Также играли в развивающие игры: «Варим щи» (дети складывают в чугун овощи, из которых варят щи, «Угадай по описанию» (предметы утвари, «Угадай сказку».
Приобщать детей к русской народной культуре, формировать представления о русском быте. Закреплять знания о произведениях русского фольклора (загадки, пословицы, поговорки). Формировать нравственные качества личности, самостоятельность, доброжелательность, коммуникабельность. Развлечение «Печки-лавочки» (с элементами викторины).
Познакомиться с детьми младшей группы, учить детей старшей группы преподносить свои знания и умения в виде «сказки», возникновение положительных эмоций между детьми. В рамках межвозрастного взаимодействия для детей раннего возраста была показана сказка «Колобок».
Итоговый (Май 2019г.)
1. Диагностика познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
2. Анкетирование родителей
3. Оформление выставки поделок
4. Создание альбомов и фотоальбомов «Русская печка»
5. Анализ результатов деятельности
Работа с родителями:
Сбор информации и фотографий для проекта,
Создание альбомов и фотоальбомов,
Создание поделок для проекта.
Материально – технические обеспечения: Компьютер, бумага, краски, кисти, баночки для воды, карандаши, цветные мелки, пластилин, телевизор, аудиозаписи, колонки для звуковоспроизведения, иллюстрации.
Кадровое обеспечение: 1. Кадровые ресурсы: педагоги дополнительного образования, воспитатели группы.
2. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Закон Российской Федерации «Об образовании».
Техническое оснащение занятий: Музыкальный центр, компьютер, телевизор.
Результаты реализации проекта :
Ожидаемые Достигнутые
Повышение интереса детей к народным истокам и традициям нашего народа.
Работа над проектом помогла расширить кругозор детей о русской избе, изучить внешнее и внутреннее строение печи, печную утварь.
Знание детьми устного народного творчества, песен, декоративно –
прикладного искусства. Возможность проявить свою самостоятельность, творчество.
Создание альбомов и фотоальбомов, поделок о печке. Приобщение дошкольников к истокам традиционной культуры, понимание народных игр, фольклора, обычаев, традиций.
Продукт проекта :
1. Создание родителями книги рецептов «Блюда из печки».
2. Создание альбомов «Сказочные печи», «Печная утварь», «Картины художников», выставка поделок своими руками.
3. Заключение
Выводы:
По результатам реализации проекта можно сделать вывод : были пополнены знания детей о культуре и быте предков. Ребята смогли прикоснуться к наследию прошлого русского народа.
Ребята узнали, что, русская печь была не только сердцем и душой дома, но и основой всей жизни русского человека. Без неё жизнь людей в прошлом была невозможна. Мы познакомились с устройством русской печи, узнали, какой должна быть настоящая русская печь, расширили свои знания об использовании печи, познакомились с предметами печной утвари.
Таким образом, роль печи в жизни русского народа была велика, и отношение народа к печи было особенным. Печь была главной в доме, без неё не обходилась ни одна семья на Руси - матушке, потому что печь и кормила, и грела в суровые русские морозы, и лечила, и мыла-парила, предсказывала погоду, и умела делать ещё много разных вещей. В подобранных и прочитанных пословицах, поговорках, поверьях печь предстаёт перед нами как живое существо, что-то святое, неприкасаемое, одно только сравнение печи с «матерью родной» чего стоит!
Печь – сердце и душа дома, основа – крестьянского быта. Без русской печи жизнь людей в прошлом была невозможна.
Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней. До сих пор она используется жителями нашей страны. Но, конечно, уже не так как раньше. Печь уходит в прошлое, и поэтому ради сохранения русской культуры мы должны знакомить дошкольников с историей русской печи.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
В дальнейшем я планирую продолжить работу по проекту, но взять другую тему, например, «Как питались наши предки» или «В мастерской у народных умельцев» и т. д.
Список использованных источников
1. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2008 – 256 с.
2. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2007– 128 с
3. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998- 190 с.
4. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
5. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006 – 319 с.
6. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998 – 24 с.
7. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003 – 236 с.
8. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004 – 400 с.
9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003 – 196 с.